Современная система образования ориентирована на подготовку молодежи к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому, сегодня одной из важнейших задач педагогики является формирование личности школьника, способной творчески освоить сложности бытия на основе овладения ценностями культуры и искусства. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М. Бахтин), учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности.
Но литература может повлиять на формирование ребенка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но на обществе в целом. Дать знания, развить навыки и умения не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги. Делать это можно по-разному.
Для себя педагогический принцип я определила, познакомившись с высказыванием русского педагога С. И. Гессена: «Образование человека есть путешествие… Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры. (…) Мимолетный разговор, случайная встреча, прочитанная книга, прослушанный концерт или лекция, театральное представление – все может стать значительным и глубоким событием в этом странствии человеческого духа». [2]
Не секрет, что в школе мы ежедневно сталкиваемся с демотивированностью основной массы обучащихся, падением интереса к изучению русского языка и литературы. Так, к концу 9-го класса категория детей, успешно обучающихся, сокращается повсеместно в 3-4 раза, по сравнению с годами начала обучения в школе. Существует много различных причин снижения мотивации учения. Психологи выделяют, прежде всего:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся;
- невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом;
- низкий уровень знаний учащихся;
- несформированность у обучающихся учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем;
- «отход от школы», «мотивационный вакуум» (наблюдаемый чаще всего в VII классах, когда в целом падают интерес к учёбе, успеваемость).
Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
Одним из способов повышения мотивации является использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Я глубоко убеждена, что, для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Ученик из обучаемого должен превратиться в обучающегося. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.
Формы уроков, на которых ученики проявляют свою индивидуальность, самостоятельно мыслят, свободно высказываются, ищут оптимальные решения, разнообразны: уроки-исследования, практикумы, лабораторные занятия, семинары, конференции, деловые игры и др.
Я остановлюсь на организации уроков-исследований и практических работ. Методика урока-исследования строится в соответствии с этапами исследования: выявление проблемы исследования и целеполагание, выдвижение гипотез, планирование исследовательских действий, сбор данных, выступление с сообщением, рефлексия. На таком уроке могут быть представлены результаты уже проделанной самостоятельной работы творческой группы, а может материал изучаться непосредственно на занятии.
В художественной литературе конца ХХ – начала ХХI века появилось много произведений, в которых современные авторы обращаются к классическим текстам, используя методы интертекстуальности, деконструкции: И.Бродский «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», Т.Толстая «Кысь», Б.Акунин «Гамлет», «Чайка», Л.Улицкая «Большая дама с маленькой собачкой», «Пиковая дама» и т.д. Изучение связей современной отечественной литературы с русской классикой предполагает осмысление преемственности художественного сознания и единство национальной литературы.
Вот, например, урок-исследование в 11-м классе по теме: «Мотивы «Пиковой дамы» А.С.Пушкина в одноименном рассказе Л. Улицкой». (Приложение 1)
Предварительно класс делится на творческие группы для выполнения заданий:
- Передать сюжет, определить проблематику и особенности композиции повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина.
- Передать сюжет, определить проблематику и особенности композиции рассказа «Пиковая дама» Л.Улицкой.
- Раскрыть систему образов в сравниваемых произведениях.
- Сравнить образы Пиковой Дамы в рассказе и повести, выявить их сходство и различие.
В ходе урока учащиеся задают вопросы к теме, пробуют сформулировать центральный проблемный вопрос и коллективно определяют цель исследования: проанализировать, как деконструируется пушкинский текст в произведении современной литературы. Затем каждая группа получает возможность выступить по своей теме. В результате обсуждения тем делается общий вывод. Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
В чем достоинство такого урока? Выполнение дифференцированных заданий предполагает знакомство с критической и мемуарной литературой, которое способствует расширению кругозора учащихся, а также учит их формулировать аргументированные ответы на вопросы, строить связный монолог. Выполнение подобного учебного исследования позволяет у учащихся развить умение самостоятельного поиска новых знаний и получить от этого процесса удовлетворение, что является одним из учебно-познавательных мотивов.
Готовя такой урок, учитель максимально должен учитывать интересы учащихся, тем самым обеспечивая их познавательную активность и стимулируя их любознательность. В свою очередь, интерес к предмету разговора меняет атмосферу самого урока: речь ученика и он сам более раскованны, ребята учатся выражать свою точку зрения, слушать собеседника. Они чувствуют себя авторами урока и реализуют свои творческие возможности. При этом ученик ставится в ситуацию, когда ему предстоит сделать для себя маленькое открытие.
Другой формой организации деятельностного изучения литературы являются практические работы. Это тоже учебно-исследовательская деятельность, которая предусматривает самостоятельную работу учащегося, так как является способом проверки усвоений знаний.
Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и практическая работа ведет учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 человек, то практическая работа – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Каждая практическая работа дает направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы. (Приложение 2)
Работа в рамках практикума-урока при условии разумной его организации позволяет развивать культуру умственного труда, каждому из участников процесса находить своё место в работе группы. Работа с учебником, справочной литературой — важный элемент урока-практикума. Формирование умений работы с текстом (выделять главное, анализировать, сопоставлять, оценивать и т.п.) происходит в этом случае в активном режиме и достаточно результативно.
В общем виде технологическая цепочка проведения урока-практикума следующая:
- Вводная беседа.
- Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности; распределение функций (если работа групповая).
- Выполнение заданий.
- Предъявление (презентация) результатов деятельности и их анализ.
Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент практической работы, позволяют развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. Практические работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.
Деятельностный принцип обучения, на мой взгляд, помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что, кроме работ аналитического характера, школьники выполняют и творческие задания, которые я им предлагаю с учетом их возрастных и психологических возможностей. При этом развивается и реализуется индивидуальный творческий потенциал каждого ученика.
Интерес к изучению литературы развивается и во внеклассной работе. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, городских и региональных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает человека к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Использованная литература
- Алдакаева Н.Г. Лабораторные и практические работы по литературе в 11 классе. – Образование в современной школе, 2003, № 6.
- Гессен С. И. Основы педагогики.— [Электронный журнал «Согласие – Москва»] Режим доступа: http://soglasie.ioso.ru/library/works/92
- Стукалова О.В. Полихудожественный подход к преподаванию литературы: воспитательный и адаптивный потенциал. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.art-education.ru