Н.А. Некрасов — поэт-гражданин (по стихотворению "Железная дорога")

Разделы: Литература


Цель урока:

  • учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония";
  • развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли;
  • воспитывать в детях гражданские чувства.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска.

Наглядность: мультимедийная презентация (приложение 1), памятка "Гражданин" (приложение 2).

Предварительные задания:

  • подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" (индивидуальное задание);
  • повторить определение следующих терминов: "риторический вопрос", "баллада", "ирония";
  • подготовить выразительное чтение последних 3-х строф второй главы стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога".

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (слайды 1 и 2)

- Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Эпиграфом к уроку взяты строки из его известного стихотворения "Поэт и гражданин":

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта.

/Сообщение ученицы (слайды 3, 4, 5, 6)/

II. Анализ I главы стихотворения.

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

 1. Словарная работа (слайды 7, 8)

ядрёный - свежий, здоровый

кочи - кочки

обаяние - незнание правды, неведение

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

лопата - заступ

подрядчик - лицо, нанявшее рабочих

лабаз - помещение для хранения муки или зерна;

лабазник - торговец, владелец лабаза

присадистый - приземистый, плотный

недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.

2. Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11).

3. Беседа по вопросам:

- Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).

- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).

- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").

- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.

- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).

- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

III. Работа над II главой стихотворения.

1. Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?

-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический) (слайд 14)

2. Словесное рисование.

- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).

- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15)

3. Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (слайд 16)

- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему

4. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).

IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения.

1. Беседа.

- Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?

- А вы согласны с этим мнением?

- Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему?

- Как поступает с рабочими купчина?

- Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."? (издевательски).

- Каково авторское отношение к изображаемому?

- Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения? (ирония)

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение) (слайд 17)

2. Вывод: "Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?.." - таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остаётся тягостное, безрадостное впечатление. Этот вопрос - крик души поэта, который любит свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны - дело глубоко личное. Человека, который ":как свои, на теле носит // Все язвы Родины своей".

V. Работа с памяткой.

1. Беседа.

Итак, сделаем вывод:

- Какими чертами характера обладает автор этого стихотворения?

- Можно ли его назвать достойным, подлинным гражданином? Почему?

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку (слайды 18,19).

Гражданин-человек, который

- любит

- проявляет

- осознаёт

- интересуется

- гордится

- проявляет

- протестует

2. Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.

3. Раздача памяток.

Я сейчас вам раздам памятки "Гражданин". Очень хочется, чтобы вы воспитывали в себе эти качества и были достойными гражданами своей страны, такими, каким был Н.А. Некрасов.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

VII. Инструктаж по домашнему заданию: наизусть 3 строфы (на выбор), ответить на вопросы, повторить определение терминов или написать мини-сочинение на тему "Я - гражданин своей страны".