Цель урока:
- учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония";
- развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли;
- воспитывать в детях гражданские чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска.
Наглядность: мультимедийная презентация (приложение 1), памятка "Гражданин" (приложение 2).
Предварительные задания:
- подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" (индивидуальное задание);
- повторить определение следующих терминов: "риторический вопрос", "баллада", "ирония";
- подготовить выразительное чтение последних 3-х строф второй главы стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога".
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (слайды 1 и 2)
- Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Эпиграфом к уроку взяты строки из его известного стихотворения "Поэт и гражданин":
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта.
/Сообщение ученицы (слайды 3, 4, 5, 6)/
II. Анализ I главы стихотворения.
- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.
1. Словарная работа (слайды 7, 8)
ядрёный - свежий, здоровый
кочи - кочки
обаяние - незнание правды, неведение
- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)
лопата - заступ
подрядчик - лицо, нанявшее рабочих
лабаз - помещение для хранения муки или зерна;
лабазник - торговец, владелец лабаза
присадистый - приземистый, плотный
недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.
2. Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11).
3. Беседа по вопросам:
- Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).
- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).
- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").
- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").
-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?
(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).
-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.
- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).
- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)
- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.
III. Работа над II главой стихотворения.
1. Беседа.
- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).
-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.
- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.
-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"
- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)
Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)
-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?
-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический) (слайд 14)
2. Словесное рисование.
- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).
- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.
- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15)
3. Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (слайд 16)
- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему
4. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.
- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).
IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения.
1. Беседа.
- Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?
- А вы согласны с этим мнением?
- Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему?
- Как поступает с рабочими купчина?
- Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."? (издевательски).
- Каково авторское отношение к изображаемому?
- Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения? (ирония)
Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение) (слайд 17)
2. Вывод: "Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?.." - таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остаётся тягостное, безрадостное впечатление. Этот вопрос - крик души поэта, который любит свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны - дело глубоко личное. Человека, который ":как свои, на теле носит // Все язвы Родины своей".
V. Работа с памяткой.
1. Беседа.
Итак, сделаем вывод:
- Какими чертами характера обладает автор этого стихотворения?
- Можно ли его назвать достойным, подлинным гражданином? Почему?
- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку (слайды 18,19).
Гражданин-человек, который
- любит
- проявляет
- осознаёт
- интересуется
- гордится
- проявляет
- протестует
2. Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.
3. Раздача памяток.
Я сейчас вам раздам памятки "Гражданин". Очень хочется, чтобы вы воспитывали в себе эти качества и были достойными гражданами своей страны, такими, каким был Н.А. Некрасов.
VI. Итоги урока.
Выставление оценок.
VII. Инструктаж по домашнему заданию: наизусть 3 строфы (на выбор), ответить на вопросы, повторить определение терминов или написать мини-сочинение на тему "Я - гражданин своей страны".