Литература
-
"Петербургские повести" Н.В. Гоголя 2009
Урок литературы в 8-м классе позволяет учащимся сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н.В. Гоголя «Невский проспект» и «Шинепь», постичь переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
-
Интегрированный урок по развитию речи (литература + русский язык) 2009
Урок подготовит учащихся к домашнему сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта" 2009
Урок показывает тематическое и художественное своеобразие и проникновенный лиризм стихотворений поэта-земляка Н.Бурдюгова, знакомит с его биографией, на основе интервью с поэтом подготовлены мультимедийная презентация и сценарий вечера, творческие задания командам, оформлен стенд, представляющий его творчество.
-
Урок в 9-м классе по теме "Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши" (внеклассное чтение по зарубежной литературе) 2009
Представлен урок внеклассного чтения по зарубежной литературе по творчеству Мольера в 9-м классе. На уроке использованы различные формы работы. Основной упор сделан на анализ текста путём выборочного чтения, подбора характеристик героя и др.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе "В поисках добра и красоты" (по рассказу В.М. Шукшина "Мастер") 2009
Урок призван показать важность и актуальность проблемы, поднятой писателем, помочь школьникам понять, что автор любуется самобытным человеком из народа. Урок содействует воспитанию духовно богатой личности, развитию творческих способностей.
-
Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона) 2009
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве.
-
Региональное краеведение – залог патриотического воспитания 2009
Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Познакомить учащихся с творчеством донских поэтов, внесших большой вклад в литературный процесс и развитие поэзии Дона.
-
А.Блок. "Соловьиный сад". Анализ поэмы 2009
Материал, предложенный для урока по творчеству поэта-символиста, поможет школьникам проанализировать поэму "Соловьиный сад", воспринять художественное совершенство и неповторимость лирики А.Блока, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией Александра Блока.
-
Урок развития речи "Ратный подвиг моего рода" 2009
Урок развития речи рассчитан на учащихся 5–6-х классов. Рассказ детей о представителях их семей – участниках Великой Отечественной войны, которому предшествовала большая поисковая, исследовательская работа. Ребята учатся рассуждать, высказывать свои мысли, читают стихи, знакомятся с «Книгой Памяти» Сернурского района. Итогом урока станет рукописная книга «Ратный подвиг моего рода».
-
Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня" 2009
Проводим увлекательное расследование: из рассказа А.П. Чехова исчезло название и развязка. Проникнем в мастерскую автора и восстановим утраты. Заодно будем отрабатывать умение анализировать текст художественного произведения. И поразмышляем о жизни.
-
Сценарий спектакля по мотивам произведений Гоголя "В гостях у героев Гоголя" 2009
Современных детей трудно заставить читать классику. Поэтому решила поставить со своими восьмиклассниками спектакль по произведениям Гоголя, чтобы его герои стали ближе и понятнее ребятам. Сценарий состоит из трех частей: сцена из "Ночи перед Рождеством", отрывок из "Ревизора" и снова "Ночь перед Рождеством". Связующее звено спектакля – гоголевские дамы из "Мертвых душ".
-
Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле" 2009
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + география) в 6-м классе "Морская регата" 2009
Автор считает, что игровая форма урока повторения, сопровождаемого презентацией, способствует лучшему общению знаний об имени числительном, развитию творческого мышления учащихся, а обращение к материалу уроков географии позволит расширить кругозор детей.
-
Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л.Андреева. Повесть "Иуда Искариот" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией писателя Л.Андреева и определяют причину оригинальной трактовки «вечной темы» в повести «Иуда Искариот», а также своеобразный подход к изображению Иуды.
-
Урок литературы в 6-м классе "Библия как источник знаний и вдохновения" 2009
Урок разработан как итоговый урок по теме "Библия". В нем отражено специфическое влияние этой великой книги на сферы деятельности человека, его нравственные приоритеты; рассмотрена связь Библии и истории.
-
Изучение литературы постреалистического направления в 11-м классе 2009
Актуализация темы – это формирование навыков работы с текстами, развитие навыков исследования произведений малых жанров и, как следствие, - научно-исследовательские работы учащихся. В программе излагается содержание материала и темы научно-исследовательских работ учащихся, приводится разработка урока по теме «Многомерность бытийного пространства в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».
-
Интегрированный урок (литературы + ОБЖ + история). Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2009
Урок построен с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, самостоятельно собирать и систематизировать материал.
-
Тема: "Образ Пугачева. Крестьянская война 1773–1775 гг." по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2009
Урок литературы в 8-м классе выстроен в системе развивающего обучения, где целью является воспитание человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. В процессе урока ученики выясняют суть образа Пугачева, в сравнении показывают его нравственные поиски, внутренную борьбу на пути к самоутверждению.
-
Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" – история любви или история уголовного преступления? 2009
Автор работы предполагает помочь в обучении навыкам сравнительной характеристики героев, воспитать позицию критического отношения к бездуховному существованию, что актуально в современной действительности, так как Лесков обращается в повести к социальной и общечеловеческой проблематике, раскрывает трагедию сильной личности.
-
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
На уроке автор попытался проследить "историю болезни" Родиона Раскольникова и ответить на вопрос: "Почему даже самые хорошие теории на практике оказываются нежизнеспособными?" Развивает у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают" 2009
Литературная композиция знакомит учащихся с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, воспитывает чувство патриотизма, гордость за свою страну. Школьники должны знать и помнить прошлое своей Родины и чтить память тех, кто не вернулся с поля боя.
-
"Как рождается пьеса?" 2009
Разработка урока предназначена для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы. Материал отражает жанровую природу пьесы. Предложенная форма организации деятельности учащихся позволяет раскрыть творческий потенциал пятиклассника.
-
Урок вежливости (по рассказу Б.В. Шергина "Рифмы"). Литература. 5-й класс 2009
После прочтения и изучения рассказа Б.Шергина "Рифмы" учащимся предлагаются обороты деликатной речи. Для наиболее полного усвоения вежливых оборотов речи на уроке используются отрывки из художественной литературы, иллюстрации учащихся, инсценировки различных жизненных ситуаций.
-
Урок-викторина по литературе "Лампада чистая любви" (Женщины в жизни и творчестве Пушкина) 2009
Урок-викторина проводится после изучения любовной лирики Пушкина. Проведение урока позволит расширить знания о жизни и творчестве поэта и выяснить, какое влияние оказали женщины на творчество Пушкина.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2009
В век обязательной сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку после девятого и одиннадцатого классов как никогда актуальна игровая работа на уроках, чтобы привлечь внимание обучающихся, заинтересовать нестандартными формами и методами работы.
-
Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Поэзия 2009
Программа по литературе отводит минимальное количество часов на изучение темы "Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия". Необходимо в сжатой форме рассказать о поэзии данного времени, пробудить интерес к чтению стихотворений, желание далее уже самостоятельно изучать данный материал.
-
Любовная лирика поэтов "серебряного века" 2009
В.Иванов, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак, О.Мандельштам о любви. Предлагаю услышать их на одном уроке, представить, что все они сегодня собрались в «башне» В.Иванова читать свои стихи.
-
Дети-инвалиды — полноправные члены общества 2009
Урок показывает творческий подход учителя в преподавании литературы. Проблему, поднятую в этюде «Слепой музыкант», ребята замечают в современном мире. Оценивая жизненные ситуации героев, дети анализируют свои поступки, восхищаются силой духа инвалидов. Проблемные вопросы вовлекают весь класс в обсуждение, не оставляя равнодушными к бедам сверстников.
-
"Бернард неуязвимый…" Биографическая экстраваганца (первый урок по творчеству Б.Шоу) 2009
Цель урока: знакомство с личностью писателя; работа по теории литературы (повторение особенностей драмы, освоение термина "экстраваганца"); развитие навыков выразительного чтения.
-
Показательный (открытый) урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по разделу "Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров". Тема урока: "Путешествие в село Фольклорное" 2009
Показательный (открытый) урок в 5-м классе является по типу уроком обобщения и систематизации знаний. Занятие проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся; развития монологической речи учащихся, актерского мастерства, свободного владения теоретическим материалом; воспитания у детей интереса к литературе, любви к устному народному творчеству, чувства патриотизма и национальной гордости.