Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Разделы: Литература


Актуальность темы данной работы обозначена рядом обстоятельств. Большинство методических разработок связаны с анализом произведений, изучаемых в старших классах и отличающихся сложностью проблематики, глубокими философскими раздумьями о жизни, вечности, о нравственных ценностях. Для детального анализа таких художественных произведений нужны не только литературоведческие знания, но и высокий уровень читательской культуры, работать над чем необходимо уже в среднем звене, т. к. анализ каждого последующего текста совершенствует читательские умения ученика, повышает его читательскую компетентность. У пятиклассников уже есть опыт чтения произведений разных жанров, происходит дальнейшее знакомство с писателями-классиками. Поэтому изучение художественного произведения, его специфики ученикам 5-6 классов вполне доступно.

Таким образом,  обозначив проблему – обучение анализу текста в среднем звене – и руководствуясь темой, определена цель данного урока: обучение элементам анализа эпического произведения. Эта цель обусловила решение следующих задач:

1) продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, учить пониманию роли художественной детали;
2) развивать умение определять замысел автора через анализ художественных деталей, аргументировано излагать свою точку зрения;
3) воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Объектом исследования является рассказ К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга». Произведения этого писателя входят в принятые программы по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного чтения. Для учителей-словесников творчество Константина Георгиевича Паустовского важно тем, что помогает дать ученикам верное представление о художественной литературе как об одном из видов искусства, вводит в творческую лабораторию писателя, показывает, как создаются художественные книги, и тем самым активизирует интерес к изучению литературы.
Методических разработок по творчеству К. Г. Паустовского достаточно много. Но не встречалось ни одной разработки, посвященной рассказу Паустовского «Кот-ворюга». А ведь данный рассказ  –  благодатный материал для начала обучения анализу художественного произведения в среднем звене. На данном этапе текст всего произведения не исследуется детально и глубоко. Текст анализируется избирательно.

Критериями выбора элементов анализа данного рассказа  является его родовая и жанровая специфика, своеобразие авторского стиля, художественная деталь (портрет, пейзаж), художественные приемы – прямая авторская характеристика, поступки, действия героев и т. д. Изучение «Кота-ворюги» учитывает также и возрастные особенности восприятия искусства, и литературное развитие учащихся, их читательский опыт и интересы. Воспитательная направленность (один из  принципов обучения) тоже является важным критерием для анализа данного рассказа Паустовского.

Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга»

Тема урока:  «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (Рассказ  К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга»)

Цель: обучение элементам анализа эпического произведения.

Задачи:

  • продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, учить пониманию роли художественной детали;
  • развивать умение определять замысел автора через анализ художественных деталей, аргументировано излагать свою точку зрения;
  • воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, рисунки учащихся к рассказу.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы).

Предварительное домашнее задание: подготовить рассказ о творческой деятельности К. Г. Паустовского (индивидуально); группе иллюстраторов – нарисовать каждому кота-ворюгу, выбрав любой эпизод рассказа (желательно по сюжету).

Эпиграф к уроку: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К. Г. Паустовский).

Дополнительная литература в помощь учащимся: Ушакова О. Д. Понятия и определения: литература. Словарик школьника.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть урока – небольшой разговор о творчестве писателя К. Г. Паустовского.

Ребята вспоминают уже прочитанные ими рассказы, делятся впечатлениями.
Продолжая разговор о творчестве писателя, предоставляю слово ученику, подготовившему материал о творчестве писателя.

Предполагаемый результат работы.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Родился Паустовский 31 мая 1892 г. в Москве, в Гранатном переулке (до недавнего времени – улица Щусева), но вырос он на Украине, в Киеве. Писательская жизнь началась «с желания все знать, все видеть и путешествовать». Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные жестоким солнцем берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера – всюду подмечал Паустовский красоту природы, полюбил эти места и своей любовью к ним заставил полюбить их и читателей. Всюду знакомился с разными людьми, многие из которых впоследствии стали прототипами его героев.
Творческая деятельность была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов, он – очеркист, драматург, публицист и критик. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа – «мокрый от дождя куст на берегу Оки», легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли. Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок. Сила его художественного воздействия в другом. Они требуют медленного, сосредоточенного чтения. Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик, и лирическая атмосфера рассказов писателя пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях.
Эпиграфом к творчеству К. Г. Паустовского могут быть поставлены слова А. Блока: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Его книги помогают находить и видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в шедеврах искусства и, что самое важное, в человеке.

II. В продолжении разговора о творчестве писателя отмечаем, что прочитанный дома рассказ «Кот-ворюга» – великолепный материал для подтверждения того, что сказано о творчестве Паустовского. Задушевность и лиризм, точность описаний, выразительно очерченный портрет главного героя, неожиданно разворачивающийся сюжет не оставляют читателя равнодушным. Вот уж действительно, «сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»…
– О чем этот рассказ?
Ответ, конечно, не вызывает никаких затруднений. Ребята могут кратко пересказать сюжет, останется лишь подытожить – этот рассказ о взаимоотношениях людей и кота-беспризорника.

III. Итак, рассказ прочитан, сюжет понятен. Продолжая разговор о рассказе, отмечаем, что в сюжете любого произведения важная роль отводится так называемым художественным деталям. Работая уже не с первым рассказом, ребята имеют достаточное представление о художественных деталях. Вспоминаем, что художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев, среду их обитания, их взаимоотношения. Еще В. И. даль говорил, что «деталь в художествах – это части или подробности в отделке». Повторяем, что художественные детали могут быть психологические, портретные, пейзажные, речевые – речь автора, персонажа (монолог, диалог, полилог). Добавляем, что разобраться в тексте помогают и художественные приемы – прямая авторская характеристика, поступки, действия героев.
Организуя работу в группах, продумываем вопросы, которые помогут определить, какие художественные детали и приемы использовал Паустовский в своем рассказе, каково их значение.

Карточка – задание группе 1

  • Кто рассказывает нам историю кота?
  • Что вы можете сказать о рассказчике? (чем занимается, как проводит свободное время)
  • Обратитесь к названию рассказа. О чем говорит такая деталь, как суффикс в существительном – определении. Проведите параллель подобной детали в русских народных сказках.
  • Как складывались взаимоотношения рассказчика с котом. Выпишите ключевые слова, подчеркивающие эти взаимоотношения.

Карточка – задание группе 2. (иллюстраторы)

(Задание нарисовать кота ребята получили заранее.)

  • Вспомните, что такое портрет в художественном произведении.
  • Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.
  • Найдите детали портрета, описанные далее в тексте.
  • Чем интересен цветовой контраст?
  • Защитите свои рисунки.

Карточка-задание группе 3

  • Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
  • Сформулируйте вывод о характере животного.
  • Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.
  • Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Леньке?

Предполагаемый результат работы

Группа 1.

Повествование  ведется от лица рассказчика. Рассказчик – персонаж в литературном произведении, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах. Скорее всего, рассказчик – молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них – Леньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. «Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях». И как каждому истинному рыбаку ему важен улов. И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга. Суффикс данного слова подчеркивает уничижительное отношение к коту, является важным средством речевой характеристики и несет негативную эмоциональную оценку героя. Еще не прочитав рассказа, мы, читатели. Понимаем, что героем будет не просто кот, а животное, отличающееся от других, подобных себе, героев литературы. В сказках – котик, коток, где уменьшительно-ласкательный суффикс является важной положительной характеристикой. В рассказе же Паустовского важная черта характера заявлена уже через имя главного героя. Грабительские действия кота, его непредсказуемое поведение, ловкость приводят к отчаянию рассказчика и его друзей. Главным занятием, даже смыслом жизни становится поимка кота-ворюги. Ключевые слова «мы пришли в отчаяние», «не знали, как поймать», «звали за глаза Ворюгой», «почти месяц потратили, чтобы выследить», «поклялись поймать… и вздуть…», «втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин» подчеркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны, ее комизм.

Группа 2.

Портрет – важная деталь художественного произведения. Изображение внешности героя (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить, держаться) является средством его характеристики. В рассказе портретной зарисовкой главного героя является первый абзац, где обозначен внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения: «тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе», «с зелеными нахальными глазами». Окрас кота не случаен и является важной деталью для понимания его характера. Рыжий цвет (т. е. огненно-красный) – символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это – боец, сорванец, хулиган. И эти характеристики цвета налицо у нашего героя: оторванное ухо и обрубленный хвост – память о былых приключениях. Цветовой контраст – зеленые глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота – важная деталь характеристики кота как необычного героя.
Этап социализации – защита рисунков и определение их места в сюжете рассказа ребятами группы.

Группа 3.

Немаловажными художественными приемами для раскрытия образа является характер и поведение героя. Кот-ворюга интересен нам прежде всего своим поведением, через которое можно судить о его характере. Выражений-характеристик в тексте много, все они яркие, запоминающиеся. Кот «ловко прятался», «потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит», «Ворюга», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «смотрел сверху дикими глазами и грозно выл», «решился на отчаянный поступок», «зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя», «выл и ругался», «вцепился мертвой хваткой» и т.д. Действительно, перед нами бродяга и бандит, справиться с которым не каждому под силу. И не случайно вытащить кота из-под дома поручили Леньке, который, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника. И только неуемная жадность подвела кота, на что и рассчитывал Ленька. Примечательно, что кот действует как животное, сам по себе, но вместе с тем имеет свой собственный характер, черты которого во многом присущи человеку. Тем самым Паустовский «очеловечивает» кота, ставит его рядом с человеком.

Подводя итоги работы, отмечаем, что же мы узнали? Во-первых, произошло знакомство с рассказчиком. Мы имеем представление о его занятиях, поведении, некоторых чертах характера. Во-вторых, проговариваем, что в описании кота автор использовал детали портрета и поведения, подчеркивая тем самым всю необычность героя. Перед нами не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не жалобными подачками, а разбоем.

IV. Дальнейшее развитие сюжета рассказа кажется вполне понятным: кот по заслугам будет наказан. Но рассказ заканчивается замечательно: между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание.
Эпиграфом к уроку взяты слова К. Г. Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного».
– Как соотносится эпиграф с финалом?
Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совеем другого кота – преданного, благородного, ласкового.
Вновь обратимся к групповой форме работы, на которую отводим 5-6 минут.

Карточка-задание № 2 группе 1

  • Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка со слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил…» до слов: «с этого дня он у нас прижился и перестал воровать».
  • Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.
  • Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
  • Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

Карточка-задание № 2. группе 2

  • Подготовьте выразительное чтение отрывка  со слов «На следующее утро он даже совершил благородный поступок…» до слов «С тех пор куры опасались воровать»
  • Продумайте, какие изменения произошли в характере кота. Найдите ключевые слова, подтверждающие эти изменения.

Карточка-задание № 2 группе 3

  • Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении.
  • Найдите в тесте пейзажную зарисовку. Попробуйте ответить, для чего, с какой целью в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
  • Какой художественный прием использует автор?

Предполагаемый результат работы группы 3

Пейзаж-описание природы, имеющие изобразительное или символическое значение. Это изображение картин природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора. В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и главного героя – кота – есть связь. Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было лишь переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами. Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел. «Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу». Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

V. Подводя итоги беседы, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

– О чем же рассказ Паустовского?
При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий нас мир: он такой же интересный, как и мир человека. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер. Главные же герои рассказа выражают мысли писателя о жизни, экологии, отношении человека к другим живым существам, о нравственности людей. Следовательно, прав был Блок, сказав «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»
В таком незамысловатом рассказе автору удалось сочетать легкость повествования с серьезностью темы. Умело используя комизм сцен и глубокий лиризм пейзажной зарисовки, «очеловечивание» поведения кота и олицетворение в описаниях природы, К. Г. Паустовский раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы.

В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

  • Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Паустовского «Кот-ворюга»?
  • Каким я представляю себе кота-ворюгу?
  • В чем проявилось мастерство Паустовского в изображении кота?