Литература
-
Компьютерное сопровождение уроков литературы в 9-м классе 2010
Сочетая в себе возможности книги, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер для ученика может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
-
Урок открытых мыслей в 8-м классе "Формирование личности героя в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Это урок открытых мыслей по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". На уроке дети учатся вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения (акцентное вычитывание).
-
"Какой дорогой идти…" (жизненная позиция героя рассказа Л.Н. Толстого "После бала") 2010
На уроке рассматривается личность Толстого как воплощение совести, мучительного поиска истины. Проводится беседа с целью выявления восприятия прочитанного. Рассматривается мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Выявление жизненной позиции героя Ивана Васильевича в рассказе «После бала».
-
Урок литературы в 7-м классе: "Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях литературы" 2010
Курс изучения литературы по данному учебнику в 7-м классе направлен на формирование у учащихся понимания того, что каждое произведение художественной литературы строится по законам жанра. Важной задачей учителя становится формирование у ребят четких представлений о родах и жанрах литературы. Учитывая возраст учеников, формы работы должны быть разнообразными, в том числе и игровыми.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи" 2010
Работа знакомит учащихся 5-х классов с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии. В ходе урока присутствует сопоставительный анализ художественного текста – детской Библии и иллюстрированной Библии Василия Кореня в искусстве лубок, библейские сюжеты в нидерландской школе живописи. Заповеди Ветхого Завета очень актуальны для современных школьников.
-
Урок с ИКТ (мультимедиа–презентация) "Правописание безударных личных окончаний глагола" (обобщение), интегрированный с литературой 2010
Цель урока – повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончании глагола. Развивать умение применять конкретное правило на практике. Уметь работать в группе и индивидуально. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
-
Интегрированный урок (история + литература) в 6-м классе "Портрет Ивана Грозного" 2010
Основная задача урока – составить представление о литературном портрете Ивана Грозного в романе Алексея Толстого и сопоставить его с историческим образом русского царя. Подобная работа позволяет определить отношение к исторической личности и художественному образу, активизирует исследовательскую, аналитическую работу учащихся, повышает их творческий потенциал.
-
Нестандартный урок литературы по теме "Мир наших увлечений" (творческая встреча с поэтом на уроке) 2010
Урок прививает любовь к художественному слову, выразительному чтению. Знакомит с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции – И.С. Федотовой-Вахрушевой, пробуждает желание к творчеству, к активной жизненной позиции.
-
Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Представленный автором урок – основной для анализа произведения. Взяты те эпизоды, которые стали опорными при выяснении развития действия, основного конфликта. В них рассмотрены персонажи во взаимоотношениях с окружающими людьми, выяснены мотивировки поступков. Ученики написали тексты выступлений от имени персонажей и представили сценический образ.
-
Методическая разработка сценария "Литературная гостиная" (сценарий по творчеству Б.Пастернака, поэта и переводчика) 2010
Урок формирует у подрастающего поколения нравственные качества и гражданские ориентиры, популяризирует поэзию. Формирует чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.
-
Конспект урока литературного чтения. Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович". 3-й класс (1-4) 2010
На уроке расширяются понятия "литературная сказка" и "русская народная сказка".
-
"Литературное путешествие с классиками" (сценарий литературной игры) 2010
Данный урок помогает поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения, активизировать и развить творческие способности кадетов.
-
Интегрированный урок (литература + психология) по теме: "Личная драма Чацкого". 9-й класс 2010
Урок предназначен для учащихся общеобразовательной школы, в уроке использованы элементы развивающего обучения. Такая организация обучения способствует углубленному изучению темы, развитию познавательной инициативы учащихся, формированию навыков анализа драматического произведения.
-
"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?" (Осмысление статьи Д.И. Писарева "Базаров") 2010
Изучение статьи – это проблема не только методическая, но и психологическая. Роль учителя: грамотно и тактично объяснить основное содержание статьи. Главное на уроке: творческий поиск учителя и ученика.
-
Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака" 2010
Леонид Андреев – необычный, сложный, загадочный писатель, творчество которого совсем недавно вообще не изучалось в школе. Самобытность и новаторство манеры, философскую глубину его зрелых произведений – всё это ещё придется постигнуть учащимся в будущем. А пока в 5-м классе мы будем читать его ранние рассказы и ценить в них любовь к людям, ко всему живому – то, что находит отклик в душе юного читателя.
-
Интегрированный урок (литература, музыка + МХК) "Времена года в поэзии и в музыке" (А.С. Пушкин и П.И. Чайковский) 2010
Вашему вниманию предлагается завершение серии уроков, посвященных изучению лирики А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Хокку – жанр японской поэзии" 2010
В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7-го класса (автор-составитель В.Я. Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии.
-
Урок литературы на тем: " Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря" 2010
Особенность новеллы и таланта Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. И нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие. Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…
-
Краеведение как средство формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы 2010
Отсутствие познавательного интереса у многих учащихся – острая современная проблема. Целью работы является описание эффективности введения краеведческого материала в содержание программы по литературе с использованием новых форм и методов (нетрадиционные формы уроков, проектный метод) для формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы.
-
Разработка урока МХК в 11-м классе по теме: "Художественная культура стран Востока" 2010
Урок рассматривается как обзорное знакомство с художественной культурой стран Востока. Цель урока – показать, что самобытная культура народов Востока – ярчайшая страница в истории человеческих цивилизаций. Урок сопровождается презентациями учащихся, так как применение ИКТ позволяет не только слушать сообщения одноклассников, но и видеть представленный материал, эмоционально почувствовать его.
-
"Так молюсь я твоей литургией" 2010
Урок литературы в 11-м классе. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями А.А. Ахматовой; дать понятие об эпохе, акмеизме; охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»; раскрыть духовный мир А.А. Ахматовой; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе 2010
Целью урока является обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения. Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи.
-
Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ "Не навреди…". 6-й класс 2010
На уроке воспитывается способность к переживанию и сопереживанию, потребность восхищаться природой, желание понимать её и учиться у неё. Использование интерактивной доски на уроке позволяет внести в занятия, элементы занимательности, даёт возможность повторить материал, закрепить его на разных уровнях.
-
Реализация междисциплинарного проекта "Клуб книгопутешественников" 2010
Основной особенностью программы является подход к изучению художественных произведений как к путешествиям по художественным мирам.
-
Урок-семинар в 11-м классе. Тема: "Человек в огне Гражданской войны" 2010
Урок-семинар, посвященный осмыслению трагической темы «Изображение революции и Гражданской войны в литературе 20-х годов», ставит своими целями обобщить и систематизировать полученные знания о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, воспитать самостоятельность мышления, сформировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме "Художественные образы в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла "Крохотки" 2010
Данная работа завершает серию уроков по литературе и изобразительному искусству, разработанных в рамках изучения творчества А.И. Солженицына в школе. Цель интегрированного урока – показать взаимосвязь художественных образов в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказов из цикла "Крохотки".
-
Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон" 2010
Работа содержит набор вопросов о главных героях романа и набор принадлежащих им высказываниях.
-
"Сказки народов Урала". Урок литературы в 5-м классе 2010
На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. Цель урока: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс) 2010
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра".
-
Литературная игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Проводимое занятие посвящено 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Урок проводится в форме литературной игры по повести «Ночь перед Рождеством», что соответствует возрастным особенностям и вызывает интерес со стороны учащихся.