Цель: познакомить с рассказом В.Бианки «Ноябрь», продолжать знакомство с творчеством Т.Белозёрова.
Задачи:
1. Учить:
- правильному, осознанному чтению;
- отвечать на вопросы полным ответом;
- уметь выражать своё отношение к прочитанному;
- продолжить знакомство с творчеством Т.Белозёрова.
2. Развивать:
- речь, внимание, память;
- обогащать словарный запас.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Речевой материал: полузимник, неуютно, исхлёстанный, зябь, сковать воду.
Оборудование:
- учебник чтения (6 класс), хрестоматия по краеведению;
- памятка «Правильно читай», словарные слова, скороговорка;
- портрет Т.Белозёрова, его книги;
- картинки с изображением осени, кленовые листочки;
- В.Бианки «Лесная газета», портрет В.Бианки;
- аудиозапись «Времена года» Чайковского.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. «Артикуляционная гимнастика».
Работа со скороговоркой «Трое трубачей трубили в трубы». (см. Приложение)
3. Основная часть.
1) Сообщение темы.
Учитель: Отгадайте загадку:
Поле чёрно-белым стало; падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало – льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)
(Озимь – засевают осенью, зимует под снегом.)
- О каком месяце идёт речь?
- А сейчас какой идёт месяц?
- Наблюдаем мы всё это в природе?
- А о каких месяцах мы уже читали?
2) Словарная работа. (см. Приложение)
- Сегодня мы будем читать рассказ В.Бианки «Ноябрь». Но сначала разберём значение некоторых слов:
- полузимник (половина),
- сковать воду (скрепить),
- неуютно (неудобно, неприятно),
- исхлёстанный (избитый),
- зябь (поле, вспаханное с осени для посева весной).
3) Чтение рассказа учителем (учебник 6 класса, 2006 год, с.55).
- Я сейчас прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, следите, а потом скажите, как называет ноябрь Бианки.
4) Анализ текста.
- Как автор называет ноябрь? (Выборочное чтение.)
- Как вы это понимаете?
- Какое по счёту дело завершает осень?
- Какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре?
- Почему автор называет ноябрь предзимье?
(Вывод: ноябрь – поздняя осень.)
- Но что ещё может произойти? Наблюдали мы с вами такие явления этой осенью? (Рассматривание картинки об осени.)
- Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему?
Физкультурная минутка.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружили, полетели и на землю снова сели. (Садятся на свои места.)
5) Повторное чтение учащимися. (см. Приложение)
- Сейчас вы ещё раз прочитаете рассказ. Перед чтением посмотрите памятки, вспомните, как правильно нужно читать. Читать нужно правильно, выразительно. (Чтение вслух учащимися, оценивание.)
6) Прослушивание пьесы Чайковского «Ноябрь» («Времена года»).
- Мы узнали, каким себе представлял ноябрь писатель В.Бианки. А теперь послушайте, как этот месяц услышал композитор Чайковский. (Прослушивание).
- Какое настроение вызывает это произведение?
7) Региональный компонент. Творчество Т.Белозёрова. (см. Приложение)
- Очень много писателей, поэтов, музыкантов писали об осени. Это очень красивое время года, несмотря на то, что в природе всё замирает. Наши земляки – писатели и поэты тоже писали об осени. Сегодня мы с вами послушаем и почитаем стихи Т.Белозёрова. (Показ портрета, книг автора.) Он писал не только стихи, но и рассказы. Очень любил природу, детей, свой город. Послушайте его стихи. (Подготовленные дети читают наизусть стихи Т.Белозёрова, потом открывают хрестоматию (с.12), читают вслух стихи, оценивание.)
- Кроме стихов, рассказов Т.Белозёров придумал много загадок, считалок, весёлых небылиц. Но об этом мы узнаем на следующих уроках.
4. Итог урока.
- Какой рассказ мы читали вначале урока?
- Как назван ноябрь в рассказе?
- С творчеством какого омского поэта мы познакомились?
Домашнее задание: читать рассказ В.Бианки «Ноябрь» выразительно.
- А теперь, давайте вспомним о тёплых, прекрасных днях осени. Когда на деревьях и на земле лежали красивые разноцветные листья. (Показ кленовых листьев.) Я предлагаю вам раскрасить каждому листочек и оставить его, как напоминание о прекрасных осенних днях.