Урок литературы в 11-м классе с использованием алгоритма подготовки к сочинению в формате «итоговое сочинение». «Человек и время в русской литературе»

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: сочинение, итоговое сочинение


Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Деятельностная цель:

  • Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Содержательная цель:

    Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

  • предметные: формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе; формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам.
  • регулятивные: формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе.
  • коммуникативные: развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • личностные: формировать культуру речи; воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Методы:

по характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый

по степени активности учащихся:

  • продуктивные;
  • творческие

по источнику знаний:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные;
  • использование электронного носителя

стимулирования и мотивации:

  • познавательные;
  • социальные;
  • эмоциональные

интеллектуальные:

  • индуктивные
  • дедуктивные
  • сравнения
  • классификации материала

контроля и самоконтроля

  • устный
  • письменный

по организации деятельности:

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.
Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок - семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ - 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения - таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.
Объём вашего сочинения - 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя. Слайд № 2.
Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде.
Чтение определения.
Слайд № 3.
Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.
В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом».
Чтение направлений. Осмысление.

Слайд № 4.
Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?
Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.
Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

Слово учителя. Слайд № 6.
Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?
Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.
В значениях:
- форма материи;
- продолжительность;
- промежуток;
- момент;
- пора;
- период;
- эпоха;
- срок;
- грамматическая категория.
Предполагаемый ответ: многозначное.
Работа со словарём: анализ, сравнение.
Слово учителя. Слайд № 7.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.
Слово учителя. Слайд № 8.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени.
Учащиеся объясняют.
Слово учителя. Слайд № 9.
Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде.
Учащиеся читают.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?
Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?

Предполагаемый ответ: «Человек и время».
Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слово учителя. Слайды № 10, 11.
Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.
Учащиеся слушают.
Слово учителя. Слайд № 12.
Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.
1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?
2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?
3). Как вы понимаете значение слов «…время - кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?
4). Как вы понимаете строки «…время - это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека?
Предположительные ответы:
1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.
Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.
3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры.
Слово учителя. Слайд № 13.
Сделаем вывод из наших рассуждений:
Время проверяет наше право назваться Человеком.
Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик.
Запись учащимися 1 тезиса.
Слово учителя. Слайд № 14.
Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.
Слово учителя. Слайд № 15.
Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?
К уроку вы по группам перечитывали эти произведения.
Чтение пунктов памятки 4, 5.

Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.
Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение подготовленного ученика.

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».
О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Просмотр видеосюжета.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Слово учителя. Слайд № 19.
ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.
Одно из них - Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе.
Сообщение подготовленного ученика.
Слово учителя. Слайд № 20.
Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем.
Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку.
Слайд № 21.
Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук.
Просмотр видеосюжета.
Слово учителя. Слайд № 22.
Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем.
Запись 2-го тезиса сочинения учащимися.

Слайд № 23.
Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.

Слово учителя. Слайд № 24.
В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию - политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период - «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, - «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Сообщение подготовленного ученика.
Поработаем с текстом романа. Слайд № 25.
Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).
Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.
Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?

Чтение учащихся.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Слово учителя. Слайд №26
Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие.
Сообщение подготовленного ученика.
Слово учителя. Слайд № 27.
Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.
Слово учителя. Слайд № 28.
Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»?
Предполагаемые ответы учащихся.
Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.
Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

Слово учителя.
Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.
Слово учителя. Слайд № 29.
Вернёмся к алгоритму написания сочинения.
Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».
Слайд № 30.
Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой
Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 31
Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе.
Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения.
Слово учителя. Слайд № 32
Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения?
Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд № 33
Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?
В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Слово учителя. Слайд № 34.
Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».
Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:
1). Что значит родиться не в своё время?
2). Что значит жить, опережая время?
3). Что значит «быть с веком наравне»?
4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?
5). Историческое время - стрела или вихрь (круг)?
6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).
7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.

VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык...
3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…