Цель программы – становление (развитие) таланта читателя, способного вступать в диалог с художником – автором и осуществлять интерпретации литературного произведения.
Задачи:
- Способствовать формированию общих представлений об истории книги, показать отличительные черты книг в сравнении с другими источниками информации.
- Создавать условия для формирования читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности через развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
- Развивать интерес к литературному творчеству на основе восприятия прочитанного.
- Выявить основные этапы формирования у школьников позиции Читателя.
- Воспитывать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности, развивать у них коммуникативно-речевые умения.
Основное содержание программы
1-й класс
“Радостное чтение”
Цель: создание положительного образа библиотеки как хранилища мудрости; формирование потребности в осознанном слушании и чтении литературного произведения.
Формы проведения занятий: беседы, комментированное чтение, рисуночные тесты, иллюстрирование. Приложение 1.
2-й класс
“Библиокосмическое путешествие”
Цель: расширение кругозора учащихся, приобретение навыков поиска необходимой информации через активизацию читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки.
Формы проведения занятий: беседы, составление творческих проектов, литературные игры, творческие конкурсы, библиографические игры . Приложение 2.
3-й класс
“Планета “Художественная литература””
Цель: расширение кругозора через знакомство с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, создание нового, оригинального мира образов и чувств в ответ на прочитанное.
Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 3.
4-й класс
“Читатели – мечтатели, мыслители, творцы”
Цель: активизация читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки, интеллектуально – творческого чтения; развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости; культуры мысли и чувства.
Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 4.
5–9-е классы
Цель: Пробудить у ребенка-читателя эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширить сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли, чувства, искать созвучие собственной душе и тем самым содействовать самоузнаванию, нравственному саморазвитию личности.
Форма проведения: литературное путешествие.
5-й класс
“ Литературное путешествие”
Формирование читателя, которому предложен богатейший мир литературы, пути, приемы и способы общения с ним. Направленное внимание к сюжету произведения. Приложение 5.
6-й класс
“Герои -подростки на страницах любимых книг”
Воплощение человека на страницах произведений. Образы героев – подростков. Приложение 6.
7-й класс
“Мастерская чтения”
Знание родов литературы и богатства их жанров. Изучение взаимосвязей сюжет – герой, герой – жанр, сюжет – жанр. Приложение 7.
8-й класс
“Время в судьбах искусств и человека”
Исторический герой и историческое событие на страницах художественной литературы. Приложение 8.
9-й класс
“Русской классики страницы…”
Роль литературы в духовной жизни общества. Отражение жизни на страницах русской классики. Приложение 9.
Ход литературного путешествия:
Путешествие организовано по одному маршруту. Каждая остановка маршрута – это проверка того или иного качества восприятия по критериям, соответствующим природе чтения художественной литературы.
Варианты маршрута:
- Залив созерцания (проверка образного мышления ребенка).
Как представляет ребенок тот или иной эпизод? Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что и кто бы нарисовал, если бы он был художником? - Бухта радости и светлой печали (проверка эмоционального резонанса
читателя).
Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить? - Мыс проникновения (проверка способности читателя проникать во
внутренний мир персонажа и авторский подтекст).
Объясните, почему персонаж действовал так, а не иначе, почему у него возникли такие мысли и чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение? - Айсберг (проверка умения читателя чувствовать подтекст
произведения).
Есть ли какой-нибудь тайный смысл в этом произведении, о чем автор не говорит открытым текстом, но дает понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения? - Утес творчества и фантазий (проверка фантазии читателя).
Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложатся их судьбы? - Бухта важных мелочей (проверка тонкости восприятия, умения
истолковывать мелочи и детали).
Обратили ли вы внимание на такую подробность? Что она означает? О чем говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово? - Пролив воспоминаний (проверка ассоциативного мышления читателя).
Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких подобная ситуация или история, похожая на эту? О чем напомнила вам эта книга? Может, подобная история или герой знакомы вам по другим книгам или фильмам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга? - Риф самопознания (проверка способности перенести читаемое
на себя).
Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую роль вы бы выбрали для себя? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-то созвучного вашей душе? В чем сходство и различие? - Земля мудрости (проверка способности целостного восприятия
произведения).
О чем же это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чем ее глубинный смысл и оригинальность?
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате реализации данной программы выпускник начальной школы должен:
* знать понятие “библиотека”, ее структуру, правила пользования библиотекой;
* иметь общее представление о книге, структуре книги;
* понимать особенности художественной и научно-популярной литературы;
* уметь ориентироваться в книжном фонде библиотеки;
* уметь пользоваться справочной литературой, детской периодикой.
* испытывать потребность в самостоятельном чтении.
В результате реализации данной программы выпускник основной школы должен:
* уметь работать с научно-популярной, критической литературой, справочными изданиями и периодикой;
* сознательно и заинтересованно относиться к книге, испытывать потребность в систематическом и разнообразном чтении;
* иметь представление о структуре книги;
* уметь использовать полученные библиотечно-библиографические знания в освоении основ наук, в самообразовании.