Литература
-
The unknown names of Perm literature: Marina Krasheninnikova 2021
The article is devoted to the study of the biography and creativity of the Perm writer Marina Krashennikova. The article focuses on the unknown name of the writer. The memories of the writer are studied. The author’s texts are analyzed. The writer's contribution to the history of Perm literature is described.
-
Нестандартные задания на уроках литературы как условие осмысленного чтения 2021
Современная школа требует от учителя новых подходов в преподавании, так как произошла переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления. На это ориентируют Федеральные государственные образовательные стандарты. Сегодня в условиях переизбытка количества доступной информации падает интерес к чтению, поэтому для учителя литературы становится приоритетной задача активизации познавательного интереса к художественному произведению и личности автора. Решение данной задачи требует нестандартного подхода к урокам литературы, в частности к разработке заданий, интересных школьникам.
-
Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе изучения рассказа В.В.Набокова «Бритва» 2021
Рассматривается применение стратегии «чтение с остановками» на материале рассказа В.В.Набокова «Бритва». Представлены универсальные учебные действия и духовно-нравственные ценности, которые можно сформировать у учащихся во время изучения данного рассказа.
-
Видеоурок по литературе "Стихотворения Булата Окуджавы". 11-й класс 2021
Цель урока: дать понятие о литературном жанре «авторская песня»; познакомиться с творчеством поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе (8 типовых экзаменационных варианта) 2021
Представлены восемь тренировочных вариантов ЕГЭ 2021 года по литературе.
-
Заседание читательского клуба по книге Мэтта Хейга "Быть котом" в формате open space 2021
Традиционно в начале учебного года планирую уроки внеклассного чтения «По страницам книг, прочитанных летом». Ученики 6–8-х классов презентуют читательские дневники, рассказывают о книгах, которые им особенно понравились, предлагают произведения для обсуждения. Общим голосованием выбирается произведение, которое вызвало наибольший интерес, определяется время его обсуждения - и ребята начинают готовится к заседанию читательского клуба в формате open space («открытое пространство»). Данный формат им очень нравится: здесь нет заранее подготовленной программы или повестки дня; любой желающий может заявить тему для обсуждения, сформулировать свой вопрос, взять на себя лидерство.
-
Олимпиады по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов 2021
Представлены задания для проведения олимпиад по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов.
-
Конспект интегрированного урока (2 часа) в 7-м классе (литература и история) «Севастопольская страда» (по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» и историческим событиям первой Обороны Севастополя 1854–1855 гг.) 2021
Работа посвящена знакомству с рассказом Л.Н.Толстого из сборника «Севастопольские рассказы» и историческими событиями и документами первой Обороны Севастополя в рамках уроков внеклассного чтения. Участники творческой группы подготовили к занятию выступления от имени защитников Севастополя, викторину «Знаешь ли ты Севастопольскую оборону?». На урок приглашён почётный гость капитан первого ранга, штурман Михаил Арефьевич Хальзов, участник Великой Отечественной войны.
-
Технологическая карта урока литературы по теме "Образ разбойника в литературе. Заключительный урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский»" 2021
Цели урока: понимание ключевых проблем, отраженных в романе; выявление заложенных в произведении нравственных ценностей; умение анализировать литературное произведение.
-
Литературный квест «Знаешь ли ты учебную программу по литературе, и для чего тебе её нужно знать»? 2021
Литературный мини-квест «Знаешь ли ты учебную программу по литературе, и для чего тебе её нужно знать»? В представленном конспекте внеклассного мероприятия говорится о литературной игре по школьной программе для учеников 9-го класса. Учащиеся делятся на две команды и проходят пять испытаний; «соедини», «видеовопрос», «создай иллюстрацию», «объясни высказывание», «устное выступление». После каждого пройденного этапа проводится рефлексия, в конце мероприятия итоговая рефлексия на сплочение двух разных команд. Цель игры: обобщить и систематизировать знания по основным разделам программы.
-
Эффективные формы формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла 2021
В условиях современных требований, когда целью образования и воспитания является формирование успешной, конкурентоспособной, адаптированной к социуму личности обучающегося, учителю необходимо отступать от формы стандартного урока. В связи с этим целесообразно проводить такие уроки, на которых ученики могли бы проявлять свои личностные качества, творческий потенциал, включаться в процесс широкого коммуникативного взаимодействия.
-
Христианская символика в произведении Геннадия Михасенко «Милый Эп» 2021
Мальчишка учится в восьмом классе, прекрасно разбирается в физике и электронике, но у него большие трудности с английским языком и конфликт с учителем. В этот жизненный момент мальчика терзают сильные сомнения. Главный герой должен принять серьезное решение: стоит ли ему дальше учиться в школе? Со своими проблемами он находится один на один. И в этот момент жизни на помощь приходят божественные силы.
-
Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова. Подготовка к ЕГЭ 2021
Представлена презентация по литературе для подготовки к сдаче ЕГЭ. Тема: "Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова".
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Дело об украденных словах (изобразительно-выразительные средства языка)" 2021
Цель урока: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
-
Актуальные проблемы чтения учащихся как отражение современной действительности 2021
Данная статья представляет собой материалы исследовательской работы по теме «Взаимосвязь мотивационной потребности к чтению и современной действительности».
-
Исследовательская работа "Мы в ответе за тех, кого приручили" 2021
Цель работы: изучить повесть «Белый Бим Чёрное ухо», рассмотреть взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».
-
Великие полководцы России. Военно-патриотический проект для учащихся 8-х классов 2021
Задача проекта – широкое освещение жизни и подвигов полководцев А.Невского, Д.Донского, Суворова А.В., Кутузова М.И., Ушакова Ф.Ф., Нахимова П.С. в литературе и искусстве, проследить их связи с нашим краем.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К.Толстой). Конспект урока по литературе в 6-м классе 2021
Цель урока: формирование понятия о системе изобразительно- выразительных средств языка поэзии с включением в неё новых терминов "звукопись", "цветопись"; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэтов.
-
Русская рок-поэзия и её место в литературном процессе второй половины 20 века: материалы для урока литературы в 11-м классе 2021
Почему рок-музыка и рок-поэзия занимают особенное место в истории культуры конца 20 – начала 21 века? В чём необычность русской рок-поэзии как социального и литературного феномена? Об этом можно и нужно рассказывать старшеклассникам при изучении истории отечественной литературы и музыки 20 века. Рок-поэзия, став наследницей поэзии шестидесятников и авторской песни, сохраняет по сей день лучшие традиции русской лирики.
-
Исследовательская деятельность школьников. Обобщение опыта работы 2021
Отличным инструментом для приобщения школьников к родной культуре является исследовательская деятельность. Современные стандарты образования диктуют необходимость организации проектной и исследовательской деятельности в школе, и этот вид деятельности становится все более популярным и интересным как для детей, так и для педагогов.
-
Характеристика персонажей и их жилища на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2021
Научиться понимать характер героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русской сказки. Интеграция литературного чтения и ИЗО является наиболее гармоничной, её рекомендуем для подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями. Распределение времени на уроке между предметами может проходить по двум вариантам 50% на 50% (75% на 25%), где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.
-
Знатоки природы (конспект занятия) 2021
Цель: вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету; расширить знания учащихся о значении растений в природе; воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника; раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т.п.); воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» 2021
Цель урока: знакомство с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек».
-
Работа с одарёнными детьми на платформе Zoom по произведению М.М.Пришвина «Чёрный Араб» 2021
Через произведения М.М.Пришвина у учащегося пробуждается чувство любви к Родине, сострадание к ближнему, к меньшим братьям и любовь к окружающему миру. Обучение читателя к пониманию важности слова даёт значимый вес в жизни человека, оно правдиво и живо. Писатель-путешественник, краевед, фенолог, как справедливо называют Пришвина, прежде всего, является поэтом человеческой души, великолепным мастером художественного слова.
-
Опытно-педагогическая деятельность по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 2021
В современном мире все больше поднимается вопрос о читательской культуре подрастающего поколения. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Поэтому в настоящее время навык чтения у детей младшего школьного возраста приобретает бессознательный характер. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.
-
Методические рекомендации по теме «Сопоставительный анализ как условие совершенствования методики изучения жанровых особенностей рассказов на примере творчества И.А.Бунина и В.М.Шукшина». Модели уроков 2021
Рассказы И.С.Тургенева («Хорь и Калиныч»), Л.Н.Толстого («Севастополь в декабре»), И.А.Бунина («Кукушка»), И.С.Шмелева («Русская песня»), В.М.Шукшина («Микроскоп»), изучаемые по программе Меркина Г.С. в 7-м классе, подчинены одной теме – теме народного характера. Их анализ в школьной программе проводится по отдельности. Однако вне сопоставления этих рассказов друг с другом и другими произведениями, посвященными той же теме, разрушается целостность осмысления категории народного характера в русской литературе. Актуальна эта проблема и до сего дня, и школьники в силу своего возраста пытаются разрешить ее однолинейно и однозначно. Нам представляется возможным провести параллели между предлагаемыми к изучению произведениями, найти то, что их объединяет, увидеть, как идейное содержание организует форму произведения, т.е. жанр. Рассмотрение различных способов решения одной темы в единстве, вырабатывает у учащихся умение обобщать, видеть явления, вещи, события в их взаимообусловленности. Программа под редакцией Г.С.Меркина позволяет организовать предложенную систему уроков, не изменяя содержания программы, так как содержит блок «внутрипредметные связи».
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2021
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
-
Рабочая программа по родной русской литературе. 5–9-е классы 2021
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература». Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература».
-
Урок по творчеству хакасского поэта Анатолия Кыштымова 2021
Цель урока: знакомство с творчеством поэта; формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков; формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся; создание условий для творческого самовыражения учащихся.
-
Методическая разработка урока на тему «Сатира в «Истории одного города «М.Е.Салтыкова-Щедрина» 2021
Цель урока: изучение сатиры в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»; развитие умений сжато излагать содержание прочитанного; доносить свою позицию до других; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.