Эпиграф:
Жизнь прожить - не поле перейти.
ПословицаСколько лет прошло! Сколько событий
минуло! А я все не могу забыть
бабушкиного пряника - того дивного коня
с розовой гривой.
В.Астафьев
Цели урока:
- Познакомиться с понятием «духовные ценности», определить общечеловеческие духовные ценности, выявить, какие духовные ценности присущи российского народу.
- Проследить, как отражены в рассказе духовные ценности российского народа, помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.
- Развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом, умение рассуждать.
- Привести к осознанию важности жизненных уроков в становлении личности.
Оборудование: планшетные ПК. Урок сопровождается презентацией
Ход урока
Вступительное слово учителя обществознания. Обсуждение эпиграфа 1 с учащимися.
Слово учителя. Предметом нашего изучения на сегодняшнем уроке станут ценности. Речь пойдет, конечно же, не о тех ценностях, что хранятся в сейфах и шкатулках. Сегодня мы будем говорить о ценностях, которые хранятся в душе и памяти человека, о духовных ценностях. Эпиграфом к нашему уроку служит русская пословица «Жизнь прожить - не поле перейти», как вы думаете, в чем заключается ее смысл? (обсуждение)
Актуализация знаний учащихся.
В 5 классе на уроках обществознания вы уже познакомились с понятием семейные ценности, вспомните, что это такое.
«Это не дорогие костюмы и платья, украшения. А вот альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, - всё это относится к семейным ценностям.
Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Семейная ценность - это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запёчатлённой в бережно хранимом семейном архиве.» (А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 5 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/index.html)
Семейные ценности нельзя одеть на праздник, продать или обменять, нельзя продать и купить почему? Потому что это не материальные ценности. Это ценности духовные.
Проблемный вопрос (учитель обществознания): Жизнь человека - высшая ценность?
Жизнь каждого человека - высшая ценность, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. Каждый из нас вносит свой вклад и оставляет свой след на земле, а вот каким будет этот след зависит от нас и для того, чтобы оставить в памяти людей, своих потомков, добрые, хорошие воспоминания, чтобы нас в будущем вспоминали с благодарностью, а не с проклятиями и существуют духовные ценности.
Объяснение учителя обществознания (понятия «духовные ценности», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности российского народа»). Духовные ценности - это долг, совесть, любовь, верность и преданность, любовь к Родине, справедливость. Дадим определение, которое нужно запомнить.
«Духовные ценности - это одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д.
Есть ценности важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ.
К ним относятся:
- Сохранение жизни человека,
- права и свободы человека,
- истина,
- свобода,
- справедливость,
- красота,
- добро,
- любовь,
- польза,
- защита окружающей среды,
- осуждение всех форм человеконенавистничества, утверждение ненасилия как основа жизни человеческого общества»
(А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово» http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html)
Откуда же взялись духовные ценности, кто их придумал? Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них, а ценности в свою очередь руководят поступками людей, вот почему они так важны и почитаются всеми людьми на земле и отдельными народами.
«Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.
Духовные ценности российского народа - семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других».
(А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html).
Обсуждение.
Как учится человек, как он приобретает духовные ценности?
Человек знакомится и впитывает в себя духовные ценности всю жизнь, они не падают на нас с неба, а формируются под влиянием других людей и прежде всего наших близких, мы познаем их через свои поступки, через поступки родителей, близких родственников. Друзей, изучая историю и исторические личности, через свои уроки жизни, осмысливая поведение других людей, а так же через произведения художественной литературы.
Слово учителя литературы. В основу рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой» легли воспоминания писателя о собственном детстве, произведение автобиографично, писатель искренне и открыто разговаривает с нами о самом важном и нужном.
Проблемный вопрос (учитель литературы):
О чем? (высказывания учащихся)
Какие духовные ценности российского народа отражены в произведении?
Аналитическая беседа.
Добро, долг, труд, любовь, семья - духовные ценности нашего народа. На каких жизненных уроках наш герой учится их постигать?
- В рассказе представлены две семьи. Что вы можете о них сказать?
- Какие поступки героев мы можем назвать добрыми?
- Как в рассказе показано, что такое долг?
- Каково отношение к труду в семье Левонтия и в семье Вити?
- Что такое истинная любовь? Как она показана в рассказе?
Работа по тексту. Поиск ответов на вопросы. (Учащиеся отвечают, приводя аргументы из произведения).
Прокомментируйте эпизоды, изображенные на иллюстрациях (презентация)
Рассказ называется «Конь с розовой гривой». Объясните, почему? Обращение к эпиграфу 2. Обсуждение финала рассказа.
На слайде демонстрируется таблица с примерами.
Духовные ценности |
«Левонтьевские» |
Витя |
Добро |
«Добрые советы» |
Бабушка купила пряник |
Долг |
Отсутствует ответственность, не переживают, обманывают, шантажируют |
Переживает, что не выполнил обещание, вина за обман |
Труд |
Не любят работать |
Приучается к труду: набери ягод - куплю пряник |
Любовь |
Жалость к Вите, а не любовь; равнодушие к живому |
Любовь к природе, семье |
Выводы: Любовь - добро - долг - труд - формируются в семье. Согласны ли вы, что семья - одна из самых важных духовных ценностей? Какую роль играет литература в формировании духовных ценностей человека? (свой ответ обоснуйте)
Рефлексия.
Учитель обществознания: У каждого народа есть духовные ценности - нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Как это проявляется в вашей жизни? (ответы учащихся)
Учитель литературы. В.Астафьев в своем произведении рассказывает об очень важном в жизни каждого человека. Давайте еще раз назовем эти прекрасные понятия. О каких духовных ценностях говорится в следующих народных пословицах? (слайд). «Ромашка». Задание: прокомментируйте пословицы, запишите их на лепестки ромашки. Пусть эти духовные ценности - долг, труд, добро, семья, любовь - всегда будут с вами и определяют ваши поступки (ромашка дарится ребятам на память).
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- Всякое уменье трудом дается.
- Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.
- Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
- Добро сеять - добро и пожинать.