Мастерская построения знаний по рассказу А.Алексина "Домашнее сочинение". Технологическая карта урока

Разделы: Русский язык, Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: А.Алексин «Домашнее сочинение»


Цели:

  • образовательная: совершенствование навыков смыслового чтения;
  • воспитательная: способствовать развитию критического мышления;
  • развивающая: способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Место урока в системе уроков данного раздела: дополнительный урок.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: мастерская построения знаний.

Ход урока

Этап урока

Методы, приемы

Содержание

Организационный

Прием «Настройка»

Озвучивается правило доверия
Объявляется тема мастерской - «Домашнее сочинение»

Подготовка к усвоению нового материала

Индукция
Фронтальная беседа

- Кто обычно пишет сочинения? Что такое сочинение?
- На каких уроках вы пишете сочинение?
- Любите ли вы писать сочинения?
- Пишете ли сочинения дома? Где вам легче писать сочинения: дома или в классе? Почему?
- Какие темы вам нравятся? Что такое «свободная тема?

Социализация
Предъявление определений

Письменный ответ на вопрос «Что такое сочинение?» и его публикация

Постановка познавательной задачи

Сообщение программы урока: прочитать текст рассказа А.Алексина «Домашнее сочинение», обсудить, написать тексты

Усвоение новых знаний и способов действия

Деконструкция
Фронтальная беседа

- Предположите, о чем будет рассказ?

Практическая работа: чтение с остановками

Чтение 1-й части текста (см. приложение «Текст 1»)

Фронтальная беседа

- Как относятся к чтению в семье Димы? (отдельно папа, мама, бабушка, Дима)
- Кто будет писать сочинение? О чем/На какую тему? Почему вы так думаете?

Практическая работа: чтение с остановками

Чтение 2-й части текста (см. приложение «Текст 2»)

Фронтальная беседа

- Почему Дима начал «взрослое» чтение с БСЭ?
- Добился ли своей цели?
- Почему он решил изменить тактику чтения?
- Предположите, что его остановило.
- Что и зачем люди сохраняют в книгах? (Этот вопрос озвучивается, если возникает идея сувениров в книгах)

Практическая работа: чтение с остановками

Чтение 3-й части (см. приложение «Текст 3»)

Фронтальная беседа

- Давайте вернемся к вопросу о том, кто пишет сочинение. Чье домашнее сочинение мы прочитали?
- Удалось ли ученику написать сочинение, соответствующее заданной учителем теме?
- Как вы думаете, почему Мария Никитична задала своим ученикам такую тему?
- Почему Дима сначала позвал бабушку, а потом решил сперва прочитать письмо сам?

Реконструкция
Практическая работа

Дописывание окончания рассказа

Социализация
Предъявление сочинений

Обсуждение работ в группах, выбор наиболее удачной либо коррекция и создание общего варианта

Первичная проверка понимания и первичная коррекция усвоения нового материала

Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Практическая работа: чтение с остановками

Чтение 4-й части (см. приложение «Текст 4»)

Фронтальная беседа

- Как вы считаете, в каком году происходит действие рассказа?
- Что вам удалось понять и угадать в своем тексте, а что не получилось? Что оказалось неожиданным?

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Обращение к новой информации и ее обработка
Фронтальная беседа

- Вспомните, как мы с вами определили, что такое сочинение.
- Найдите, в какой момент в авторском тексте слово «сочинение» заменяется словом «письмо» и в какой момент слово возвращается в текст.
- Как вы поняли, по мнению автора, это письмо или сочинение?

Обобщение и систематизация знаний

Корректировка творческого продукта
Дискуссия

- Всякое ли сочинение можно назвать письмом? Если да, то кому оно адресовано?
- Можно ли написать письмо году?
- Сформулируйте критерии, которые позволят отличить сочинение от письма.

Рефлексия

Заключительная рефлексия

- Прочитав рассказ, я понял…
- Я хотел бы написать сочинение на тему…

Домашнее задание

Напишите сочинение на теме по вашему выбору:
1) Отзыв о рассказе А.Алексина «Домашнее сочинение»;
2) Письмо себе в 2050 год.