Актуальность темы данной работы обозначена рядом обстоятельств. Большинство методических разработок связаны с анализом произведений, изучаемых в старших классах и отличающихся сложностью проблематики, глубокими философскими раздумьями о жизни, вечности, о нравственных ценностях. Для детального анализа таких художественных произведений нужны не только литературоведческие знания, но и высокий уровень читательской культуры, работать над чем необходимо уже в среднем звене, т. к. анализ каждого последующего текста совершенствует читательские умения ученика, повышает его читательскую компетентность. У пятиклассников уже есть опыт чтения произведений разных жанров, происходит дальнейшее знакомство с писателями-классиками. Поэтому изучение художественного произведения, его специфики ученикам 5-6 классов вполне доступно.
Таким образом, обозначив проблему – обучение анализу текста в среднем звене – и руководствуясь темой, определена цель данного урока: обучение элементам анализа эпического произведения. Эта цель обусловила решение следующих задач:
1) продолжить работу над формированием умения
анализировать эпическое произведение, учить
пониманию роли художественной детали;
2) развивать умение определять замысел автора
через анализ художественных деталей,
аргументировано излагать свою точку зрения;
3) воспитывать у учеников интерес к слову автора.
Объектом исследования является
рассказ К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Произведения этого писателя входят в принятые
программы по литературе для средней школы как
для обязательного, так и для самостоятельного
чтения. Для учителей-словесников творчество
Константина Георгиевича Паустовского важно тем,
что помогает дать ученикам верное представление
о художественной литературе как об одном из
видов искусства, вводит в творческую лабораторию
писателя, показывает, как создаются
художественные книги, и тем самым активизирует
интерес к изучению литературы.
Методических разработок по творчеству К. Г.
Паустовского достаточно много. Но не встречалось
ни одной разработки, посвященной рассказу
Паустовского «Кот-ворюга». А ведь данный
рассказ – благодатный материал для начала
обучения анализу художественного произведения в
среднем звене. На данном этапе текст всего
произведения не исследуется детально и глубоко.
Текст анализируется избирательно.
Критериями выбора элементов анализа данного рассказа является его родовая и жанровая специфика, своеобразие авторского стиля, художественная деталь (портрет, пейзаж), художественные приемы – прямая авторская характеристика, поступки, действия героев и т. д. Изучение «Кота-ворюги» учитывает также и возрастные особенности восприятия искусства, и литературное развитие учащихся, их читательский опыт и интересы. Воспитательная направленность (один из принципов обучения) тоже является важным критерием для анализа данного рассказа Паустовского.
Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»
Тема урока: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (Рассказ К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
Цель: обучение элементам анализа эпического произведения.
Задачи:
- продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, учить пониманию роли художественной детали;
- развивать умение определять замысел автора через анализ художественных деталей, аргументировано излагать свою точку зрения;
- воспитывать у учеников интерес к слову автора.
Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, рисунки учащихся к рассказу.
Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы).
Предварительное домашнее задание: подготовить рассказ о творческой деятельности К. Г. Паустовского (индивидуально); группе иллюстраторов – нарисовать каждому кота-ворюгу, выбрав любой эпизод рассказа (желательно по сюжету).
Эпиграф к уроку: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К. Г. Паустовский).
Дополнительная литература в помощь учащимся: Ушакова О. Д. Понятия и определения: литература. Словарик школьника.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть урока – небольшой разговор о творчестве писателя К. Г. Паустовского.
Ребята вспоминают уже прочитанные ими
рассказы, делятся впечатлениями.
Продолжая разговор о творчестве писателя,
предоставляю слово ученику, подготовившему
материал о творчестве писателя.
Предполагаемый результат работы.
Быть всегда необходимым людям, чувствовать
веление времени – большое счастье для художника.
Оно в полной мере выпало на долю известного
писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Родился Паустовский 31 мая 1892 г. в Москве, в
Гранатном переулке (до недавнего времени – улица
Щусева), но вырос он на Украине, в Киеве.
Писательская жизнь началась «с желания все
знать, все видеть и путешествовать». Он изъездил
всю Россию еще в молодости. Полярный Урал,
сожженные жестоким солнцем берега Каспийского
моря, Волга, Украина, необозримые Полесские
болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера
– всюду подмечал Паустовский красоту природы,
полюбил эти места и своей любовью к ним заставил
полюбить их и читателей. Всюду знакомился с
разными людьми, многие из которых впоследствии
стали прототипами его героев.
Творческая деятельность была многообразна: он –
автор романов, повестей, рассказов, он –
очеркист, драматург, публицист и критик. Книги
писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с
увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская
природа – «мокрый от дождя куст на берегу Оки»,
легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах
травы, хлеба, земли. Рассказы писателя лишены
стремительного действия. В них нет необычных
приключений, невероятных поворотов, острого
конфликта, неожиданных концовок. Сила его
художественного воздействия в другом. Они
требуют медленного, сосредоточенного чтения.
Эмоциональность повествования невольно рождает
ответный отклик, и лирическая атмосфера
рассказов писателя пробуждает в читателе
повышенную восприимчивость к прекрасному и в
природе, и в людях.
Эпиграфом к творчеству К. Г. Паустовского могут
быть поставлены слова А. Блока: «Сотри случайные
черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Его книги
помогают находить и видеть прекрасное в
окружающей нас повседневности, в картинах родной
природы, в шедеврах искусства и, что самое важное,
в человеке.
II. В продолжении разговора о
творчестве писателя отмечаем, что прочитанный
дома рассказ «Кот-ворюга» – великолепный
материал для подтверждения того, что сказано о
творчестве Паустовского. Задушевность и лиризм,
точность описаний, выразительно очерченный
портрет главного героя, неожиданно
разворачивающийся сюжет не оставляют читателя
равнодушным. Вот уж действительно, «сотри
случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»…
– О чем этот рассказ?
Ответ, конечно, не вызывает никаких затруднений.
Ребята могут кратко пересказать сюжет, останется
лишь подытожить – этот рассказ о
взаимоотношениях людей и кота-беспризорника.
III. Итак, рассказ прочитан, сюжет
понятен. Продолжая разговор о рассказе, отмечаем,
что в сюжете любого произведения важная роль
отводится так называемым художественным
деталям. Работая уже не с первым рассказом,
ребята имеют достаточное представление о
художественных деталях. Вспоминаем, что
художественная деталь – выразительная
подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и эмоциональную
нагрузку. Деталь используется для того, чтобы
наглядно представить и охарактеризовать героев,
среду их обитания, их взаимоотношения. Еще В. И.
даль говорил, что «деталь в художествах – это
части или подробности в отделке». Повторяем, что
художественные детали могут быть
психологические, портретные, пейзажные, речевые
– речь автора, персонажа (монолог, диалог,
полилог). Добавляем, что разобраться в тексте
помогают и художественные приемы – прямая
авторская характеристика, поступки, действия
героев.
Организуя работу в группах, продумываем вопросы,
которые помогут определить, какие
художественные детали и приемы использовал
Паустовский в своем рассказе, каково их значение.
Карточка – задание группе 1
- Кто рассказывает нам историю кота?
- Что вы можете сказать о рассказчике? (чем занимается, как проводит свободное время)
- Обратитесь к названию рассказа. О чем говорит такая деталь, как суффикс в существительном – определении. Проведите параллель подобной детали в русских народных сказках.
- Как складывались взаимоотношения рассказчика с котом. Выпишите ключевые слова, подчеркивающие эти взаимоотношения.
Карточка – задание группе 2. (иллюстраторы)
(Задание нарисовать кота ребята получили заранее.)
- Вспомните, что такое портрет в художественном произведении.
- Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.
- Найдите детали портрета, описанные далее в тексте.
- Чем интересен цветовой контраст?
- Защитите свои рисунки.
Карточка-задание группе 3
- Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
- Сформулируйте вывод о характере животного.
- Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.
- Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Леньке?
Предполагаемый результат работы
Группа 1.
Повествование ведется от лица рассказчика. Рассказчик – персонаж в литературном произведении, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах. Скорее всего, рассказчик – молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них – Леньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. «Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях». И как каждому истинному рыбаку ему важен улов. И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга. Суффикс данного слова подчеркивает уничижительное отношение к коту, является важным средством речевой характеристики и несет негативную эмоциональную оценку героя. Еще не прочитав рассказа, мы, читатели. Понимаем, что героем будет не просто кот, а животное, отличающееся от других, подобных себе, героев литературы. В сказках – котик, коток, где уменьшительно-ласкательный суффикс является важной положительной характеристикой. В рассказе же Паустовского важная черта характера заявлена уже через имя главного героя. Грабительские действия кота, его непредсказуемое поведение, ловкость приводят к отчаянию рассказчика и его друзей. Главным занятием, даже смыслом жизни становится поимка кота-ворюги. Ключевые слова «мы пришли в отчаяние», «не знали, как поймать», «звали за глаза Ворюгой», «почти месяц потратили, чтобы выследить», «поклялись поймать… и вздуть…», «втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин» подчеркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны, ее комизм.
Группа 2.
Портрет – важная деталь художественного
произведения. Изображение внешности героя (черт
лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики,
жестов, походки, манеры говорить, держаться)
является средством его характеристики. В
рассказе портретной зарисовкой главного героя
является первый абзац, где обозначен внешний вид
кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным
грязным хвостом. Далее в тексте находим
дополнения: «тощий, огненно-рыжий
кот-беспризорник с белыми подпалинами на
животе», «с зелеными нахальными глазами».
Окрас кота не случаен и является важной деталью
для понимания его характера. Рыжий цвет (т. е.
огненно-красный) – символ отваги, мужества,
бесстрашия. Животное с таким окрасом не может
быть тихой, покладистой кошечкой. Это – боец,
сорванец, хулиган. И эти характеристики цвета
налицо у нашего героя: оторванное ухо и
обрубленный хвост – память о былых приключениях.
Цветовой контраст – зеленые глаза у
огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно
подпалинами) кота – важная деталь
характеристики кота как необычного героя.
Этап социализации – защита рисунков и
определение их места в сюжете рассказа ребятами
группы.
Группа 3.
Немаловажными художественными приемами для раскрытия образа является характер и поведение героя. Кот-ворюга интересен нам прежде всего своим поведением, через которое можно судить о его характере. Выражений-характеристик в тексте много, все они яркие, запоминающиеся. Кот «ловко прятался», «потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит», «Ворюга», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «смотрел сверху дикими глазами и грозно выл», «решился на отчаянный поступок», «зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя», «выл и ругался», «вцепился мертвой хваткой» и т.д. Действительно, перед нами бродяга и бандит, справиться с которым не каждому под силу. И не случайно вытащить кота из-под дома поручили Леньке, который, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника. И только неуемная жадность подвела кота, на что и рассчитывал Ленька. Примечательно, что кот действует как животное, сам по себе, но вместе с тем имеет свой собственный характер, черты которого во многом присущи человеку. Тем самым Паустовский «очеловечивает» кота, ставит его рядом с человеком.
Подводя итоги работы, отмечаем, что же мы узнали? Во-первых, произошло знакомство с рассказчиком. Мы имеем представление о его занятиях, поведении, некоторых чертах характера. Во-вторых, проговариваем, что в описании кота автор использовал детали портрета и поведения, подчеркивая тем самым всю необычность героя. Перед нами не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не жалобными подачками, а разбоем.
IV. Дальнейшее развитие сюжета
рассказа кажется вполне понятным: кот по
заслугам будет наказан. Но рассказ заканчивается
замечательно: между двумя противоборствующими
героями возникает дружба и взаимопонимание.
Эпиграфом к уроку взяты слова К. Г. Паустовского:
«В каждом сердце есть струна. Она обязательно
отзовется даже на слабый призыв прекрасного».
– Как соотносится эпиграф с финалом?
Ребята без труда отметят, что доброта и
милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни
почувствовав к себе доброту, внимание и заботу,
сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло
чудесное его превращение в совеем другого кота –
преданного, благородного, ласкового.
Вновь обратимся к групповой форме работы, на
которую отводим 5-6 минут.
Карточка-задание № 2 группе 1
- Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка со слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил…» до слов: «с этого дня он у нас прижился и перестал воровать».
- Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.
- Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
- Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?
Карточка-задание № 2. группе 2
- Подготовьте выразительное чтение отрывка со слов «На следующее утро он даже совершил благородный поступок…» до слов «С тех пор куры опасались воровать»
- Продумайте, какие изменения произошли в характере кота. Найдите ключевые слова, подтверждающие эти изменения.
Карточка-задание № 2 группе 3
- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении.
- Найдите в тесте пейзажную зарисовку. Попробуйте ответить, для чего, с какой целью в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
- Какой художественный прием использует автор?
Предполагаемый результат работы группы 3
Пейзаж-описание природы, имеющие изобразительное или символическое значение. Это изображение картин природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора. В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и главного героя – кота – есть связь. Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было лишь переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами. Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел. «Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу». Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.
V. Подводя итоги беседы, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.
– О чем же рассказ Паустовского?
При всей видимой простоте это не просто рассказ о
приключениях кота, но история обретения дружбы и
осознания своей значимости и полезности кому-то.
Паустовский призывает нас внимательно
вслушиваться и вглядываться в окружающий нас
мир: он такой же интересный, как и мир человека.
Животное в нем действует как животное, само по
себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой
характер. Главные же герои рассказа выражают
мысли писателя о жизни, экологии, отношении
человека к другим живым существам, о
нравственности людей. Следовательно, прав был
Блок, сказав «Сотри случайные черты, и ты
увидишь – мир прекрасен»
В таком незамысловатом рассказе автору удалось
сочетать легкость повествования с серьезностью
темы. Умело используя комизм сцен и глубокий
лиризм пейзажной зарисовки, «очеловечивание»
поведения кота и олицетворение в описаниях
природы, К. Г. Паустовский раскрывает глубокую
взаимосвязь человека и природы.
В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
- Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Паустовского «Кот-ворюга»?
- Каким я представляю себе кота-ворюгу?
- В чем проявилось мастерство Паустовского в изображении кота?