Анализ поэтического текста

Разделы: Литература


Цели: 1) познакомить с поэтом;
2) вырабатывать навык анализа поэтического текста;
3) развивать интерес к литературе.

Ход урока:

I. Знакомство с поэтом (выступление ученика).

II. Анализ стихотворения.
1. Выразительное чтение.
2. О чём стихотворение? (Тема)
- Тема природы, приход весны.
3. Как вы думаете, что чувствует поэт?
- Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление…
4. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые!
5. С помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение,
но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить в конце урока, обобщив всё, о чём будем говорить.
Обратим внимание на пунктуацию предложения. Начертим таблицу и заполним её:

Что? Где? Для чего?
10 знаков восклицания

 

По всему тексту

В средине стихотворной строки (это не обращение!)
Выражение радости, восторга, восхищения.

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха, делает вдох!
Один знак вопроса В последней строфе Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»
Многоточие Стихотворение заканчивается им Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.

Вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

Задание: напишите, что вы слышите, читая стихотворение.
- журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.
С помощью чего автору удаётся передать эти звуки?
Продолжим таблицу.

Что? Где? Для чего?
[л] -6 раз 2-я строфа Нежность, ласка, мягкость
[р] – 2 раза, [ч] -2 раза 3-я строфа Перелив, журчание ручья
[р] – 4 раза 3-я строфа Рёв реки, мощь.
[х], [ж], [ш] 4-я строфа Шуршание листьев

Вывод: повторяя определённые звуки, автор может передать нам то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.
Повтор согласных звуков называется аллитерация.

Обратимся к выразительным средствам.

Что? Где? Для чего?
Метафора
(олицетворение)
«Крылья ветерка»,
«хребёт» реки,
облака летают, «ласкаясь»,
лист «шумит»
Одушевление природы, природа радуется приходу весны, возрождению
 эпитеты Лазурь живая,
торжествующий хребёт реки,
гимн заздравный,
вышина яркая
Показать счастье, радость природы.
 сравнение «С ручьём она ручей»,
«С птичкой птичка»
Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

Вывод: используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа – это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив.
В последней строфе появляется автор, его душа.

Попробуем создать пространственную схему стихотворения:
Небосклон, ветерок, облака, жаворонок – ручьи, река. Между ними – душа. Она может подняться и петь с жаворонком, а может спуститься и журчать с ручьём (растворение в природе).

Работа по определению стихотворного размера.
- Это ямб (безударный/ударный)
1-я строка - 4стопы.
2-я строка – 3 стопы.
3-я строка – 4 стопы.
4-я строка – 3 стопы.

Вывод: Создаётся чёткий, мощный, цельный ритм, который ничто не может нарушить. Так и приход весны – это неизбежность, которую никто и ничто не может отменить. Поэтому всё радуется, действует; поэтому «жавронок поёт заздравный гимн весне».

III. Подведём итог.
Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? (Читаем все выводы)

IV. Домашнее задание.
Напишите сочинение «Стихотворение Е.А.Баратынского в моём восприятии».

Примеры сочинений.

1. Я прочитал стихотворение Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Конечно, я читал много стихотворений, но никогда не задумывался о том, как поэтам удаётся так тонко передавать свои чувства и вызывать их в нас. После урока понял, что здесь играет роль всё: и звуки, и слова, и знаки препинания…
Конечно, я сразу заметил знаки восклицания, но, только подсчитав их, услышал восхищение автора тем, о чём он пишет. Весна – вот тема стихотворения. Все восклицания относятся к ней. Затем один знак вопроса: «Что с нею, что с моей душой?» Поэт пытается разобраться в буре чувств, поднявшейся в его душе, но чувства переполняют (знаки восклицания даже в середине стихотворной строки), и заканчивается стихотворение многоточием: как много ещё можно говорить.
Мы вместе с автором переполняемся чувствами и слышим те звуки, которые слышит поэт: 2-я строфа - [л] -6 раз – и возникает ощущение мягкости, нежности, лёгкости; 3-я строфа - [р] – 2 раза, [ч] -2 раза - вот ручеёк журчит с переливами; 3-я строфа - [р] – 4 раза – а это рёв реки, её мощь, сила; 4-я строфа - [х], [ж], [ш] – шуршание прошлогодних листьев.
«Торжествующий хребёт» реки, «крылья» ветерка, облака летают, «ласкаясь» - всё живёт, дышит, радуется весне. И эпитеты подчёркивают это: лазурь живая, торжествующий хребёт реки, гимн заздравный, вышина яркая.
Стихотворение написано ямбом, но в нечётных строках ямб 4-стопный, а в чётных – 3-стопный. Создаётся чёткий ритм: весна пришла, её ничто не может остановить. И душа поэта растворяется в этом прекрасном мире, где всё гармонично.
Стихотворение мне очень понравилось. Как хочется, чтобы весна пришла и к нам.

Амуров Антон.

2. Раньше я думал, что поэт – это человек, который хорошо умеет рифмовать слова. Но на уроках литературы передо мной раскрылись тайны стихосложения, и я увидел, что одной рифмы мало.
Передо мной стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. Автор передаёт своё настроение, свои чувства, вызванные приходом весны. Это восторг, восхищение. Десять знаков восклицания передают это состояние. К тому же дважды эти знаки стоят в середине строки. Чувства переполняют поэта. Он говорит прерывисто, ему хочется сделать глоток воздуха. Он пытается объяснить бурю чувств, задавая вопрос себе, но ответа не находит, поэтому в конце стихотворения стоит многоточие.
Е.А.Баратынский использует аллитерацию. Чтобы передать рёв реки, он использует звук [р], чтобы мы услышали журчание ручья, - [ч] и [р], мягкость, нежность облаков, теплоту солнечных лучей -[л].
Баратынский одушевляет природу. Он использует олицетворения (облака ласкаются, хребёт реки…). Чтобы передать состояние природы, он пользуется эпитетами (торжествующий, заздравный, яркий), которые сами являются гимном весне.
О себе поэт говорит только в последней строфе. Но мы его видим во всём стихотворении, так как его душа растворена в природе и живёт вместе с ней.
Всё стихотворение объединяет чёткий ритм (ямб). Всё движется, действует.

Жуков Семён

3. Когда я прочитала стихотворение Баратынского, поняла, какую роль играют в стихах знаки препинания, эпитеты, метафоры, сравнения. Они в стихах для того, чтобы выразить чувства, которые испытывает автор. Баратынский хочет передать красоту природы, восхищение весной. Когда читаешь это стихотворение, сразу понимаешь, что хочет сказать поэт, что он чувствует. Он описывает небо и землю. На небе облака, птицы, ветер, солнце. На земле река и ручей. А между небом и землёй находится его душа. Она растворена в природе, и с птичкой – птичка, с ручьём – ручей.
Используя аллитерацию, Баратынский смог передать то, что он слышит, и эти звуки вызывают в моей душе радость и надежду, что скоро придёт весна.
Автор использует 4-стопный и 3-стопный ямб, чередуя строки, и не нарушает этот ритм. Я думаю, что этим он хочет сказать, что приход весны отменить нельзя.
Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!» мне очень понравилось. Если бы о весне писала я, то тоже поставила бы десять знаков восклицания.

Рослякова Ирина