Литература
-
М.Горький. Раннее романтическое творчество. Нравственно-этические искания 2009
Ранние рассказы М.Горького – романтические произведения. В них присутствуют исключительные характеры, сильные страсти, резкие контрасты, разгул стихии, экзотический фон, на котором развивается действие. Разработка урока для 11-го класса поможет познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру.
-
Урок-исследование "Смысл названия повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2009
Цели данного урока: расширить знания пятиклассников о русалках, развивать внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, подвести детей к самостоятельному выводу, почему Гоголь так назвал своё произведение. Урок интересен тем, что ученики играют разные роли: литературоведов, работников справочного бюро, следователей.
-
Проблемы и итоги изучения творчества А.И. Куприна 2009
Аналитическая статья о творчестве Куприна и его месте в русской литературе.
-
"Вернуться в Россию — стихами". Тема Родины в произведениях писателей-эмигрантов 2009
Вниманию педагогов предлагается сценарий литературного вечера для старшеклассников, в основу которого взяты произведения о родине русских писателей-эмигрантов.
-
Урок литературы по произведению А.Экзюпери "Маленький принц". Тема урока "У каждого человека свои звезды…" 2009
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственност.
-
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе 2009
Представлена система работы по изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе: материалы для составления характеристики литературного героя и сравнительной характеристики двух литературных героев, план характеристики литературного героя, сочинение, которое можно использовать в качестве примерного варианта на уроке развития речи.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Человек и природа. Фантастика и реальность в сказке. Философское звучание произведения Р.Д. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" 2009
Урок внеклассного чтения в 6-м классе знакомит учащихся с английским писателем Р.Киплингом. Воспитывает любовь к предмету через книги Киплинга, учит любви к животным; бескорыстию, человечности, порядочности.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова "Механик Салерно" 2009
Урок внеклассного чтения в 6-м классе воспитывает внимание к художественному слову, развивает любовь к русской литературе, формирует навыки лингвистического анализа произведения и представление об особенностях индивидуального стиля автора.
-
Медицинская тема в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Приводится описание занятия, основанного на интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин с включением элементов ролевой игры. Цель – активизировать самостоятельную учебную деятельность студентов и стимулировать мотивацию к изучению литературы.
-
Начинаем новую тему… 2009
Представленный материал представляет собой размышления учителя-словесника над тем, каким может быть начало изучения новой темы по литературе в старших классах, как могут вполне традиционные методы и приемы достигать главной цели – формировать читательскую культуру учащихся, приобщать их к гуманистическим идеалам великой русской литературы.
-
Понятие о былине 2009
Урок литературы в 7-м классе, на котором рассматривается понятие «былина», композиция былины, былинные герои, действие былины, ее изобразительно-выразительные особенности. Идет речь о двух циклах былин: киевском и новгородском – и об их сюжетной композиции. Большое внимание уделяется правильному чтению былины.
-
Интегрированный урок литературы. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" (5-й класс) 2009
Учитель знакомит учащихся с содержанием стихотворения "Бородино", обращает особое внимание на его художественные достоинства. Развивает у учащихся устную речь и навыки художественного анализа текста. Воспитывает интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения.
-
"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского 2009
Цель урока – помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина" 2009
Литературный КВН, посвященный творчеству А.С.Пушкина, проводится как внеклассное мероприятие, не требующее предварительной подготовки. Все задания для команд подобраны по произведениям Пушкина или связаны с творчеством поэта.
-
Урок-практикум по литературе в 8-м классе "Ах Невский… Всемогущий Невский!" 2009
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".
-
"Теория Родиона Раскольникова" (урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2009
Занятие основано на активных формах обучения: элементах семинара, дискуссии, эвристической беседы, проблемной постановки вопроса. Оно позволяет развивать аналитическое мышление учащихся, навыки исследовательской работы; формировать культуру устной и письменной речи.
-
Рассказы А.П. Чехова 2009
Занятие включает в себя несколько частей: обзор творческой биографии, рассказ о личности писателя, краткая характеристика его художественного стиля, анализ рассказа "Ионыч". Оно основано на использовании разных методических приемов, которые позволяют активизировать и реализовать самостоятельную и творческую деятельность учащихся.
-
Урок-проект "Пьеса М.Горького "На дне" 2009
Данный урок изучается в курсе "Русская литература" 11-го класса. Методически урок построен грамотно, все этапы урока по времени соответствуют норме. Материал подается на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, логично. Приведена самая необходимая терминология.
-
Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме "Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2009
Интегрированный урок (литература + психология + мастерство актера) с включением презентации. Глубокий анализ текста художественного произведения помогает учащимся задуматься о мотивах своего поведения, осознать свои чувства, переживания через проекцию поступков героев. На уроке затрагиваются нравственные, психологические проблемы.
-
"И всей весенней красотою сияет русская земля" 2009
Целью интегрированного урока по химии и литературе было убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И. Менделеев: «Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». И поэтому в названии урока – строчки стихотворения Александра Блока.
-
Виды анализа лирического произведения 2009
В ходе подготовки и проведения данного урока у учеников формируются такие ключевые компетенции, как умение найти и систематизировать нужную информацию, умение самостоятельно и коллективно проектировать свою деятельность, умение доказать определенную точку зрения и эстетично её представить, умение анализировать и сравнивать.
-
Первая встреча с Владимиром Маяковским 2009
Тема «Творчество В.Маяковского» одна из самых сложных на уроках литературы, так как для учащихся этот поэт непонятен. Поэтому на первом уроке знакомства с Маяковским важно вызвать у читателей особые чувства к поэту-новатору: восхищение его талантом и уважение к человеку неординарному, такому разному в своих чувствах и действиях – быть огромным, которому все подвластно, и ранимым, который ищет помощи.
-
Урок литературы в 7-м классе "Будь судьбы своей капитаном" (по роману В.А. Каверина "Два капитана") 2009
13–14 лет – сложный возраст в жизни подростков, когда приходится самостоятельно постигать шкалу жизненных ценностей. Чтобы ученикам было легче находить образцы для подражания, мы обратились к роману В.А. Каверина «Два капитана». Работа над этим произведением предоставила нам широкие воспитательные возможности.
-
Урок внеклассного чтения "Приглашение к чтению". 6-й класс 2009
Разработка урока внеклассного чтения с использованием ИКТ. Цель урока – развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера, формирование читательской культуры. На уроке каждый ученик может проявить себя и получить высокую оценку.
-
Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой" 2009
Конференция повышает интерес учащихся 6-8-х классов к жанру фантастики; пропагандирует уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитывает у детей любознательность и прививает чувство ответственности за порученное дело.
-
Литературно-музыкальная композиция на стихи и песни поэтов и композиторов г. Кыштым Челябинской области 2009
Литературно-музыкальная композиция может быть использована в качестве основы любого региона. Материал подбирается таким образом, что можно его фрагментарно использовать на уроках, а также провести отдельное внеклассное мероприятие. Привлечение детей к творчеству местных деятелей искусства позволяет реализовать национально-региональный компонент.
-
Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти") 2009
Урок помогает произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы, показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе.
-
Конкурсный урок в 5-м классе, посвященный 210-летию А.С. Пушкина, на тему "Игра-путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина" 2009
Урок должен обобщить и дополнить знания учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
-
План-конспект урока по литературе в 5-м классе. Тема: "Устный рассказ по картине, близкой к изучаемому произведению" ("Бежин луг" И.С. Тургенева и картина "Ночное" В.Е. Маковского) 2009
Цель данного урока – углубить и расширить знания учащихся по произведению И.С. Тургенева "Бежин луг". Показаны методические приемы учителя и действия обучаемых, направленные на достижение указанной цели.
-
Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе 2009
Статья о подготовке литературных чтений.