Перспективы развития современного мира требуют, чтобы ребёнок, покидая школу, не только уносил с собой багаж теоретических знаний, но и обладал практическими навыками. Необходимость работы по развитию у учащихся умений применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA. Это исследование направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими практическими умениями:
- Умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию, анализировать текст.
- Обладать презентационными умениями: умением грамотно и доказательно представить свою точку зрения.
Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненных задач.
Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному анализу текста без предварительного изучения таких литературных теоретических понятий как: "литературное направление", "идея", "тема", "структура", "средства выразительности", "образ" и т.д. и т.п.
Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать практическое применение полученных знаний при ограниченности времени урока?
Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально оптимизировать обучение.
Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу учащихся на уроке:
Технологии, используемые мною в практике работы (педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения) | |
1. Проблемное обучение | Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы. |
2. Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения | Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта. "Историческая ценность "Слова о полку Игореве"(9класс),"Жанровые отличия литературы 18 века"(9класс),"Причины появления древнерусской литературы" (5класс) |
3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы) | Использовать наглядные опоры при анализе худ. произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем на доске можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев. |
4. Игровые технологии | Позволяют разнообразить процесс
обучения и активизировать деятельность
учащихся. Лучше всего использовать на этапе
проверки знаний по предмету. Например: "Своя игра"(контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок-"Что?Где?Когда?" (7 класс), урок-соревнование "Литературный КВН"(соревнование между сборными командами из учащихся с5 по 9 класс) |
5. Кейс-технологии | Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя |
6. Современные технологии контроля и оценки | Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ. |
Подробнее хочу остановиться на кейс- технологиях.
Кейс-технологии ранее традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.
Кейс-технологии (или кейс - метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:
- публицистическая литература,
- художественная литература.
Примеры кейс-заданий
При изучении творчества Л.Толстого.
Отрывок из произведения "Детство". Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, "жалостливую" натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Кейс-задание:
Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.
Для решения данного кейса мною используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
По творчеству Лермонтова.
"Герой нашего времени". Кейс- задание:
- Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Учащийся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и сделать вывод.
В 5 классе при изучении произведения "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Кейс- ситуация:
- Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год (пусть дети подсчитают, сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?
И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись, составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом.
В 9 классе при изучении произведения "Бедная Лиза".
1 Кейс-задача:
- Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?
2 Кейс-задача:
- Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.
3 Кейс-задача:
- Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?
Кейс может быть представлен и в виде одного предложения - цитаты из текста.
Например, при изучении произведения Стивенсона "Вересковый мёд" в переводе Маршака.
Кейс-задача в начале урока:
- Как вы понимаете эти слова?:
- Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.
Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный уровень обученности моих учеников:
Именно применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.