Литература
-
Секреты мастерства писателя. "Маленькие рассказы" А.П. Чехова". 6-й класс 2013
Для подготовки к уроку заранее (по группам) готовятся инсценировки рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «обложки» рассказов, презентация (материал о писателе). На уроке жюри из учителей русского языка и литературы и учащихся старших классов оценивает участие школьников в конкурсе и инсценировке. В ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома сочинить рассказ.
-
Образ неба в прозе и поэзии XIX века 2013
Урок предполагает обращение к знаковым произведениям русской литературы XIX века, где возникает образ неба. Для учеников важно увидеть в небе не элемент пейзажа, а сюжетную единицу, которая тесно связана с главными образами. Рассматривая эпизоды из уже прочитанных произведений, учащиеся имеют возможность взглянуть на героев подчас с неожиданной стороны, прочесть философский подтекст, глубже понять авторский замысел.
-
Флора и фауна в поэзии А.Фета 2013
Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Он строит картину мира, которую видит, чувствует, осязает и слышит. Природа в лирике поэта живет своей разнообразной жизнью и показана в движении, в переходах из одного состояния в другое.
-
"Правда" Сони Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2013
Цель урока: определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой. Проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление" Сонечки; как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду" Сонечки.
-
Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. 8-й класс 2013
Цель урока: раскрыть светлый образ великого святого, просветителя. Тема имеет большое воспитательное значение, т.к. учит трудолюбию, скромности, нравственной чистоте на примере жизни С.Радонежского. Класс делится на две группы: литературоведов и искусствоведов, которые готовят к уроку нужный материал. Включенные в урок музыкальные произведения создают особый эмоциональный настрой.
-
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о комическом (сатира, юмор) в литературе. Знакомит с комическими средствами создания характера, формирует у учащихся навыки анализа сатирического рассказа, воспитывает духовные, нравственные качества учащихся. Учащиеся совершенствуют навыки умения критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, работать с текстом, развивают речь.
-
Интегрированное мероприятие по МХК, литературе и искусству "Там шепчутся белые ночи…" 2013
Интегрированные мероприятия по МХК, литературе и искусству традиционны в практике авторов. Мероприятие «Там шепчутся белые ночи» расширяют знания учащихся, побывавших в Санкт-Петербурге, об истории и культуре города, поддерживает интерес к истории, культуре и литературного края, страны, воспитывает патриотизм у старшеклассников, повышает культурный уровень.
-
Литературная гостиная. 6-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с биографией русских поэтов, истоками творчества. Формирует навыки выразительного чтения, развивает умение понимать, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения.
-
"Что есть истина?" По роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Попытка интеграции 2013
На уроке анализируются приемы создания образа Иешуа и «романа в романе» в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ведется разговор о проблеме нравственного выбора. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи; домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
На уроке у учащихся формируются умения анализировать художественное произведение и психологический портрет героев. Развиваются навыки исследовательской деятельности с целью выявления индивидуальности, присущей Печорину. Формируется умение целеполагания, навыки анализа литературного произведения; делаются обобщающие выводы.
-
Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов" 2013
Урок знакомит с творчеством кузбасских поэтов. Воспитывает любовь к природе, родному краю.
-
"Когда вы будете в Спасском…" Спасское-Лутовиново в жизни и творчестве И.С. Тургенева
2013
Есть в России места, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, чтобы почувствовать, какими глубинными корнями мы связаны со своей родиной, прикоснуться к великому духовному наследию народа. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново – подлинную литературную колыбель Тургенева – помогает учащимся лучше понять писателя, его творчество. Урок является подготовительным этапом к восприятию рассказов, входящих в сборник «Записки охотника».
-
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина
2013
Данная работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Побуждает прикоснуться к судьбе поэта, его творчеству и задуматься над понятием время и личность, писатель и тоталитарная власть.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения
2013
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» напомнит обучающимся о героическом прошлом нашей страны – о сражении под Бородино 1812 года. Пятиклассники познакомятся с композицией стихотворения и особенностями повествования, проведут художественный анализ текста, понаблюдают за развитием сюжета и поведением героев. Презентация поможет наглядно увидеть страницы войны 1812 г.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе на тему "Своя игра". 9–11-й класс
2013
Внеклассное мероприятие повышает интерес к русскому языку и литературе, развивает творческие способности, логическое мышление, кругозор учащихся, интеллектуальный и культурный уровень. Формирует умение работать в группе, в команде, сотрудничать. Игра состоит из трех раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда с 1 вопросом.
-
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы". 9-й класс 2013
Урок анализирует тему Отечественной войны 1812 г. Учащиеся вспоминают основные события войны, имена великих полководцев. Звучат строки из стихотворений на тему войны.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 310-летию основания Санкт-Петербурга "Санкт-Петербург–Петроград–Ленинград–Санкт-Петербург" 2013
Цель литературно-музыкальной композиции: формирование гражданственности и патриотизма школьников на исторической почве – героических примерах любви к родине, сыгравших очень важную роль в становлении российской и советской государственности. Воспитание основано на принципах системности и целенаправленности, развивает нравственный потенциал подрастающего поколения и формирует будущих членов общества.
-
Роль детали в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2013
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления. Учащиеся должны понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.
-
Читаем классику. ""Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"" 2013
Материалы можно использовать на заключительных уроках по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10-м классе, при подготовке к контрольному сочинению по творчеству писателя.
-
"Над миром мы пройдем без шума и следа" (сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Монолог" и "Дума"). 10-й класс 2013
Учащиеся совершенствуют навыки исследования текста, воображение. Автор помогает ученикам увидеть и почувствовать не только сообразную сторону произведения, но и красоту слова. Цель урока: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
-
Зачем мы играем "Ревизора"? 2013
Урок закрепляет пройденный материал. Автор воспитывает любовь к литературе и художественному слову, учит ребят работать в группе. Вырабатывает умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей. Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
-
"Пробуждение души". 8–11-е классы 2013
Урок литературы показан как совместное творчество ученика и учителя. Отражает не только принцип гуманизации знаний, но и идеи развивающего обучения. Проводится всегда в конце октября (до 30). В День памяти жертв политических репрессий, которой отмечается в нашей стране с недавних пор.
-
Литературное кафе "Великая сила любви" 2013
Внеклассное мероприятие в форме литературного кафе, посвященного любовной лирике.
-
Урок литературы по теме ""Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова" 2013
Урок вводит учащихся в мир поэзии Н.Рубцова на примере анализа стихотворения «Звезда полей». Сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского пробуждает интерес детей к творчеству поэта, развивает творческое воображение юных читателей.
-
"Ради жизни на Земле…" (по творчеству А.Т. Твардовского) 2013
В произведениях А.Т. Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал поэт. Его работы требуют сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …". Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
Урок литературы закрепляет изученный материал по теме; обобщает знания о жанровом многообразии литературного наследия поэта. Разгадывая кроссворд по произведениям А.С. Пушкина, учащиеся вспоминают произведения великого поэта, изученные с 5-го по 7-й класс. Урок сопровождается презентацией.
-
Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина. Выявляют жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя.
-
Урок-раздумье "Живой дух веры" (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник") 2013
Урок помогает учащимся осмыслить художественное воплощение замысла, о котором Лесков писал: «Хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; раскрыть образ Ивана Флягина как праведника Земли русской; задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, смыслом жизни человеческой.
-
Особенности образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
2013
Урок знакомит учащихся с особенностями образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Расширяются знания о помещиках и о приёмах создания их портретной галереи. Учащиеся имеют возможность поразмышлять над вопросом «Плюшкин живее или мертвее помещиков в поэме?»
-
Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее "Тихий Дон") 2013
Урок представляет собой слияние наглядного и словесного методов обучения. Усиливается эмоционально-психологическое воздействие, что мобилизует и концентрирует мышление. Цель: рассмотреть, как меняется язык писателя, предметный мир, абстрактных суждения, нравственно-психологический мир героев; подвести к выводу, что роман – образец для литераторов.