Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают" 2009
Литературная композиция знакомит учащихся с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, воспитывает чувство патриотизма, гордость за свою страну. Школьники должны знать и помнить прошлое своей Родины и чтить память тех, кто не вернулся с поля боя.
-
"Как рождается пьеса?" 2009
Разработка урока предназначена для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы. Материал отражает жанровую природу пьесы. Предложенная форма организации деятельности учащихся позволяет раскрыть творческий потенциал пятиклассника.
-
Урок вежливости (по рассказу Б.В. Шергина "Рифмы"). Литература. 5-й класс 2009
После прочтения и изучения рассказа Б.Шергина "Рифмы" учащимся предлагаются обороты деликатной речи. Для наиболее полного усвоения вежливых оборотов речи на уроке используются отрывки из художественной литературы, иллюстрации учащихся, инсценировки различных жизненных ситуаций.
-
Урок-викторина по литературе "Лампада чистая любви" (Женщины в жизни и творчестве Пушкина) 2009
Урок-викторина проводится после изучения любовной лирики Пушкина. Проведение урока позволит расширить знания о жизни и творчестве поэта и выяснить, какое влияние оказали женщины на творчество Пушкина.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2009
В век обязательной сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку после девятого и одиннадцатого классов как никогда актуальна игровая работа на уроках, чтобы привлечь внимание обучающихся, заинтересовать нестандартными формами и методами работы.
-
Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Поэзия 2009
Программа по литературе отводит минимальное количество часов на изучение темы "Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия". Необходимо в сжатой форме рассказать о поэзии данного времени, пробудить интерес к чтению стихотворений, желание далее уже самостоятельно изучать данный материал.
-
Любовная лирика поэтов "серебряного века" 2009
В.Иванов, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак, О.Мандельштам о любви. Предлагаю услышать их на одном уроке, представить, что все они сегодня собрались в «башне» В.Иванова читать свои стихи.
-
Дети-инвалиды — полноправные члены общества 2009
Урок показывает творческий подход учителя в преподавании литературы. Проблему, поднятую в этюде «Слепой музыкант», ребята замечают в современном мире. Оценивая жизненные ситуации героев, дети анализируют свои поступки, восхищаются силой духа инвалидов. Проблемные вопросы вовлекают весь класс в обсуждение, не оставляя равнодушными к бедам сверстников.
-
"Бернард неуязвимый…" Биографическая экстраваганца (первый урок по творчеству Б.Шоу) 2009
Цель урока: знакомство с личностью писателя; работа по теории литературы (повторение особенностей драмы, освоение термина "экстраваганца"); развитие навыков выразительного чтения.
-
Показательный (открытый) урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по разделу "Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров". Тема урока: "Путешествие в село Фольклорное" 2009
Показательный (открытый) урок в 5-м классе является по типу уроком обобщения и систематизации знаний. Занятие проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся; развития монологической речи учащихся, актерского мастерства, свободного владения теоретическим материалом; воспитания у детей интереса к литературе, любви к устному народному творчеству, чувства патриотизма и национальной гордости.
-
М.Горький. Раннее романтическое творчество. Нравственно-этические искания 2009
Ранние рассказы М.Горького – романтические произведения. В них присутствуют исключительные характеры, сильные страсти, резкие контрасты, разгул стихии, экзотический фон, на котором развивается действие. Разработка урока для 11-го класса поможет познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру.
-
Урок-исследование "Смысл названия повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2009
Цели данного урока: расширить знания пятиклассников о русалках, развивать внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, подвести детей к самостоятельному выводу, почему Гоголь так назвал своё произведение. Урок интересен тем, что ученики играют разные роли: литературоведов, работников справочного бюро, следователей.
-
Проблемы и итоги изучения творчества А.И. Куприна 2009
Аналитическая статья о творчестве Куприна и его месте в русской литературе.
-
"Вернуться в Россию — стихами". Тема Родины в произведениях писателей-эмигрантов 2009
Вниманию педагогов предлагается сценарий литературного вечера для старшеклассников, в основу которого взяты произведения о родине русских писателей-эмигрантов.
-
Урок литературы по произведению А.Экзюпери "Маленький принц". Тема урока "У каждого человека свои звезды…" 2009
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственност.
-
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе 2009
Представлена система работы по изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе: материалы для составления характеристики литературного героя и сравнительной характеристики двух литературных героев, план характеристики литературного героя, сочинение, которое можно использовать в качестве примерного варианта на уроке развития речи.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Человек и природа. Фантастика и реальность в сказке. Философское звучание произведения Р.Д. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" 2009
Урок внеклассного чтения в 6-м классе знакомит учащихся с английским писателем Р.Киплингом. Воспитывает любовь к предмету через книги Киплинга, учит любви к животным; бескорыстию, человечности, порядочности.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова "Механик Салерно" 2009
Урок внеклассного чтения в 6-м классе воспитывает внимание к художественному слову, развивает любовь к русской литературе, формирует навыки лингвистического анализа произведения и представление об особенностях индивидуального стиля автора.
-
Медицинская тема в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Приводится описание занятия, основанного на интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин с включением элементов ролевой игры. Цель – активизировать самостоятельную учебную деятельность студентов и стимулировать мотивацию к изучению литературы.
-
Начинаем новую тему… 2009
Представленный материал представляет собой размышления учителя-словесника над тем, каким может быть начало изучения новой темы по литературе в старших классах, как могут вполне традиционные методы и приемы достигать главной цели – формировать читательскую культуру учащихся, приобщать их к гуманистическим идеалам великой русской литературы.
-
Понятие о былине 2009
Урок литературы в 7-м классе, на котором рассматривается понятие «былина», композиция былины, былинные герои, действие былины, ее изобразительно-выразительные особенности. Идет речь о двух циклах былин: киевском и новгородском – и об их сюжетной композиции. Большое внимание уделяется правильному чтению былины.
-
Интегрированный урок литературы. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" (5-й класс) 2009
Учитель знакомит учащихся с содержанием стихотворения "Бородино", обращает особое внимание на его художественные достоинства. Развивает у учащихся устную речь и навыки художественного анализа текста. Воспитывает интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения.
-
"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского 2009
Цель урока – помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина" 2009
Литературный КВН, посвященный творчеству А.С.Пушкина, проводится как внеклассное мероприятие, не требующее предварительной подготовки. Все задания для команд подобраны по произведениям Пушкина или связаны с творчеством поэта.
-
Урок-практикум по литературе в 8-м классе "Ах Невский… Всемогущий Невский!" 2009
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".
-
"Теория Родиона Раскольникова" (урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2009
Занятие основано на активных формах обучения: элементах семинара, дискуссии, эвристической беседы, проблемной постановки вопроса. Оно позволяет развивать аналитическое мышление учащихся, навыки исследовательской работы; формировать культуру устной и письменной речи.
-
Рассказы А.П. Чехова 2009
Занятие включает в себя несколько частей: обзор творческой биографии, рассказ о личности писателя, краткая характеристика его художественного стиля, анализ рассказа "Ионыч". Оно основано на использовании разных методических приемов, которые позволяют активизировать и реализовать самостоятельную и творческую деятельность учащихся.
-
Урок-проект "Пьеса М.Горького "На дне" 2009
Данный урок изучается в курсе "Русская литература" 11-го класса. Методически урок построен грамотно, все этапы урока по времени соответствуют норме. Материал подается на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, логично. Приведена самая необходимая терминология.
-
Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме "Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2009
Интегрированный урок (литература + психология + мастерство актера) с включением презентации. Глубокий анализ текста художественного произведения помогает учащимся задуматься о мотивах своего поведения, осознать свои чувства, переживания через проекцию поступков героев. На уроке затрагиваются нравственные, психологические проблемы.
-
"И всей весенней красотою сияет русская земля" 2009
Целью интегрированного урока по химии и литературе было убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И. Менделеев: «Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». И поэтому в названии урока – строчки стихотворения Александра Блока.