Урок внеклассного чтения "Отцы и дети сегодня". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Тема: Отцы и дети сегодня.

Цели:

  • Знакомство с особенностями взаимоотношений взрослых и подростков («отцов и детей»).
  • Вырабатывать умение критического отношения к важной проблеме.
  • Воспитание нравственных понятий справедливости, честности, взаимного уважения  детей и взрослых.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Отцы и дети сегодня.
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья…
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.

Д. Минаев

Смотрят дети, начиная жить,
И молчат, и никакими криками
Их молчания не заглушить.

Р. Рождественский

2. Слово учителя

Проблема взаимоотношения старшего и молодого поколений  волновала во все времена.
Мы с вами только что познакомились  с произведением И.С. Тургенева «Отцы и дети».  Автор рассказывает не только  о политических убеждениях героев, но и показывает нам взаимоотношения между Аркадием Кирсановым  и его отцом, Николаем Петровичем, Базаровым и его родителями. Взаимоотношения героев  с родителями складываются довольно сложно.
– Как вы думаете, волнует ли сегодня проблема взаимоотношения родителей и детей? (Конечно, ведь взрослые  и дети часто не могут найти общий язык. До сих пор очень трудно идёт процесс взаимопонимания  между отцами и сыновьями и дочерьми.)

– Известный поэт XX века Роберт Рождественский в стихотворении «Наши дети» так об этом писал:

Жизнь то радует, то настораживает,
Но вдыхая наш табачный чад,
Дети ни о чём у нас не спрашивают,
Только смотрят, смотрят и молчат.
Не пронять их спорами и криками.
Смотрят дети, начиная жить,
И молчат, и никакими криками
Их молчания не заглушить.

3. Словарная работа

– Доверие – уверенность в чьей-то искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-нибудь (чему-нибудь).
Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.

4. Дискуссия

– Почему проблема взаимоотношения  взрослых и детей так актуальна сейчас?

– Есть нормы уважения к человеку. Зачем нужны ещё специальные нормы уважения к старшим? (Такие нормы просто необходимы. Если  мы соблюдаем общие нормы , то уж гуманное отношение  к старшим  в этом отношении просто необходимо).

– На чём основан конфликт поколений?

Учитель. Молодёжь, вступая в жизнь, часто видит неприглядную картину социальных отношений: лицемерие и ложь, расхождение между делом и словом, обывательскую приниженность идеалов. Вместе с неуважением к этому миру у молодёжи рождается неуважение к старшему поколению. Кроме того, расхождение во взглядах между поколениями в нашей стране касаются и вопросов «второстепенных» - вкусов, одежды, внешнего вида, характера развлечений. В последнее время очень часто появляются в молодёжных журналах  вопросы, которые задают читатели-подростки: «Сейчас мне 15 лет, но я этого никак не ощущаю, - пишет один юноша, - я не понимаю, что такое самостоятельность, но лично для себя я представляю это так: исполнилось 16 лет, я получил паспорт, теперь я вроде приобрёл право распоряжаться своим временем. Раньше я мог ходить на тренировки, гулять со своими товарищами, но всё это было в школе. По окончании девятого класса я поступил в техникум, и тут начались разные выслеживания, проверки, расспросы. Не могу свободно и шагу шагнуть. Буквально каждый шаг мой проверяется родителями: если я задержался в техникуме или у товарища, я должен досконально изложить весь ход моих действий «от и до» перед моим отцом, если я не сделаю этого, то он пойдёт в техникум и будет узнавать всё обо мне или позвонит родителям моего товарища, узнает у его родителей, правда ли, что мы с ним занимались. Конечно, после этого никто не согласится со мной общаться. Постепенно я отошёл от бывших  своих друзей, я не могу поехать на день рождения к другу, так как домой должен прийти  не позже 11 часов. А кто же расходится в это время?! А вот строчки из другого письма: «Как многие понимают взрослость? Если мне 16, значит, я должен иметь мотоцикл и магнитофон, и карманные деньги, и тому подобное. А подерусь я в парке – что с меня спрашивать – ребёнок! Взрослым можно быть и в пятнадцать, ребёнком остаться и в пятьдесят. Всё зависит от того, могу ли я отвечать за свои поступки, критически ли отношусь к себе». Определение взрослости подросток даёт так: «Взрослость – это переход от внешнего управления к самоуправлению.
Взрослые утверждают: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».  Согласны ли вы с такими утверждениями взрослых людей? Обоснуйте свою точку зрения. (Если бы родители честно признавались в своём невежестве и некомпетентности, то в этом случае с подростками возникли бы  доверительные отношения. Родители и подростки могут сотрудничать на основе общих интересов.)
Был случай с юношей, который не посещал школу. Родители тщетно уговаривали его, даже пугали, но толку от этого не было. Выяснилось, что родители не имеют законченного образования и они поклялись сделать всё, чтобы сын его получил. Они хотели дать ему то, чего не получили сами. Ими руководила любовь к сыну, но те способы, которыми они заставляли его учиться, воспринимались мальчиком как проявление насилия. В процессе психотерапевтической работы между родителями и сыном возникло доверие, и они стали прислушиваться друг к другу. Выяснилось, что цель у всех одна – чтобы мальчик получил образование. И когда сыну стали понятны опасения родителей, он стал доверять им и направил все усилия на учёбу, но уже потому что он сам хотел этого, а не потому, что его заставляли учиться.)
– За что мы уважаем своих родителей? (За доброту,  понимание, любовь и требовательность)
– Как выражается уважение к старшим у вас в домашних условиях?
Безответственность взрослых детей по отношению к родителям,  родительская безответственность по отношению к детям - какая здесь взаимосвязь?
– Что стало с древней семейной традицией почитания старших, заботы друг о друге?
– Как могло получиться, что в нашей стране появились такие факты, описанные в статье… (Обсуждение статей, подобранных самими учащимися.)

5. Возможные варианты статей

1-я история

Это произошло в Москве. Жила обычная семья без забот. Но вот муж стал пить и бить жену на глазах у десятилетнего сына. Отец забросил работу и каждый день сильно напивался и избивал жену. Жена много работала и приходила поздно, а сын, чтобы не попадаться на глаза отца,  до позднего вечера гулял на улице. Сергей – так звали сына – был тихим, спокойным мальчиком, учился хорошо и никогда не грубил родителям. Однажды отец Сергея, сильно напившись, начал сильно избивать свою жену. Наконец, Сергей не вытерпел и заступился за мать. Отец запер жену в комнате и телевизионным кабелем начал избивать Сергея со словами: «Будешь знать как перечить отцу!». Более ста ударов было нанесено Сергею. Соседи услышали шум в квартире напротив и позвонили в милицию. Когда приехала милиция, она увидела окровавленного Сергея на полу и отца с кабелем в руках.
Те же соседи вызвали скорую помощь, но мальчик скончался до их приезда.
Отец Сергея был осуждён на 20 лет лишения свободы. Но этим невозможно вернуть Сергея к жизни.

2-я история

– Папа, а почему пиво такое горькое? Я думал, это как лимонад. А оно невкусное. И зачем ты его пьёшь?
– Подрастёшь – узнаешь, – усмехается папа.
Этот диалог я услышал на троллейбусной остановке. Рядом – питейное заведение с вывеской «Пивной зал». Решил заглянуть туда.
В насквозь прокуренном подвале, за деревянными столами, покрытыми рыбными очистками и объедками, идут оживлённые разговоры. Раскрасневшиеся любители более «серьёзного» напитка настороженно осматриваются, пряча запретный стакан, зорко следят, не появился ли милиционер.
Неожиданно из-под стола выкатывается игрушечный грузовик, а за ним появляется его хозяин – румяный карапуз лет пяти-шести.
– Иди сюда, – зовёт его  отец и суёт солёную сушку, а сам продолжает прерванный разговор. Мальчик берёт за верёвочку машину и шагает к соседнему столику, где «добрые дяди» уже протягивают ему хвост солёной рыбы…
Увы, дети в пивных – довольно привычная картина. И никого она не смущает. Ну что тут особенного? – рассуждают некоторые. Отправился отец с сыном погулять, зашёл выпить кружечку-другую пива, не бросать же ребёнка на улице?! Пусть поиграет, никто его не тронет.
Но вот в зале появляются милиционеры. Они-то не пройдут мимо! Нет, убедившись, что всё спокойно, дружинники  и милиция удаляются.
Стоит ли удивляться, что, став постарше, дети уже сознательно тянутся к кружке, а потом и к рюмке, и горькое пиво кажется уже им вкусным и приятным…
К чему весь этот разговор? Детям, разумеется,  не место в пивной. Это должны уяснить прежде всего их родители...

А. Фёдоров, Москва

3-я история

Письмо в журнал.

Здравствуйте!
Уже десять лет я встречаюсь с вами на страницах журнала. Однажды уже писала. Но, оказывается, те мои проблемы были маленькими проблемами. Моей дочери 15 лет. Кратко дам ей поверхностную характеристику: седьмой класс закончила на отлично (все пятёрки), успешно сдала экзамены в гуманитарный класс, сейчас занимается спортом, учится в музыкальной школе. Но вот друзей себе заводит (выбирает)… Её вечно окружают развязные, наглые мальчишки, которые не стесняются при ней ругаться матом, говорить всякие гадости. С другими ей скучно. На все мои запреты  отвечает: «Тебе, мамочка, в детстве друзей не выбирали». Сама пыталась найти ей друга. «Фу, он краснеет, он скучный!» запрещала гулять, спокойно сидит дома, а как выйдет на улицу – опять её окружают те же мальчики. Дома она находится в очень благоприятной обстановке. Почему ей нужны только такие друзья, не знаю.

Панина Надежда Юрьевна, г. Тверь

Давайте проведём своеобразный заочный диалог, который, как знать, осуществись он в действительности, возможно, снял бы многие недоразумения у противостоящих друг другу сторон? Итак, фантазия на тему о том, что можно было бы услышать в ответ, если задавать эти вопросы.
– Что значит для тебя быть пятнадцатилетней?
– О, я уже хорошо поняла, что я будущая женщина!
– И поэтому ты всё время водишься, как говорят, с компаниями мальчиков!
– А я хочу знать, кто же это они – будущие мужчины?
– Ну и как?
– Они такие разные. Есть нытики и хлюпики, это которые краснеют. Я их не люблю. Это не настоящие мужчины.
– А каков же настоящий мужчина?
– Настоящий? Не знаю ещё. Но думаю такой, который никого не боится, смелый, решительный, в общем, не маменькин сынок.
– А как насчёт ума?
– Ума? Это чтобы в школе учиться? Так мне и моего хватает. Я хорошо учусь, можете у мамы спросить.
– А как мама относится к твоим знакомым мальчикам?
– Да как все мамы, наверное. Ну не их мамы, конечно, а чужие. Она говорит, что они развязные и наглые.
– А тебя их развязность, их мат разве не оскорбляют?
– Знаете, любопытство сильнее. Я потом, когда присмотрюсь, буду выбирать таких, чтобы и матом не ругались, и смелыми были!
– А вдруг не найдёшь?
– Ну, что вы!  Мне ещё только пятнадцать. Да и мама поможет.
– Остановим  здесь  воображаемый диктофон, хотя в реальном диалоге остановка скорее всего произошла бы раньше, возможно, с первой фразы.
Почему-то многим родителям трудно узнать, как в действительности взрослеют дети.

Обсуждение статей.

6. Итог урока

7. Домашнее задание

– Напишите сочинение на тему «За что я уважаю своих родителей».

Приложение