«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное»,-призывал выдающийся русский писатель, философ и гуманист Х1Х века Ф.М.Достоевский. Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф. М. Достоевского уже со школьной скамьи, с учащимися любого возраста. Но как сделать так, чтобы не только классный руководитель во внеурочное время проводил занятия, а чтобы это была целенаправленная работа специалиста по воспитанию вдумчивого читателя. Вся ответственность лежит на плечах учителя литературы. А наградой за этот бесконечный труд будет благодарность детей и родителей.
В тесном сотрудничестве с работниками литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского г. Семипалатинска проводились уроки с учащимися пятых классов «Фольклор и литература Х1Х и ХХ веков или Счастье-то только Иванушкам достается…» по роману «Бедные люди», с детьми шестых-девятых классов Час чтения по отрывку «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы».
С учащимися восьмого класса создан проект « Мотив раскаяния и прощения в романе Ф.М. Достоевского « Униженные и оскорбленные». Девятиклассники рассуждали о возможности выбора, читая рассказ «Кроткая». С учащимися выпускных классов 4 часа посвятили страницам романа «Идиот». «Мир красотой спасется» - так звучала тема занятий, на которых лицеисты искали ответы на сложные во все времена вопросы: «Почему мир нужно спасать? Какая красота спасет мир? Каким должен быть человек, который поможет людям увидеть спасительную красоту?» Даже хрестоматийные занятия по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе были настоящими открытиями. В работе для меня главное: нельзя повторяться, пользоваться однажды найденными, но ставшими собственными штампами. Это может закончиться охлаждением интереса к тебе, а значит, к преподаваемому предмету. Какой чудесной музыкой после двухчасового занятия звучат слова пятиклассника: « Я не хочу уходить с урока. Нисколько не устал». Можно и нужно найти время для изучения творчества великого русского писателя с учащимися пятых - одиннадцатых классов без исключения. В тематическом планировании всегда учитываются резервные уроки в конце года или обзорные темы. И возможно составить планирование так, чтобы приурочить часы, отведенные на изучение творчества великого художника слова Ф.М.Достоевского в дни его памяти, то есть в ноябре или феврале месяце.
Программой А.Г.Кутузова в 5 классе предполагается изучение рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности. На уроке учащиеся давали определение рассказу как малому эпическому жанру, осознали отличие новеллы Ф.М. Достоевского от ранее изученных рассказов; сопоставили реальность с жизнеподобной ситуацией произведения. Для того, чтобы выполнить все эти задачи, в течение двух учебных четвертей дети учились оформлять объемную информацию в немногословное выражение-опору для характеристики героев. После прочтения первой части новеллы «Мальчик с ручкой», учащиеся получили задание составить пятистишия - характеристики образов «мальчишка», «мальчики с ручкой». Получилось:
1. Мальчишка |
|
|
1. «Мальчики с ручкой» |
2. неизвестный, семилетний |
|
|
2. Голодные, дикие |
3. Просил доверчиво милостыню |
|
|
3. Вертятся, завывают, воруют |
4. В мороз одет по-летнему |
|
|
4. Без сознания о преступности |
5. Ребенок |
|
|
5. Существа |
На вопрос о ближайшем будущем этих детей ответ дает сам автор. Их ждет «голод, холод, побои, побег от халатников, чтобы бродяжить уже от себя». Учащиеся делают вывод, что в жизни этих обездоленных существ, «мальчиков с ручкой», нет никакой радости, нет к ним никакого сочувствия, нет у них никакого праздника и надежды на лучшее будущее.
Вторая часть новеллы написана также по жизненным наблюдениям. Писатель увидел накануне Рождества Христова, светлого, любимого, чудесного, долгожданного праздника, в подворотне у сложенных дров замерзшего мальчика. Суровые дворники и хмурый блюститель порядка или, одним словом, представители власти сердиты: слишком много хлопот с этими нищими трупами. А сострадающий обездоленным, сам задавленный бедностью автор пытается вместе с нами поразмышлять о происшествии. Так рождается еще одна чудесная сказка о маленьком мальчике, мечтавшем о сытости, тепле, маме, счастье, любви ко всем людям.
Читая и комментируя отрывок второй новеллы, учащиеся сопоставляли « Реальность» и «Жизнеподобие» в форме диаграммы Венна. Что же объединяет реальную жизнь и застекольную? А объединяет два мира маленький мальчик лет шести или меньше, который только «заснув», то есть, умерев, попадает на светлый радостный праздник, где есть мама, где его ждут, любят абсолютно все, где всех прощает и благословляет Он, Христос, Господь Бог. Все это могло случиться не только в праздник, но именно праздник усиливает трагизм происходящего. Мальчик верил, надеялся, искал место, где ему будет тепло, сытно, хорошо, счастливо. Всем и всегда помогает вера, надежда на лучшее будущее. У замерзшего мальчика такой надежды не было.
Для ответа на вопрос: «Можно ли решить проблему детской незащищенности, обездоленности, которая существовала в Х1Х веке, существует и сейчас, в ХХ1 веке?» учащиеся объединились в группы. Группы политиков, бизнесменов, медиков, учителей, журналистов, священников разрабатывали предложения для представления их в кабинет министров (присутствующие на уроке взрослые): «Как изжить нищету?». Прозвучали достаточно серьезные предложения: необходимо уменьшить налоги, организовать бесплатное, качественное образование, создать дома-приюты для нищих, открыть бесплатные столовые при храмах.
В конце занятия в течение одной минуты дети писали эссе: «Что могу сделать я сейчас, чтобы помочь хотя бы одному нищему, обездоленному человеку?» Потрясающе прозвучали высказывания учащихся, которые сошлись во мнении, что сейчас у них нет ни материальных, ни физических сил, чтобы оказать действенную помощь кому-либо нуждающемуся, но нельзя забывать, что нищий – такой же человек, как и ты. И ты можешь оказаться на его месте: «Будь же милосерден, ищи человеческое в человеке»!
Как призывал Ф.М.Достоевский: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». Этой мыслью закончился урок по новелле «Мальчик у Христа на елке», ею же начнется другой урок по отрывку «Мальчики» из сложнейшего романа «Братья Карамазовы»[1], который можно провести с разновозрастной группой учащихся или с одиннадцатилетними детьми. Не навязывая своего взгляда на героев и события, хотелось обратить внимание участников на проблему взаимоотношения друг с другом. «Будем добры»,- просит нас писатель. Как можно определить добрый человек или злой, умный или глупый, искренний или скрытный? Конечно же, по поступкам, по тому, как ведет себя человек. Когда каждый задумается над своими поступками, проблемами (каким быть?), он обратится к книге, чтобы с наименьшими потерями и духовными затратами найти для себя самые правильные ответы. В книгах Достоевского ошибается не герой, а сама жизнь. И ошибается она так часто потому, что гораздо сложнее простого и, казалось бы, очевидного правила: добрый человек – добрые поступки, злодей – злые поступки.
Старец Зосима отправляет Алешу Карамазова из монастыря в мир к людям, к братьям и отцу, чтобы спасти их от беды, привнести в их отношения мир и добро. ( Участники занятия узнали об этом, просмотрев кадры фильма «Братья Карамазовы») В момент, когда Алеша размышляет о брате Дмитрии и отце, его отвлекают дерущиеся ребята.
После прочтения отрывка, дети говорят о впечатлении, полученном от чтения. Комментируя текст, его можно разделить на 3 части:
- Алеша Карамазов, умиленно наблюдающий группу детей, желающий всем добра, хочет восстановить мир и среди этих школьников, похожих на невинных ангелов;
- Алеша беседует с группой из шести школьников;
- Алеша пытается помочь опальному мальчику.
Сравнивая мальчиков, составляя пятистишия-характеристики, учащиеся приходят к выводу, что автор использует прием антитезы:
1. Смуров |
|
|
1. Одинокий мальчик |
2. Румяный, белокурый |
|
|
2. Бледненький, болезненный |
3. Одет в курточку |
|
|
3. Сражается в одиночку |
4. Подготовил камни для стрельбы |
|
|
4. Обижен на всех людей |
5. Ангелочек |
|
|
5. Беззащитность |
Отсюда и начинается противостояние КАМНЯ, как орудия зла в «битве», и СЛОВА, несущего мир и добро в души детей.
- Что может противостоять камню-оружию в битве?
- Как защитить себя и других от зла?
- Можно ли защитить свою честь и достоинство камнем – злом, как это пытается сделать опальный мальчик?
Участники занятия делают вывод, что защитить себя и других можно только добрым словом, которое возьмется от милосердия, от доброты души. А душу можно прочесть в глазах – зеркале души. Поэтому-то такое большое место в отрывке отведено описанию взгляда, глаз героев. Опять противостояние – поединок «тихого» взгляда Алеши и озлобленного взгляда опального мальчика.
«Пусть будет жить добро!»- «Противопоставим добро злу!» - «Будем помнить друг о друге!» - «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - такие призывы вместе со словами благодарности за час Сострадания, Сопереживания, Чтения остались на импровизированных «сердцах», оставленных Учителю в награду за Урок.
Хрупкость, ранимость души каждого человека, необходимость гуманного отношения ко всем людям без исключения осознали учащиеся 10 классов, побывав на уроке «Человек создан для счастья!». Так назывался двухчасовой урок, куда должны были войти традиционные «Трагедия семьи Мармеладовых» и «Зло, на которое ополчился Раскольников». На уроке рассматривалась судьба Катерины Ивановны.
Критик Николай Дмитриевич Ахшарумов (1867,№3, ж. «Всемирный труд») в статье о романе «Преступление и наказание» сказал, что Катерина Ивановна – настоящая героиня, ежечасно, ежедневно борющаяся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира. Основной задачей урока было увидеть трагедию безысходности, увидеть женщину – борца, воздать должное ее подвигу, поразмыслить над вопросом: «Что должен был чувствовать такой человек как Раскольников (Лужин, Свидригайлов и др.), встретясь лицом к лицу с такою женщиною?»
Урок начался с просмотра танца «Юность». Вслед за этим проще было составить ассоциативный ряд «Счастье». В понятие «счастья» участники включили разные составляющие: любовь, семью, дом, детей, родину, работу, взаимоуважение, востребованность… Список можно было и продолжить. Выбрано было только самое главное. Человек, о котором пойдет разговор на занятии, окончил учебное заведение с золотой медалью и похвальным листом. Вступил в брак по чрезмерной любви. Остался после смерти супруга с тремя детьми в нищете безнадежной. Родные от него отказались. «Горда была, чересчур горда».
Конечно же, это Катерина Ивановна. Казалось бы, все, о чем мечталось в юности, сбылось. Но ведь счастье – величина непостоянная, остановить мгновение нельзя, все изменяется. Кто ответственен за то, что случилось?
Как жить Катерине Ивановне, оставшейся после смерти мужа без всяких средств к существованию с тремя малышами на руках? Для дискуссии в группе был выбран вопрос: «Есть ли выход из создавшейся ситуации?» Возможный выход, который и выбрала Катерина Ивановна, выйти замуж за Мармеладова, который и хотел тем самым поддержать несчастную. Вот один из вариантов ответа учащихся: «Катерина Ивановна сама не может прокормить своих детей, она их только обстирывает ночью, запрещает говорить о еде, может даже прибить, ударить от бессилия что-то изменить. Выйдя замуж за Мармеладова, который хотел разделить тяжесть ноши, но сломался, не вынес, Катерина Ивановна живет даже не в углу, а в проходной комнате, все равно что на улице. Посмотрев фрагмент «Поминки» из фильма «Преступление и наказание», осознаешь всю трагедию безысходности, видишь Подвиг Героини-Матери, страдаешь вместе с ней, преклоняешься перед неимоверной силой и гордостью.
Что же должен был чувствовать такой человек, как Раскольников, видя эту героиню «ежечасно борющуюся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира»? Нести свой крест нужно достойно, защищая и поддерживая Жизнь.
«Не убий!»- гласит заповедь. Убивая других – убиваешь себя, умножаешь зло, которое решил уничтожить».
Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.
Литература
- Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». Роман в четырех частях с эпилогом. Библиополис. С.-Пб., 1996г.Часть 11. Книга четвертая «Надрывы», глава 111 .
Ф.М.Достоевский «Мальчики»
...Алеше не удалось долго думать: с ним вдруг случилось дорогой одно происшествие, на вид хоть и не очень важное, но сильно его поразившее.
Как только Алеша Карамазов прошел площадь и свернул в переулок, чтобы выйти в Михайловскую улицу, параллельную Большой, но отделявшуюся от нее лишь канавкой (весь город наш пронизан канавками),он увидел внизу перед мостиком маленькую кучку школьников, все малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, одни в курточках, другие в пальтишках, а иные и в высоких сапогах со складками на голенищах, в каких особенно любят щеголять маленькие детки, которых балуют зажиточные отцы. Вся группа оживленно о чем-то толковала, по-видимому, совещалась. Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо деток, в Москве тоже это бывало с ним. И хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились. А потому как ни озабочен он был теперь. Но ему вдруг захотелось свернуть к ним и вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два. За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, - бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его:
- Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать.
- Да он левша, - ответил тотчас же другой мальчик, молодцеватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу.
- Он и камни левшой бросает, - заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.
- Лупи его, сажай в него, Смуров! – закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка.
- Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? – закричали, хохоча, мальчики. – Ну, все разом в него, пали!
И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.
- Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! - закричал Алеша.
Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.
- Он сам первый начал! – закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, - он подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла. Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить...
- Да за что? Вы, верно, сами его дразните?
- А вот он опять вам камень в спину прислал. Он вас знает, - закричали дети. - Это он в вас теперь кидает, а не в нас. Ну все, опять в него, не промахивайся, Смуров!
И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»
- Вы еще не знаете, Карамазов, какой он подлый, его убить мало, - повторил мальчик в курточке, с горящими глазенками, старше всех, по-видимому.
- А какой он? – спросил Алеша. – Фискал, что ли?
Мальчики переглянулись как будто с усмешкой.
- Вы туда же идете, в Михайловскую? – продолжал тот же мальчик. – Так вот догоните-ка его... Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит.
- Так вот и спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так спросите.
Раздался общий хохот. Алеша смотрел на них, а они на него.
- Не ходите, он вас зашибет, - закричал предупредительно Смуров.
- Господа, я его спрашивать о мочалке не буду, потому что вы, верно, его этим как-нибудь дразните, но я узнаю от него, за что вы его так ненавидите…
- Узнайте-ка, узнайте-ка, - засмеялись мальчишки.
Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику.
- Смотрите, - кричали вслед ему предупредительно, - он вас не побоится, он вдруг пырнет, исподтишка...как Красоткина.
Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правой коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни. Алеша остановился пред ним в двух шагах, вопросительно смотря на него. Мальчик, догадавшись тотчас по глазам Алеши, что тот его бить не хочет, тоже спустил куражу и сам даже заговорил.
- Я один, а их шесть… Я их всех перебью один, - сказал он вдруг, сверкнув глазами.
- Вас один камень, должно быть, очень больно ударил, - заметил Алеша.
- А я Смурову в голову попал! - вскрикнул мальчик.
- Они мне там сказали, что вы меня знаете и за что-то в меня камнем бросили? - спросил Алеша.
Мальчик мрачно посмотрел на него.
- Я вас не знаю. Разве вы меня знаете? - допрашивал Алеша.
- Не приставайте! - вдруг раздражительно вскрикнул мальчик, сам, однако ж, не двигаясь с места, как бы все чего-то выжидая и опять злобно засверкав глазенками.
- Хорошо, я пойду, - сказал Алеша, - только я вас не знаю и не дразню. Они мне сказали, как вас дразнят, но я вас не хочу дразнить, прощайте!
- Монах в гарнитуровых штанах! - крикнул мальчик, все тем же злобным и вызывающим взглядом следя за Алешей, да кстати и став в позу, рассчитывая, что Алеша непременно бросится на него теперь, но Алеша повернулся, поглядел на него и пошел прочь. Но не успел он сделать и трех шагов, как в спину его больно ударился пущенный мальчиком самый большой булыжник, который только был у него в кармане.
- Так вы сзади? Они правду, стало быть, говорят про вас, что вы нападаете исподтишка? -обернулся опять Алеша, но на этот раз мальчишка с остервенением опять пустил в Алешу камнем и уже прямо в лицо, но Алеша успел заслониться вовремя, и камень ударил его в локоть.
- Как вам не стыдно! Что я вам сделал? - вскричал он.
Мальчик молча и задорно ждал лишь одного, что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тогда же и теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Он впился в него зубами и секунд десять не выпускал его. Алеша закричал от боли, дергая изо всей силы палец. Мальчик выпустил его, наконец, и отскочил на прежнюю дистанцию. Палец был больно прокушен, у самого ногтя, глубоко. До кости; полилась кровь. Алеша вынул платок и крепко обернул в него раненую руку. Обертывал он почти целую минуту, Мальчишка все это время стоял и ждал. Наконец Алеша поднял на него свой тихий взор.
- Ну хорошо, - сказал он, - видите, как вы меня больно укусили, ну и довольно ведь, так ли? Теперь скажите, что я вам сделал?
Мальчик посмотрел с удивлением.
- Я хоть вас совсем не знаю и в первый раз вижу, - все так же спокойно продолжал Алеша, - но не может быть, чтоб я вам ничего не сделал, - не стали бы вы меня так мучить даром. Так что же я сделал и чем я виноват пред вами, скажите?
Вместо ответа мальчик вдруг громко заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши. Алеша пошел тихо вслед за ним на Михайловскую улицу, и долго еще видел он, как бежал вдали мальчик, не умаляя шагу, не оглядываясь и, верно, все так же в голос плача. Он положил непременно, как только найдется время, разыскать его и разъяснить эту чрезвычайно поразившую его загадку. Теперь же ему было некогда.