Программа "Талант читателя"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель программы – становление (развитие) таланта читателя, способного вступать в диалог с художником – автором и осуществлять интерпретации литературного произведения.

Задачи:

  1. Способствовать формированию общих представлений об истории книги, показать отличительные черты книг в сравнении с другими источниками информации.
  2. Создавать условия для формирования читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности через развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
  3. Развивать интерес к литературному творчеству на основе восприятия прочитанного.
  4. Выявить основные этапы формирования у школьников позиции Читателя.
  5. Воспитывать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности, развивать у них коммуникативно-речевые умения.

Основное содержание программы

1-й класс

“Радостное чтение”

Цель: создание положительного образа библиотеки как хранилища мудрости; формирование потребности в осознанном слушании и чтении литературного произведения.

Формы проведения занятий: беседы, комментированное чтение, рисуночные тесты, иллюстрирование. Приложение 1.

2-й класс

“Библиокосмическое путешествие”

Цель: расширение кругозора учащихся, приобретение навыков поиска необходимой информации через активизацию читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки.

Формы проведения занятий: беседы, составление творческих проектов, литературные игры, творческие конкурсы, библиографические игры . Приложение 2.

3-й класс

“Планета “Художественная литература””

Цель: расширение кругозора через знакомство с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, создание нового, оригинального мира образов и чувств в ответ на прочитанное.

Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 3.

4-й класс

“Читатели – мечтатели, мыслители, творцы”

Цель: активизация читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки, интеллектуально – творческого чтения; развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости; культуры мысли и чувства.

Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 4.

5–9-е классы

Цель: Пробудить у ребенка-читателя эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширить сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли, чувства, искать созвучие собственной душе и тем самым содействовать самоузнаванию, нравственному саморазвитию личности.

Форма проведения: литературное путешествие.

5-й класс

“ Литературное путешествие”

Формирование читателя, которому предложен богатейший мир литературы, пути, приемы и способы общения с ним. Направленное внимание к сюжету произведения. Приложение 5.

6-й класс

“Герои -подростки на страницах любимых книг”

Воплощение человека на страницах произведений. Образы героев – подростков. Приложение 6.

7-й класс

“Мастерская чтения”

Знание родов литературы и богатства их жанров. Изучение взаимосвязей сюжет – герой, герой – жанр, сюжет – жанр. Приложение 7.

8-й класс

“Время в судьбах искусств и человека”

Исторический герой и историческое событие на страницах художественной литературы. Приложение 8.

9-й класс

“Русской классики страницы…”

Роль литературы в духовной жизни общества. Отражение жизни на страницах русской классики. Приложение 9.

Ход литературного путешествия:

Путешествие организовано по одному маршруту. Каждая остановка маршрута – это проверка того или иного качества восприятия по критериям, соответствующим природе чтения художественной литературы.

Варианты маршрута:

  1. Залив созерцания (проверка образного мышления ребенка).
    Как представляет ребенок тот или иной эпизод? Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что и кто бы нарисовал, если бы он был художником?
  2. Бухта радости и светлой печали (проверка эмоционального резонанса читателя).
    Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить?
  3. Мыс проникновения (проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст).
    Объясните, почему персонаж действовал так, а не иначе, почему у него возникли такие мысли и чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение?
  4. Айсберг (проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения).
    Есть ли какой-нибудь тайный смысл в этом произведении, о чем автор не говорит открытым текстом, но дает понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения?
  5. Утес творчества и фантазий (проверка фантазии читателя).
    Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложатся их судьбы?
  6. Бухта важных мелочей (проверка тонкости восприятия, умения истолковывать мелочи и детали).
    Обратили ли вы внимание на такую подробность? Что она означает? О чем говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово?
  7. Пролив воспоминаний (проверка ассоциативного мышления читателя).
    Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких подобная ситуация или история, похожая на эту? О чем напомнила вам эта книга? Может, подобная история или герой знакомы вам по другим книгам или фильмам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга?
  8. Риф самопознания (проверка способности перенести читаемое на себя).
    Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую роль вы бы выбрали для себя? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-то созвучного вашей душе? В чем сходство и различие?
  9. Земля мудрости (проверка способности целостного восприятия произведения).
    О чем же это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чем ее глубинный смысл и оригинальность?

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате реализации данной программы выпускник начальной школы должен:

* знать понятие “библиотека”, ее структуру, правила пользования библиотекой;
* иметь общее представление о книге, структуре книги;
* понимать особенности художественной и научно-популярной литературы;
* уметь ориентироваться в книжном фонде библиотеки;
* уметь пользоваться справочной литературой, детской периодикой.
* испытывать потребность в самостоятельном чтении.

В результате реализации данной программы выпускник основной школы должен:

* уметь работать с научно-популярной, критической литературой, справочными изданиями и периодикой;
* сознательно и заинтересованно относиться к книге, испытывать потребность в систематическом и разнообразном чтении;
* иметь представление о структуре книги;
* уметь использовать полученные библиотечно-библиографические знания в освоении основ наук, в самообразовании.