Урок литературы в 12-м классе вечерней школы по теме «Анализ художественного произведения. Красота спасёт мир?" По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный»

Разделы: Литература


Цель урока: формирование ценностных ориентаций на примере художественного произведения.

Задачи урока:

  • совершенствовать умение анализировать текст.
  • создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на предмет разговора.
  • формировать умение аргументированно отстаивать свою позицию.
  • вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
  • развить интерес к изучаемой теме для социализации.
  • показать гуманистическую направленность произведения В. Маканина «Кавказский пленный», утверждение писателем общечеловеческих ценностей.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: выставка книг писателя, плакаты с высказываниями Лауреата Нобелевской премии мира Швейцера, А. и Б.Стругацких, Л.Н.Толстого.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

В первых числах ноября 1910 года всю Россию, весь мир облетела весть: на станции Остапово Рязанской железной дороги, в доме начальника станции лежит тяжелобольной Л.Н. Толстой. Его уход из Ясной Поляны свидетельствует о том, что Л.Толстой так и не нашёл желанного мира в своей душе, не обрёл внутренней гармонии, не ответил на мучившие его вопросы: возможно ли достижение «вечного мира» между людьми и каков будет этот мир?

В наши дни появилось оружие массового уничтожения, ядерное оружие. Поэтому эти вопросы особенно волнуют нас сегодня.

Как нам спасти мир?

Ф.М. Достоевский видел спасение мира в красоте. «Красота спасёт мир» - говорил он.

С этих слов, известных всему миру, начинает своё произведение В.Маканин.

(Обучающиеся зачитывают из текста самое начало произведения).

Красота и война. Два этих понятия красной нитью проходят через всё произведение.

(На доску вывешиваются две таблички: на одной – война, (в чёрном цвете), на другой - красота, (в красном цвете).

Коротко о сюжете. (Обучающиеся вспоминают самые яркие эпизоды рассказа).

Красота и война. Красота и смерть. Страшное, странное сочетание. Красота пугает.

Почему? Красота заставляет помнить. О чём? Красота хочет спасти. От кого?

Читая текст мы не раз задаём себе эти вопросы. В ходе урока мы постараемся на них ответить.

- Итак, солдаты у Гурова, нашли ли они у него помощи?

- Что солдаты решают делать дальше? (Принять участие в операции по разоружению и взять пленного для обмена).

- В разоружении участвует лишь Рубахин. Почему? (Он сильный и крепкий).

- В ходе операции Рубахину удаётся задержать пленного, который поражает своей красотой. И снова - красота. (Найти в тексте этот отрывок).

Пленный взят, осталось довести его до ущелья и обменять. Путь не близок.

- Как складываются отношения Рубахина и пленного во время пути? (Рубахин испытывает к нему нежность, он начинает заботиться о нём).

- Почему Рубахин относится к пленному с чувством нежности и сострадания, ведь он враг? (Юноша красив и красота его трогает душу Рубахина).

Красота вызывает чувство любви.

На доске, под табличкой с надписью красота, вывесить табличку, с надписью любовь.

Слово учителя: «Красота, которая, по мнению Ф.Достоевского, должна спасти мир, спасёт его не сама по себе, а по средством сердца и любви. Сначала сердце должно обрести способность к видению красоты, а уже потом красота зажжёт в сердце спасающую мир любовь». А.И. Абрамов.

Мы подошли вплотную к сцене сильной, мощной и страшной. Последние метры пути, два отряда боевиков. (Найти в тексте и зачитать сцену убийства).

- Рубахин убивает юношу. Почему?

Может возникнуть несколько мнений:

  1. Юноша-враг, и в критический момент Рубахин осознаёт это.
  2. Его заставил убить страх. Он испугался смерти.
  3. Инстинкт заставил убить. Автор несколько раз в тексте подчёркивает, что Рубахин весь на инстинктах. (Подтвердить примерами из текста).

- Не будем спешить с выводами. До сих пор мы искали ответ во взаимоотношениях Рубахина и юноши, а искать его надо в окружающей их действительности.

- Идёт война. А что делают Гуров и Алибеков?

(Они меняют патроны на провиант, а затем этими патронами убивают сытых солдат. Для Гурова и Алибекова война - обычное дело, игра, с жёсткими правилами известными лишь им. Они пьют чай, мирно беседуют, как добрые друзья. И лишь один знак, который подаёт нам автор, говорит о том, что идёт война и вокруг гибнут люди).

- Какой знак подаёт нам автор? (Жена Гурова выносит чай в красной блузке).

Война - это абсурдная игра, которая ведёт к смерти.

На доске под табличкой с надписью война, вывешиваем табличку, с надписью смерть.

- Вернёмся к вопросу, почему Рубахин убил юношу?

Заставив Рубахина убить, В.Маканин пытается всколыхнуть наши чувства, показать абсурдность происходящего, подчеркнуть трагичность событий. Автор напоминает, война-это зло. Смерть юноши - это самое яркое выражение абсурдности.

Из выстроенных на доске табличек получилось следующее:

КРАСОТА     

ВОЙНА

ЛЮБОВЬ

АБСУРД

 

СМЕРТЬ

Война - это абсурд, который несёт за собой зло. А красота зажигает в сердцах людей любовь, которая творит добро.

Если в мире будет царствовать любовь, то зло будет побеждено.

Таким образом, вопрос: «Спасёт ли красота мир?», сводится к противостоянию добра и зла. А противопоставление добра и зла - это вечная проблема человечества.

Л.Н. Толстой задавал себе вопрос: «Как искоренить зло и утвердить добро?»

Дома вы размышляли над этим вопросом. Послушаем ваши мнения.

Выступления учащихся.

Учитель: Л.Н. Толстой считал, что в душе каждого человека заложено инстинктивное понимание добра и зла. В мире царствует зло лишь потому, что сознание людское спит.

- Нет ли в рассказе В.Маканина подтверждения этой мысли Л.Н. Толстого?

В тексте часто встречаются слова: спит, сонный, ленивый, дремлет.

- Что хочет сказать этим автор?

(Спят не люди, а их сознание.)

- Что разбудит сознание людей?

Красота! По мнению В.Маканина, Рубахин убивает красивого юношу и это заставляет его мучиться, испытывать страдания. (Зачитать отрывок из текста)

«Рубахин лёг на то же самое место, что и два дня назад, но лёг совершенно другим человеком…» Он страдает.

Если Кавказ для Рубахина явился тем же, чем и каторга для Р.Раскольникова, то есть началом, точкой отсчёта, где скрытая от него душа вышла наружу, щурясь от ослепительного света, со всем, что было в ней заложено. Для этого понадобилась экстремальная ситуация.

- Обратите внимание на то, что у Рубахина нет имени, а лицо его автор не описывает вовсе. Почему?

(В лице Рубахина автор видит многих людей, которые так же как и он обретут своё «Я», у них будет имя и в этом им поможет красота).

«Красота следует за человеком, как заботливая мать за своим ребёнком» - говорит В.Маканин. В рассказе взрослые люди ведут себя, как дети. (Вовка-стрелок, боевики).

Но ведь дети взрослеют и становятся более мудрыми. Как раз этим автор выражает надежду на светлое будущее.

Обратим внимание на плакат, со словами Швейцера: «Я- жизнь, которая хочет жить среди других жизней, которая хочет жить. Каждая жизнь - частица другой жизни, значит высшее благо - сохранять жизнь, помогать ей. А зло - уничтожать жизнь, вредить ей. Вот главный и абсолютный принцип этики».

Близок конец урока. Я считаю, что мы можем ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока «Как В.Маканин в своём произведении решает вопрос о том, спасёт ли красота мир?»

Слушаем выступления учащихся, их мнения, выводы.

Слово учителя. Как женщина, как мать, как человек надеюсь на то, что красота спасёт мир. Человечество должно осознать, что каким бы ни был мир, нужно бережно относиться ко всему живому на земле, а иначе будущее человечества будет под угрозой.

«Постарайтесь понять…что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них. Вы это поймите. Вы это обязательно поймите». (Из повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»).

Сегодня на уроке прав был тот, кто прочитал текст, кто спорил, высказывал свою точку зрения, с чем-то соглашался, с чем-то не соглашался. Каждый из вас прошёл своим путём, думал, анализировал, размышлял.

Подведение итогов урока.

Оценки.

Домашнее задание. Обучающиеся получают творческое задание написать сочинение по рассказу В.Маканина «Кавказский пленный.