Цели:
- образовательная: совершенствование навыков смыслового чтения;
- воспитательная: способствовать развитию критического мышления;
- развивающая: способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
Место урока в системе уроков данного раздела: дополнительный урок.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: мастерская построения знаний.
Ход урока
Этап урока
|
Методы, приемы |
Содержание |
Организационный |
Прием «Настройка» |
Озвучивается правило доверия
|
Подготовка к усвоению нового материала |
Индукция
|
- Кто обычно пишет сочинения? Что такое сочинение?
|
Социализация
|
Письменный ответ на вопрос «Что такое сочинение?» и его публикация |
|
Постановка познавательной задачи |
Сообщение программы урока: прочитать текст рассказа А.Алексина «Домашнее сочинение», обсудить, написать тексты |
|
Усвоение новых знаний и способов действия |
Деконструкция
|
- Предположите, о чем будет рассказ? |
Практическая работа: чтение с остановками |
Чтение 1-й части текста (см. приложение «Текст 1») |
|
Фронтальная беседа |
- Как относятся к чтению в семье Димы? (отдельно папа, мама, бабушка, Дима)
|
|
Практическая работа: чтение с остановками |
Чтение 2-й части текста (см. приложение «Текст 2») |
|
Фронтальная беседа |
- Почему Дима начал «взрослое» чтение с БСЭ?
|
|
Практическая работа: чтение с остановками |
Чтение 3-й части (см. приложение «Текст 3») |
|
Фронтальная беседа |
- Давайте вернемся к вопросу о том, кто пишет сочинение. Чье домашнее сочинение мы прочитали?
|
|
Реконструкция
|
Дописывание окончания рассказа |
|
Социализация
|
Обсуждение работ в группах, выбор наиболее удачной либо коррекция и создание общего варианта |
|
Первичная проверка понимания и первичная коррекция усвоения нового материала |
Промежуточная рефлексия и самокоррекция
|
Чтение 4-й части (см. приложение «Текст 4») |
Фронтальная беседа |
- Как вы считаете, в каком году происходит действие рассказа?
|
|
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний |
Обращение к новой информации и ее обработка
|
- Вспомните, как мы с вами определили, что такое сочинение.
|
Обобщение и систематизация знаний |
Корректировка творческого продукта
|
- Всякое ли сочинение можно назвать письмом? Если да, то кому оно адресовано?
|
Рефлексия |
Заключительная рефлексия |
- Прочитав рассказ, я понял…
|
Домашнее задание |
Напишите сочинение на теме по вашему выбору:
|