Цели:
- Обучающие:
а) показать динамику развития любовной лирики Есенина;
б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”; - Развивающие:
а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
б) совершенствовать навыки выразительного чтения; - Воспитательные:
а) воспитывать эстетический вкус у учащихся;
б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии; - Здоровьесберегающие:
а) воспитывать бережное отношение к своему здоровью (контроль за осанкой для профилактики сколиоза);
б) проведение физкультминутки – зарядка для глаз.
Методические приемы:
- Лекция с элементами беседы.
- Аналитическое чтение.
Оборудование урока:
- Портрет поэта.
- Песни и романсы на стихи Есенина в исполнении А.Малинина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме.
1. Вступительное слово учителя.
Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы.
2. Чтение стихов и комментарий к ним.
Обратимся к раннему творчеству Есенина.
а) “Не бродить, не мять в кустах багряных”
Это стихотворение посвящено юношескому увлечению Есенина – Сардановской Анне, с которой поэт был дружен в с. Константинове. Есенин с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта.
б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение
“Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.)
в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая”
“Сыпь, гармоника. Скука…Скука” (1922 г.)
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: “Дорогая, я плачу, Прости…прости…”
Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”:
“Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскивают в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .”
По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.”
(Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”)
г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь.
“Заметался пожар голубой”
Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление.
д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г.
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
“Пускай ты выпита другим”
е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г.
“Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”
Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.
Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов.
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
– Кого напомнила Есенину красавица – армянка?
Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ.
“Персидские мотивы” – противовес “Москве кабацкой”
Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
ж) Анализ стихотворения
Особый интерес в творчестве Есенина представляют произведения, которые из эпистолярного жанра переходят в жанр песни. Обычно они называются “письмами” – к матери, сестре, деду, любимой женщине. В них рассказывается не только о настроениях лирического героя, но и о людях, событиях, связанных с ними.
“Письмо к женщине” (1924 г.)
– Какова основная тема стихотворения?
Поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.
– Сколько частей можно выделить?
Две – Прошлое и настоящее героя.
“Тогда” и “теперь”.
– Какой прием используется для изображения прошлого и настоящего?
Антитеза. Части разделены отточием и противопоставлены по содержательным и эмоциональным признакам. “Тогда” и “теперь” разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, “плачевное” непонимание смысла происходящего и “праздник” обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории земли.
– Каковы особенности размерного строения поэмы?
Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а “лесенка”, разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки.
– Каким видит лирического героя?
Несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь “в развороченном бурей быте”. Благодаря исповедальной интонации, повествование приобретает особую проникновенность.
Герой, пройдя через мучения, падения, угар,“избежал падения с кручи”, “Я стал не тем”. Любимая его не поняла. Во всех бедах он винит себя. Суть нового взгляда на мир состоит в принятии исторической закономерности поиска “новой жизни”, “новой славы”. “Вольность” и “светлый труд” – вечные ценности, к которым пришел лирический герой.
Это стихотворение посвящено первой жене С.Есенина Зинаиде Николаевне Райх. Отражены обстоятельства их расставания. Позднее она вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности лирического героя.
3. Обобщение, выводы.
Особенности этой темы.
- а) Чувство к женщине сливается с любовью к Родине и жизни.
- б) Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).
- в) Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.
4. Прослушивание песен на стихи Есенина.
Многие стихи любовной темы стали песнями. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
- “Мне осталась одна забава” – в исполнении Александра Малинина.
- “Клен ты мой опавший”
Итог.
Д/з: выучить стихотворение любовной лирики С. Есенина.