"Людей неинтересных в мире нет" (к 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина)

Разделы: Литература


Цель:

  • Познакомить учащихся с биографией писателя.
  • Дать краткий анализ его творчества.
  • Подробно проанализировать рассказы “Обида”, “Алеша Бесконвойный”

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд № 2). Приложение. Стенгазета по творчеству Шукшина; выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу.

Одним из таких писателей был В.М. Шукшин.

Это был человек многогранного таланта: актер, режиссер, сценарист, писатель. От всего, созданного им, веет душевной теплотой, искренностью, любовью к людям.

Однажды писатель скажет: “Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной”. Вот этой-то болью за людей проникнуты рассказы Шукшина.

Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть.

Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4)

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

Прежде, чем поговорим о прочитанном, вашему вниманию предлагается небольшая биографическая справка и обзор творчества Василия Макаровича Шукшина.

III. Сообщения учеников:

  1. Крестьянин-сибиряк, слесарь, строитель, учитель и директор сельской школы, матрос и радист боевого эсминца, студент ВГИКа. Актер, режиссер, писатель, орденоносец, лауреат Государственной премии. Сыграл в фильмах: “Два Федора”, “Аленка”, “Золотой эшелон”, “У озера”, “Журналист”, “Даурия”, “Освобождение”, “Они сражались за Родину” и др. Поставил фильмы: “Живет такой парень”, “Ваш сын и брат”, “Странные люди”, “Печки – лавочки”, “Калина красная”. Автор многочисленных рассказов, романов “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”.
  2. Родина писателя Шукшина прекрасна. Это село Сростки в предгорьях Горного Алтая. Крестьянская семья. В 1933 году арестовали отца. Его судьба неизвестна. Детство как у всех ребят довоенного рождения. Голод, лишения. Василий Макарович вспоминал: “Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться, прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел”. Это было в 1946 году. Учился в училище, работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Была и служба на флоте в Севастополе.
  3. Он был незаурядным человеком. Из его воспоминаний: “Честно признаюсь: в 17 лет не пытался разобраться в сущности триады Гегеля, не лез в недра, не расщеплял жизнь. Я и в институт поступил в 25 лет”; любил самостоятельность и основательность. “ … я один могу идти быстрее”. Не удалось поступить в Литературный институт, но зато поступил на режиссерский факультет ВГИКа в 1961 году.

IV. Вопросы классу:

1. Готовясь к уроку, вы прочитали рассказы Шукшина. Кто является героями этих рассказов?
2. Как вы думаете, почему В.М. Шукшина называли “мастером деревенской прозы”?
3. Что отличает его героев? Чем они притягательны, интересны вашему поколению?

Запоминается и Шукшин – режиссер. Его фильмы “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Ваш сын и брат”, “Странные люди”, “Калина красная” живут своей самостоятельной жизнью. Их показывают на телевидении, выпускают на видео-кассетах и дисках. (слайд №6).

Самый первый фильм Шукшина “Живет такой парень” и поныне смотрится с большим интересом, поскольку утверждает он, как одно из самых необходимых человеческих качеств, доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не “распахнут” навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь. Герой фильма “Живет такой парень” Пашка Корольков поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то наивно "загнуть", но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу, потому что герои его живут “сердцем, а не разумом”.

Но вернемся к прочитанным вами дома рассказам Шукшина и побеседуем о них, обменяемся впечатлениями.

V. Аналитическая беседа по рассказам В.М. Шукшина “Обида”, “Алеша Бесконвойный”

А) (слайд № 7)

Б) Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Перечитаем первые фразы “Обиды”: “Сашку Ермолаева обидели. Ну, обидели и обидели – случается. Никто не призывает бессловесно сносить обиды, но сразу из-за этого переоценивать все ценности человеческие, ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете – роскошь. Себе дороже, как говорят”.

  1. Что в рассказе вам показалось интересным, точно подмеченным?
  2. В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
  3. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его позицию?
  4. Какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за таким авторским замечанием: “…Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал… И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери…”, за словами жены: “С кем опять драку затеваешь?.. Опять на тебе лица нету…”?
  5. Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
  6. Как автор относится к своему герою? К общей атмосфере жизни?
  7. Какие “художественные детали” рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?
  8. В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?
  9. Почему автор обращается к такой обыкновенной ситуации – ссоре в магазине? Чем писателю интересен Сашка Ермолаев? В каких его словах скрыта самохарактеристика, воссоздающая тип мышления и строй чувств?
  10. Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения
  11. Найдите а рассказе места, где видно, что диалог движет действие. Какие еще примеры вы могли бы привести, чтобы доказать высокое мастерство диалога (реплики, раскрывающие психологию героев; точные и сжатые портретные детали; характеристики действующих лиц, передающие внезапный поворот мысли или настроения и т.д.)?

Обобщение учителя: В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о хамстве, обыкновенном хамстве. "Что такое творится с людьми?" – вопрошает Сашка Ермолаев. Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди “плохие”, они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить ему? Может, промолчать, повернуться и уйти, ведь этих людей словом не переубедишь. И грубиянку-продавщицу, и людей из очереди, поддержавших ее, особенно Плаща-Чукалова. Но ведь далеко не каждый человек способен хотя бы внешне спокойно перенести обиду. Просто не сможет. Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отвести душу и тут же забыть о случившемся? Но опять-таки не каждый человек может опуститься до грубости и хамства. Но есть еще один аргумент — сила, к которому и решил обратиться Сашка Ермолаев. В данном случае этот аргумент — молоток. И только счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу, иначе могло произойти непоправимое. В состоянии аффекта, не рассчитав силы, Сашка мог бы убить человека... А это уже самое страшное. Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но, как бы между прочим, говорит: “...Ведь мы сами расплодили хамов, сами... Никто нам их на парашютах не забросил...” Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас. А между тем беззаконие, произвол и хамство все умножаются. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?”

Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Наивный романтик Сашка Ермолаев, удивляясь обилию хамства и готовности людей к подхалимству, верит, что человеку можно что-то объяснить. А если не удается, свою правоту следует доказывать молотком. Налицо столкновение противоположных позиций – наивно-романтической веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты. В общечеловеческом масштабе Сашка, несомненно, прав. Но в конкретной ситуации он не увидел, что таким людям, как человек в плаще, ничего объяснить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

В) Рассмотрим еще одного героя – из рассказа “Алеша Бесконвойный” – Костю Валикова, который не работает по субботам – парится в бане всю субботу.

  1. Какое впечатление произвел на вас рассказ “Алеша Бесконвойный”? Что в нем показалось странным, забавным, серьезным?
  2. Почему Алеша в субботу “выпрягается”? Это прихоть, каприз или потребность? Чем вы могли бы объяснить ее? “Безответственностью”, “неуправляемостью” или чем-либо иным?
  3. С какой целью автор детально рисует что, как, в какой последовательности делает Алеша в бане, каким чувством окрашиваются его мысли и поступки? Как воспринимают Алешу окружающие и он сам себя?
  4. Как писатель воссоздает духовный мир своего героя? Найдите и перечитайте те места в тексте, где автор передает ход мыслей Алеши, развитие его чувств, настроений, воспоминаний? Как раскрыто его отношение к семье, детям, окружающим людям, к природе? Как автор показывает философский склад ума Алеши?
  5. Как писатель относится к своему герою и почему он его заинтересовал?

Обобщение учителя: Он таки очень странен – этот Костя Валиков, – но его странность воплощается в идею совсем не странную, в боль нашего в значительной мере бездуховного общества, лишившегося реальной перспективы, в боль нового “потерянного” поколения. Все это подробнейшее, увлекающее героя приготовление бани, само парение, вытирание и т. д. – все это протест человека, не вдохновленного на работу высокой идеей; все это – неприятие окружающего мироустройства, а не просто описание чудака. Зачем Шукшин главного действующего героя делает странным, необычным? А затем, чтоб сказать, что человек с острым чувством собственного достоинства выглядит белой вороной, бельмом на глазу, сумасшедшим среди нормальных. Выглядит неврастеником на фоне массы, как Сашка Ермолаев, чудаком “Алешей Бесконвойным”, как Костя Валиков.

VI.Вопросы классу (слайд № 8)

Вернемся к эпиграфу (слайд № 3). Согласны ли вы с высказыванием Петра Проскурина о Шукшине? Аргументируйте ответ.

VII. Вывод о своеобразии рассказов Шукшина. В центре большинства рассказов Шукшина – оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает нас в своей значительности. Таковы ситуация и характеры в рассказе “Обида”. Рассказы создаются в итоге глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа. Вот Алеша Бесконвойный… Как разглядеть в нем философский склад ума, силу духа, жажду внутренней свободы? Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с “чудиками” – героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остроконфликтны, как в рассказе “Обида”, или содержат в себе вызов общепринятой норме, как в “Алеше Бесконвойном”. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров.

Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10). Приложение