Компетентностный подход в работе учителей русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Методическая работа в МО - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива МО в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.

Работа МО учителей русского языка и литературы гимназии проводится в соответствии с единой темой экспериментальной площадки: «Компетентностный подход в повышении качества гимназического образования». Методическая тема: «Формирование основных компетенций гимназистов через внедрение компетентностного подхода средствами русского языка и литературы».

Одной из задач в работе МО является организация повышения квалификации педагогов посредством включения их в деятельность по освоению и внедрению образовательных технологий и методов обучения, направленных на организацию различных видов самостоятельной работы, развитие учебно-познавательной мотивации, исследовательской и проектной деятельности гимназистов.

Как сделать урок русского языка и литературы интересным?

Учителей-словесников волнует проблема снижения интереса к языку и литературе в современных условиях, доступности информации любого толка и как следствие отсутствие или снижение читательской активности учащихся.

Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • необычные условия работы;
  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Как показывает наш опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Что можно развивать в личности ребенка? Мыслительные операции. Образовательные, коммуникативные и практические умения. Нравственные идеалы и эстетические представления.

Творческая группа учителей гимназии приступила к составлению сборника заданий по русскому языку, в основу которых положены основные виды компетенций:

  • коммуникативно-речевая компетенция;
  • языковая (лингвистическая и языковедческая) компетенция;
  • культуроведческая компетенция.

Указанные виды компетенций не только названы в образовательных стандартах как условия достижения целей обучения русскому языку, но и отражены в стандарте основного общего образования по русскому языку как главные составляющие содержания обучения русскому языку в школе. Из этого следует, что важнейшей задачей обучения на уроках русского языка становится целенаправленное формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, формирование у учащихся потребности совершенствовать свою собственную речь, соблюдая языковые и речевые нормы современного литературного языка.

Вопросы и задания носят комплексный характер, предполагают опору на дополнительные знания в области родного и изучаемого иностранного языков, на знание элементов истории языка, риторики, опору на лингвистическое чутье, догадку и начитанность в области лингвистической и художественной литературы. Формулировки заданий позволяют выявить как языковую и речевую компетентность школьников, так и их творческие способности.

Критериями оценки работ обучающихся являются :

  • понимание сути языкового явления
  • полнота и аргументированность ответа
  • стилистическое единство речевого высказывания
  • правописная культура ученика

I. Коммуникативно-речевая компетенция

Задания, проверяющие умения создавать самостоятельное речевое высказывание на заданную тему в соответствии с языковыми и речевыми нормами письменной речи.

Примеры заданий:

А) Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).

Б)

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!

Выскажите отношение к этим словам А.А.Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.

В) Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана. Как вы относитесь к обращению «товарищ» и «господин» («госпожа»)? Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.

Г) Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»: трясти - трус; крыша - кровля.

II. Языковедческая компетенция

Задания, выявляющие знания о языке, овладение основными нормами русского литературного языка, способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
  • игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос - ответ» и др.

Примеры заданий:

1. Задания на знание основных разделов курса русского литературного языка

А) Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой - современным:
[шыгат'], [шагат']; [падм'иг'иват'], [падм'иг'ават'], [мойус], [мойус'].

Б) Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву «Е»? Свой ответ аргументируйте.

В) Дайте толкование лингвистическому термину ортология.

Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.

2. Задания на знание норм русского литературного языка (грамотное владение языком и речью)

А) Малыш говорит: «Мышка какая юрчатая!» Правильно ли образовано слово юрчатая? Или надо сказать, что мышь юркая? Ответ обоснуйте.

Б) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: Апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат.

3. Задания на выявление способности к хорошей речи с использованием выразительных средств языка (хорошее владение речью)

А) Напишите, как вы понимаете значение термина звукопись? Объясните, как с помощью звуков поэт передаёт шум и завывание холодного осеннего ветра?

Б) К словам, которые устарели и не употребляются в современном языке, подберите родственные слова, активно использующиеся в наши дни. Как называются эти устаревшие слова:

Персты, кика, тщание, перси, чаять, десница, денница?

В) Расскажите, а какие ещё разновидности устаревших слов вы знаете? Чем они отличаются от перечисленных выше слов?

Г) Мы говорим: «Дом сгорел дотла». Объясните, что такое «тло»?

Подберите и запишите родственные слова.

III. Культуроведческая компетенция

Задания на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка .

Примеры заданий:

А) В болгарском языке есть слово надясно, в сербском - десно, а в русском (старославянском) - десница. Определите значение этих слов. Свой ответ аргументируйте. Приведите примеры употребления слова десница в поэтическом тексте.

Б) Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский - квасоля, сербохорватский - пасул, русский - фасоль

IV. Творческие задания

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

  • вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
  • вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

Примеры заданий:

А) Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Б) Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник.

В) Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?

V. Задания исследовательского характера

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

  • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
  • сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
  • исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Примеры заданий:

А) Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте про- иллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой? 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Б) Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?) 2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов. 3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах). 4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах). 6. Пропала буква (детективное расследование).

Нестандартный подход к изучаемому материалу в заданиях касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним).

Главное в работе учителя-словесника - личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне.

Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

Меняются ценностные установки в обществе и в образовании. Коротко задачу, стоящую перед образованием, можно сформулировать так: от «школы памяти» - к «школе мышления» и далее - к «школе развития».

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Основное общее образование. Стандарт основного общего образования по русскому языку. Часть 2. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. [Текст] - М. 2004
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты[Электронный ресурс] / А.В.Хуторской. - Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». - www.eidos.ru/news/compet/htm
  3. Федосенко О.А. Уверенность в себе как критерий социальной компетентности в процессе освоения культуры социальных отношений [Электронный ресурс] / О.А.Федосенко. - Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество»
    URL статьи: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=92
  4. Акулова, О.В. Конструирование ситуативных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ [Текст] / О.В.Акулова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова.- СПБ.: КАРО, 2008. - 96 с.
  5. Ерѐменко, М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников / М.И.Ерѐменко: 2-е изд., дополненное [Текст] - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 112 с.
  6. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть III / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. [Текст] - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. - 288 с.