Урок "Встреча с поэтами"

Разделы: Литература


Цель: формирование нравственных приоритетов посредством работы над поэтическими текстами

Задачи:

  • расширение и углубление знаний учащихся, приобретенных в предыдущих классах по данной теме;
  • формирование чувства патриотизма и национальной гордости;
  • развитие любознательности, активности, воспитание чувства любви к родной стране;
  • развитие эстетических идеалов

“Открой глаза на мир природы
И лишь тогда узнаешь ты,
Как серебрятся в реках воды
И улыбаются цветы.
Послушай нежное дыханье
И вздохи тёплые полей.
В глубинных тайнах мирозданья
Найди лучи души своей.

(Г. Ластовкина)

Ход урока

I.Организационный момент.

Объявление целей и задач урока.

До проведения урока было предложено домашнее задание: найти и принести в класс репродукцию одного из художников, посвященную теме Родины, природы

Кабинет оформлен так, чтобы его обстановка настраивала к восприятию урока.

II.Основная часть.

 Вступительное слово учителя.

У каждого из нас при слове “Родина” перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, где впервые сказано “ма – ма”, городская или сельская улица, что помнит наши детские годы; завод, стройка или животноводческая ферма, откуда начинается трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… многолик и многоцветен этот облик. И по-своему неповторим, ведь сколько людей, столько и живых свидетельств их кровного родства, их любви и причастности к земле отцов.

Но когда мы говорим : наша страна, наше государство, то такие понятия как “Родина”, “отечество” как бы раздвигают в нашем сознании границы каждого конкретного города, села, области, края.

Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь.

Вокруг нас – Мир… Мир, полный радостных открытий и серьезных проблем. Давайте приоткроем страничку и заглянем в этот удивительный мир.

(На экране проецируется миниатюра И.М. Баканова “Палех”, звучит мелодия народной песни “У зари-то, у зорюшки”)

На фоне мелодии звучат слова:

1-й ученик: “О, светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми местночестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными. Всего еси исполнена земля Русская!..”

Учитель: это строки древнего летописца. “За светло светлую и украсно украшену” Родину шли когда-то в бой русские дружины, воины князя Игоря,богатыри Куликова поля. Великое слово “Родина” стучало в их сердцах. Оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.

2-й ученик: Родина… Россия… В этих кратких словах – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, которые, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековой простор полей, приметы сегодняшнего индустриального дня… Омытая ливнями, в россыпях звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия в стихотворении А.Прокофьева “Россия”.

(Первый чтец читает стихотворение)

3-й ученик: когда я читаю и слушаю эти строки, то мне представляется берёзка, растущая под окном моего дома. Годы наложили на ствол отметины. Кора внизу лопнула и окаменела, но выше белеет чистая береста, и там, где от ствола расходятся сучья, берёза хорошо держит золотые листья осенью и не сгибается под тяжестью снега зимой. Над берёзкой проходит время, но оно щадит её. И растёт белоствольная красавица под окном дома, являя собой образ силы и красоты, взлелеянной нашей русской землёй.

Наблюдая за берёзкой, я поняла, что ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий. В ней есть всё: и русская печь, и половик, и холщовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко, и вспоминается много-много русских имён, таких же милых и светлых; и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое близкое и дорогое. Я иногда задумываюсь, почему именно берёза стала поэтическим образом России? Наверное, сказители и поэты видели в берёзе ту задушевную красоту и светлую гордость, что звучала для них в имени “Россия”.

(На экране проецируется фотография “Русская берёза”, звучит фрагмент 4-ой симфонии П.И. Чайковского).

Учитель: “Чета белеющих берёз” - это часть Лермонтовской Родины, “страной берёзового ситца” предстала она перед С. Есениным. И в стихах современных поэтов берёза сливается с образом России. Послушайте, как пишет о ней поэт О.Шестинский.

2-й чтец: Без берёзы не мыслю России

Так светла по-славянски она.
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили
Выбирали коней на торгах.
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.

Учитель: Родина… Вслушаемся в это слово. Д.С. Лихачёв писал, что в нём

“слышится отзвук слов “родник”, “родня”, “родной”, “народ”, “природа”. И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Об этом хорошо сказал поэт К. Симонов в стихотворении “Родина”.

(3-й чтец читает стихотворение К. Симонова “Родина”).

3-й ученик. Слушаешь это стихотворение и кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трёх великих океанов и крошечный клочок земли, где ты родился, где проходит твоё детство. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Каждый человек своего рода первооткрыватель. И каждый, вступая в жизнь, открывает для себя по-своему великое слово Родина, Россия.

(Звучит мелодия песни В.Баснера “С чего начинается Родина?”)

У поэта Н. Рубцова есть стихотворение “Тихая моя родина”, которое заканчивается пронзительно-искренними строками:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

4-й ученик: я тоже постоянно чувствую эту неделимую связь с дорогими сердцу местами, пейзажами. Однажды зимним вечером я вышла на улицу. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Так тихо, что в ушах звенит от тишины. Я стою и внимательно рассматриваю всё: будто впервые в жизни вижу длинные обледеневшие косы берёз, спускающиеся чуть не до самой земли, ощетинившиеся кусты жасмина в палисаднике. И рябине подарок – белая шаль. Из-под неё гроздья ягод, словно красные серьги виднеются. Почти вплотную подхожу к голубой ёлочке и пристально гляжу на её мохнатые, укутанные снегом ветки. И мне кажется, что иголки на каждой ёлочке топорщатся больше, чем летом; каждая нахохлилась, как воробей, от холода. Стоишь, смотришь вокруг, и дух захватывает от этой красоты! Почему я не видела этого раньше? Наверное потому, что всегда бегом мчалась мимо палисадника. А вот теперь и вспомнились строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

С тех пор я сала относиться к окружающей природе с особой чуткостью и теплом. Я стала как бы постигать тайны родной земли.

Учитель: многие поэты говорят нам: остановись хотя бы на мгновение, отбрось повседневную “суету сует”, посмотри на окружающий мир земной красоты, послушай песнь ветра, голос речной волны, посмотри на утреннюю зарю, на звёздное ночное небо. Человек безмерно богат. Он владеет целой планетой, которая дана в дар нам, людям, планетой, идеально приспособленной к жизни. Чего желает человек от Земли? Человек хочет, чтобы у него навсегда сохранилась способность восхищаться природой, красотой её пейзажей, удивляться смене времён года, наслаждаться освежающей прохладой родниковой воды. Но сегодня мало только хотеть, необходимо действовать. Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, смахиваем нежные тычинки! Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани! И хочется верить, что настанет час, когда страна будет гордиться не задымленными горизонтами, а свежими листьями, запахом туманов и озёр.

4-й чтец (читает стихотворение А. Яшина “Берегите землю”).

5-й ученик: моя родина прекрасна во все времена года. Вот я иду по узкой тропинке летом, выхожу за село: кругом, куда достигает глаз, колышется хлебное поле, и Махровка словно тонет в нём. А налитый земными соками и лучами солнца пшеничный колос ударился о соседа, и родилась песня. Взмыл над золотой стеной жаворонок, напившийся росы с того же колоса, и раздалась над просторами его трель… А из-под косогора, бьют - звенят серебряные ключи. Светлые, лучистые, они сливаются в ручей и бегут меж кустов и зарослей, напевая чистым серебряным голосом чудесную песню земли.

Читает стихотворение Л. Мартынова “Дети природы”.

6-й ученик: а бывает, ранним летним утром, проснувшись, выглянешь в окно и увидишь ясное небо и сияющее солнце. Горит пожар светоносных облаков. Солнца нет, а день уже бел. Но вот блеснёт солнце, и раскрываются длинные ресницы одуванчиков. Набухли росой травы. Июнь – венец весны. Старый сад наш помолодел, тряхнул кудрями. Какая красота! Невозможно себе представить жизнь человека без созданного вокруг него природой и вдохновенным трудом человека мира прекрасного.

Чтец читает стихотворение о лете:

Закат пылает тяжело, багряно,
Затеплилась вечерняя звезда
Дымятся облака, кипят в тумане,
От зноя не осталось и следа.
Роса ложится изумрудом крупным
Спокойна потемневшая земля.
Вся трогательной кротостью окутана
И пахнут рожью сжатые поля.
Уже ночная птица пролетела
И изредка кричат перепела,
Затихло всё вокруг и потемнело,
Над русскими полями ночь легла.
(Г. Ластовкина)

7-й ученик: А я любуюсь осенней красотой. Я иду через парк. Солнце клонится к закату. В парке безлюдно, от меня и каштанов падают густые тени. В опустевших, терзаемых ветром гнёздах, не хозяйничают грачи. На травах видны первые блёстки инея. И “усталый” ветер жалуется где-то: “Отзвенело лето. До свиданья, лето! ” Вдруг луч солнца озорно скользнул по вершинам деревьев и упал на цветущую клумбу. Все краски осени: нежно-ласковые и резко-яркие собрались здесь. В центре клумбы горит огромный канн, гордо подняв огненную голову. Его окружают мохнатые астры, а ещё ниже пламенеют настурции и улыбаются анютины глазки. Я остановилась и залюбовалась этой последней осенней красотой. Вдруг тучка закрыла солнце, исчез шаловливый лучик, случайно забежавший в парк, но не исчезло чувство радости, рождённое этой волшебной минутой:

Огне-рыжие пряди
На буграх и откосах
С лёгкой грустью во взгляде
Наша русская осень.
(В. Динабургский)

(Чтец читает стихотворение об осени)

Город осенью переполнен
И дыханьем её живёт.
Сердце осени бьётся неровно:
То молчит, то стучит, то поёт.
Осень дразнит своей позолотой
И багрянцем и изумрудами.
То поманит теплом беззаботным,
То осыплет листвой причудливой.
Ветер кружит листвы хоровод,
Лист влетает в моё оконце.
Спрячу лист, чтоб под новый год
Мне светило кленовое солнце.
(Г. Ластовкина)

8-й ученик: А я люблю весну и предлагаю послушать миниатюру “Весна”:

… Кап. Постучала в окно первая весенняя капелька дождя. Кап-кап, - повторила за ней вторая, третья. И вот уже, перебивая друг друга, торопясь, чтобы успеть раньше своих подружек известить белый свет о приходе весны, застучали наперебой в ночное окно тысячи дождинок.

А утром тебя у порога встречают другие посланцы весны – тёплые, легкокрылые ветры и поздравляют с прибытием весны, обрадовалось солнышко этому известию и засветило совсем по-особенному. Длинные, тонкие, блестящие нити протянулись от самого неба, и засияла каждая капелька воды на деревьях, проводах, стеблях прошлогодней травы. Заиграло в лучах солнца всё вокруг, расцвело всеми цветами радуги.

Быстрые ручейки, серебристо бурля, переговаривались с первыми грачами, которые с удовольствием пили из маленьких, нагретых солнцем лужиц. Какая-то необычайная работа чувствовалась в окружающем мире: природа, стряхнув с себя зимний сон, всецело отдалась весенним заботам.

Вечером, восхищая и завораживая, разлился закат. На фоне чёрно-синего неба вырисовывались ветви деревьев, розоватые от заходящего солнца. Набухшие почки, как ёлочные огоньки. Этот рисунок природы длится какой-то миг.

Чтец:

Однажды взглянешь на закат вечерний
И вдруг поймёшь, что кончилась зима.
Вот почки розовые блещут на деревьях
И месяц сбросил тёплый зимний шарф.
А звёзды в небе как-то веселее
Ведут свой беспрерывный хоровод.
На сердце стало чище и светлее,
И кажется – убавилось забот.
Природы и души слилось сиянье.
Ночь наступает – только не до сна.
К тебе приходят светлые мечтанья
Причиною тому – весна… весна…

Учитель: …Родина, родимый край, родная природа. Это ощущаешь с детства. Когда мы говорим “отчий край”, то как раз имеет в виду места, связанные с жизнью и деятельностью наших предков. Поля и леса, реки и озёра, прошлое, настоящее и будущее односельчан – всё это вместе встаёт в моём представлении за словом “Россия”. Когда же человек взрослеет, то вместе с ним растёт, взрослеет и ширится понятие “Родина”. Начинаешь понимать общность слов “народ”, “родина”, ощущать себя частицей своего народа. Об этом хорошо сказал Р. Рождественский в стихотворении “Мы”.

Чтец читает стихотворение.

Учитель: Главное же богатство любой страны – человек. У каждого народа – свой характер, он и определяет лицо страны. Русский характер – это удаль, весёлая сила, выплёскивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшая в себя русский простор, мастеровитость и природная одаренность. А ещё доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонёк, согревает душу. А вот ещё черта русского народа: тревожная совесть, неуспокоенность, ответственность за всё, что делается вокруг в мире. Нам завещан добрый русский огонёк, нам передана заповедь нашего народа – высокая мера душевной тревоги и щедрости. У каждого из нас глубоко личное отношение к Родине, но главное для всех людей, что Родина – это не абстрактное понятие, не отвлечённая идея, она воплощается в родной природе, истории языка, характере народа. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны станут наши дела. Ведь в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя человека.

Читается стихотворение Е.Евтушенко “Любите Родину”.