Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.
Планируемые результаты
Предметные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- характеристика героев, сопоставление героев одного произведения;
- определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции.
Метапредметные:
- умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества.
Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся получают индивидуальные задания (подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, об исторических событиях, оказавших влияние на жизнь и творчество писателя; выразительное чтение отрывка из рассказа « У плакучих берёз). Оформление урока: видеофильм, презентация, тексты произведений писателя.
Ход урока
Организационный момент
Вступление
(подготовка школьников к восприятию литературного произведения). Прослушивание песни «Берёзы в России» (в исполнении Е.Росса, https://youtu.be/dgZz62fvB3k, 2 мин.) На слайде слова песни. Автор музыки и слов - Игорь Чабан.
Твои берёзы белые, Россия,
Твоё хранят тепло и доброту,
И только здесь могу я быть счастливым,
И только здесь любимым быть могу.Я обниму берёзку, как невесту,
Щекой прижмусь к прохладной берёсте -
Земля моя, с тобой навеки вместе,
Я остаюсь и в счастье, и в беде!
Беседа. Какие ассоциации вызывает у вас песня? Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся. Думаю, о Родине, так как берёзы - это символ России. Ещё: о расставании, о потерях, о беде - мотив песни грустный).
Учитель. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, имеет красивое название «У плакучих берёз». Он грустный и очень трогательный.
Актуализация знаний учащихся
Автора рассказа вы вспомните с помощью отрывка одного из его произведений. (На слайде отрывок из рассказа И.С.Шмелёва «Как я стал писателем».)
Ученик читает: «… В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал - длинное и в стихах! - путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору».
Учитель. Вспомнили? (Ответы: Да, это Иван Сергеевич Шмелев. Отрывок из рассказа «Как я стал писателем»). Ещё с каким его произведением вы знакомы? («Как я встречался с Чеховым»).
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом писателя «У плакучих берёз».
На слайде тема урока. И.С.Шмелёв. «У плакучих берёз». Человеческие судьбы в эпоху войны. (Запись в тетрадях даты и темы урока).
Целеполагание
Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.
Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно познакомиться с произведением; определить, кто является героем произведения.
Учащиеся определяют цели урока. Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?
Учитель. Как вы думаете, почему писатель обратился к теме войны? Обратите внимание, в каком году написан рассказ? О какой войне рассказывается в нём?
Этап осмысления
На слайдах страницы из биографии писателя (2 мин.). Ученик и ученица комментируют.
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября ) 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции. Читать и писать Ивана учила мать. Далее Шмелев обучался в шестой Московской гимназии. После окончания гимназии Шмелев поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. После окончания учёбы служит чиновником в центральных губерниях России.
В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством. В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.
Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, смерть единственного сына. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.
«Лето Господне» - самый известный и светлый роман Шмелева, на написание которого ушло около 14 лет, создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелева образ России прошлой. «В ней, - говорил Шмелёв о своей книге, - я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».
Слово учителя. Первую мировую войну И.С.Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни», куда входит и рассказ «У плакучих берёз».
Сообщение ученика. Мировая империалистическая война 1914-1918 (с 1-го августа 1914 до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы - все было направлено на уничтожение человеческой жизни.
Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог - 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.
Учитель. И.С.Шмелев был среди тех, кто воспринимал случившуюся общемировую катастрофу с печалью, усиленной личными переживаниями: его сын Сергей - студент Московского университета - ушел на фронт с артиллерийской бригадой, воевал в 1916-1917 гг. на немецком фронте, был отравлен газом, примененным противником, и вернулся покалеченным войной. (С приходом Красной Армии в Крым Сергей Шмелёв, офицер армии А.Деникина, в ноябре 1920 г. был арестован и расстрелян большевиками).
Рассказ И.С.Шмелева о церковных поминальных книгах - «У плакучих берез (Памяти павшего в бою капитана Е. Е. Пиуновского)» создан в 1915 году в память о воинах Первой мировой. Писатель тем противостоял болезни человеческого духа - беспамятству - в самом глубинном смысле слова.
Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений
Комментированное чтение первой части рассказа. Читает подготовленный ученик.
«Мы идем в дальнюю дорогу, с котомками, с палками, в помятых гимназических фуражках. Впереди - много радостного, впереди - радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди - святое. И кругом - святое…» До слов: «… Плачет за рощей печальная кукушка».
Учитель. Поразмышляем над прочитанным. Какой образ является центральным в произведении?
Ученики. Образ плакучей березы. «… Над колодцем плакучая береза. «Только береза плачет… плакучая, называется». Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза…». Трижды повторяются слова «плакучая», «плачет».
Учитель. Почему особо значимым является определение «плакучая»?
Ученик. В толковом словаре это слово имеет два значения. Первое - часто плачущий, плаксивый; второе - имеющий длинные свисающие ветви (о деревьях и кустарниках). Здесь это определение означает не только то, что у берёз были длинные свисающие ветви, но и плач по умершим: «Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза».
Учитель. Но мальчикам невнятны «слышимые слова о горе». Читаем: «…Впереди - много радостного, впереди - радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди - святое. И кругом - святое <...> у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь…». Поэтому и пошутили они, бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. «А у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь», уверены были они.
Поминальные книги - это в церковном обиходе: книга для записи имен умерших для поминовения во время богослужения.
Продолжаем чтение.
Учитель. Как вы поняли эти строчки: «… А впереди - и для нас насадила жизнь плакучие березы»?
Ученики. Солдат говорит: «найдутся… всего будет, много впереди будет». Это предупреждение о том, что плакучая береза плачет и «по еще не убиенным».
Комментированное чтение второй части рассказа. Читает подготовленный ученик.
Учитель. О чём рассказывает нам писатель в этой части миниатюры?
Ученики. Повествователь идёт к тем же плакучим берёзам, в деревенскую часовенку, чтобы именно здесь вписать в поминальную книгу убитого на войне друга. Когда-то, будучи мальчиками, они приходили сюда и бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Они были уверены, что нет никакого горя. Но пришла война, убит друг, повествователь хочет в той старой поминальной книге оставить запись о нём, но тех поминальных книг уже нет. «Нарушены»,- отвечает монах.
Учитель. Что противостоит, по мысли автора, человеческому разрушительному беспамятству?
Ученики. Плакучие берёзы. Чтобы люди видели в «плакучих берёзах по дорогам» символические колокольни и услышали их погребальный звон, чтобы не забыли о погибших.
Учитель. Плакучим берёзам суждено преодолевать беспамятство. В том числе и рассказу Шмелёва. Теперь нам становится понятно, почему рассказ назван так.
Учитель. Вы обратили, какой подзаголовок имеет рассказ?
Сообщение ученика. Памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского. Капитан Пиуновский - друг детских лет автора, с ним они в детстве ловили окуней в Мещанском пруду, играли в эскимосов, общались с А.П.Чеховым, ходили в Троице-Сергиеву лавру на благословение к старцу Варнаве (рассказ «У плакучих берез»). Е.Пиуновский - реальное историческое лицо. Он является героем нескольких произведений И.Шмелёва: в лирическом рассказе «У плакучих берез» (1914), в «маленькой трилогии» писателя эмигрантских лет «Как я встречался с Чеховым» (1934), в романе «История любовная» (1927). Погиб в 1914 году в Карпатах в самом начале Первой мировой войны. Посмертно награжден орденом Святого Георгия.
Учитель. Таким образом, рассказ о Евгении Пиуновском - это и поэтический реквием по всем воинам, не вернувшимся с полей войны. «Березы их знают: они проходили здесь мальчуганами, матери носили их на руках к Угоднику, чтобы выпросить для них лучшей доли. Березы знают, за что они там легли. Они все знают... Они заглядывают и в мою душу, тянутся слабеющими ветвями, чтобы перерыть в ней чистое и темное... Шепчут они. Не то молятся, не то плачут...»
Рефлексия.Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Предлагаю учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке, высказаться о выступлениях учеников-информаторов.
Проверка усвоения изученного
Тестирование по рассказу И.С.Шмелёва «У плакучих берёз».
1.В основу миниатюры положено конкретное событие:
1) смерть друга;
2) смерть старичка;
3) смерть Тита и Сидора.
2. Повествователь идёт в деревенскую часовенку:
1) чтобы поговорить с монахом;
2) чтобы оставить запись о погибшем;
3) чтобы увидеться с плакучими берёзами.
3. Плакучие берёзы - это:
1) образы матерей, потерявших сыновей;
2)деревья с длинными, свисающими ветвями;
3) образ-символ, напоминающий об убитых.
4. Какой прием (или приёмы) лежит (лежат) в основе композиции рассказа:
1) приём антитезы;
2) усиление;
3) контраст и усиление.
5. Повторы: «Но тропки - те же, и люди те же, и так же бредут к Угоднику…» помогают создать:
1) образ плача;
2) повтор слов;
3) образ остановившегося времени.
6. Рассказ посвящён памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского, который является:
1) другом детских лет автора;
2) вымышленным героем;
3) героем Первой мировой войны.
7. Какое средство изобразительной выразительности использовано в предложении: «Берёзы знают, за что они там легли. Они все знают...»:
1) сравнение;
2) эпитет;
3) лексический повтор.
8. Главное в рассказе «У плакучих берёз»:
1) изображение войны как величайшего национального бедствия;
2) призыв к преодолению беспамятства;
3) повествование о личном горе.
Ответы: 1-1; 2-2;3-3;4-3;5-3;6-1;7-1;8-1.
Подведение итогов урока
Комментарий к домашнему заданию. Перечитать рассказ «У плакучих берёз», написать отзыв о рассказе или подготовить выразительное чтение отрывка ( художественный пересказ).
Учитель. Надеюсь, что ваше знакомство с жизнью и творчеством писателя на сегодняшнем уроке не пройдет бесследно, и вы еще не раз обратитесь к произведениям писателя, познакомите с его творчеством своих близких, а в будущем - своих детей. Желаю Вам дружбы с этим великим русским писателем.