Литература
-
Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, мелодическое богатство) 2009
Показательный (открытый) урок в 11-м классе знакомит учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
"Герой нашего времени" – первый в русской прозе "личный" (по терминологии, принятой во французской литературе) или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография – жизнь и приключения, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
-
Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". 6-й класс 2009
Цель урока – углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. На уроке происходит обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы). Формируются у школьников такие нравственные качества как честность, доброта, долг.
-
Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009
Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.
-
Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова "Трудный хлеб" 2009
Урок – педагогическая мастерская помогает школьникам учиться работать в коллективе, всматриваться в тайные причины поступков окружающих. Такой урок вызывает интерес учащихся к созданию творческой работы, помогает понять и принять законы гуманизма. Такая форма урока помогает не только нестандартно мыслить, но и высказывать свою точку зрения.
-
Нравственные ориентиры и учение Христа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
Урок помогает показать учащимся, что Достоевский видел путь нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.
-
С.А. Есенин. "Песнь о собаке" 2009
Урок помогает увидеть, услышать, представить себе мир, созданный Есениным в стихотворении, совершенствовать интеллект учащихся через восприятие художественного произведения.
-
"Я сибирской породы…" (сценарий вечера-портрета) 2009
2009 год на Алтае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В этом году ему бы исполнилось 80 лет. Мероприятие ставит цель: приобщиться к творческому наследию писателя, узнать новое из его биографии, научиться у нашего земляка умению думать, ценить родную землю и труд человеческий. Можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
-
Интегрированный урок (психология + литература) по теме "Я хочу научиться дружить" (по сказке С.Прокофьевой "Лоскутик и Облачко") 2009
Данный урок знакомит учащихся со сказкой С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облачко», учит детей анализировать художественные эпизоды произведения и характеризовать литературных героев. Особое внимание уделяется вопросам психологии: знакомству с психологическими терминами, проигрыванию и решению проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе — игра "Мильон терзаний" 2009
Литературная игра в 9-х классах по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предваряет изучение комедии, служит подготовкой учащихся к восприятию творчества писателя, усиливает мотивацию углубленного прочтения этого произведения русской литературы.
-
"Петербургские повести" Н.В. Гоголя 2009
Урок литературы в 8-м классе позволяет учащимся сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н.В. Гоголя «Невский проспект» и «Шинепь», постичь переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
-
Интегрированный урок по развитию речи (литература + русский язык) 2009
Урок подготовит учащихся к домашнему сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта" 2009
Урок показывает тематическое и художественное своеобразие и проникновенный лиризм стихотворений поэта-земляка Н.Бурдюгова, знакомит с его биографией, на основе интервью с поэтом подготовлены мультимедийная презентация и сценарий вечера, творческие задания командам, оформлен стенд, представляющий его творчество.
-
Урок в 9-м классе по теме "Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши" (внеклассное чтение по зарубежной литературе) 2009
Представлен урок внеклассного чтения по зарубежной литературе по творчеству Мольера в 9-м классе. На уроке использованы различные формы работы. Основной упор сделан на анализ текста путём выборочного чтения, подбора характеристик героя и др.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе "В поисках добра и красоты" (по рассказу В.М. Шукшина "Мастер") 2009
Урок призван показать важность и актуальность проблемы, поднятой писателем, помочь школьникам понять, что автор любуется самобытным человеком из народа. Урок содействует воспитанию духовно богатой личности, развитию творческих способностей.
-
Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона) 2009
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве.
-
Региональное краеведение – залог патриотического воспитания 2009
Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Познакомить учащихся с творчеством донских поэтов, внесших большой вклад в литературный процесс и развитие поэзии Дона.
-
А.Блок. "Соловьиный сад". Анализ поэмы 2009
Материал, предложенный для урока по творчеству поэта-символиста, поможет школьникам проанализировать поэму "Соловьиный сад", воспринять художественное совершенство и неповторимость лирики А.Блока, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией Александра Блока.
-
Урок развития речи "Ратный подвиг моего рода" 2009
Урок развития речи рассчитан на учащихся 5–6-х классов. Рассказ детей о представителях их семей – участниках Великой Отечественной войны, которому предшествовала большая поисковая, исследовательская работа. Ребята учатся рассуждать, высказывать свои мысли, читают стихи, знакомятся с «Книгой Памяти» Сернурского района. Итогом урока станет рукописная книга «Ратный подвиг моего рода».
-
Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня" 2009
Проводим увлекательное расследование: из рассказа А.П. Чехова исчезло название и развязка. Проникнем в мастерскую автора и восстановим утраты. Заодно будем отрабатывать умение анализировать текст художественного произведения. И поразмышляем о жизни.
-
Сценарий спектакля по мотивам произведений Гоголя "В гостях у героев Гоголя" 2009
Современных детей трудно заставить читать классику. Поэтому решила поставить со своими восьмиклассниками спектакль по произведениям Гоголя, чтобы его герои стали ближе и понятнее ребятам. Сценарий состоит из трех частей: сцена из "Ночи перед Рождеством", отрывок из "Ревизора" и снова "Ночь перед Рождеством". Связующее звено спектакля – гоголевские дамы из "Мертвых душ".
-
Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле" 2009
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + география) в 6-м классе "Морская регата" 2009
Автор считает, что игровая форма урока повторения, сопровождаемого презентацией, способствует лучшему общению знаний об имени числительном, развитию творческого мышления учащихся, а обращение к материалу уроков географии позволит расширить кругозор детей.
-
Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л.Андреева. Повесть "Иуда Искариот" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией писателя Л.Андреева и определяют причину оригинальной трактовки «вечной темы» в повести «Иуда Искариот», а также своеобразный подход к изображению Иуды.
-
Урок литературы в 6-м классе "Библия как источник знаний и вдохновения" 2009
Урок разработан как итоговый урок по теме "Библия". В нем отражено специфическое влияние этой великой книги на сферы деятельности человека, его нравственные приоритеты; рассмотрена связь Библии и истории.
-
Изучение литературы постреалистического направления в 11-м классе 2009
Актуализация темы – это формирование навыков работы с текстами, развитие навыков исследования произведений малых жанров и, как следствие, - научно-исследовательские работы учащихся. В программе излагается содержание материала и темы научно-исследовательских работ учащихся, приводится разработка урока по теме «Многомерность бытийного пространства в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».
-
Интегрированный урок (литературы + ОБЖ + история). Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2009
Урок построен с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, самостоятельно собирать и систематизировать материал.
-
Тема: "Образ Пугачева. Крестьянская война 1773–1775 гг." по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2009
Урок литературы в 8-м классе выстроен в системе развивающего обучения, где целью является воспитание человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. В процессе урока ученики выясняют суть образа Пугачева, в сравнении показывают его нравственные поиски, внутренную борьбу на пути к самоутверждению.
-
Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" – история любви или история уголовного преступления? 2009
Автор работы предполагает помочь в обучении навыкам сравнительной характеристики героев, воспитать позицию критического отношения к бездуховному существованию, что актуально в современной действительности, так как Лесков обращается в повести к социальной и общечеловеческой проблематике, раскрывает трагедию сильной личности.
-
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
На уроке автор попытался проследить "историю болезни" Родиона Раскольникова и ответить на вопрос: "Почему даже самые хорошие теории на практике оказываются нежизнеспособными?" Развивает у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.