Литература
-
Методическая разработка сценария "Литературная гостиная" (сценарий по творчеству Б.Пастернака, поэта и переводчика) 2010
Урок формирует у подрастающего поколения нравственные качества и гражданские ориентиры, популяризирует поэзию. Формирует чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.
-
Конспект урока литературного чтения. Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович". 3-й класс (1-4) 2010
На уроке расширяются понятия "литературная сказка" и "русская народная сказка".
-
"Литературное путешествие с классиками" (сценарий литературной игры) 2010
Данный урок помогает поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения, активизировать и развить творческие способности кадетов.
-
Интегрированный урок (литература + психология) по теме: "Личная драма Чацкого". 9-й класс 2010
Урок предназначен для учащихся общеобразовательной школы, в уроке использованы элементы развивающего обучения. Такая организация обучения способствует углубленному изучению темы, развитию познавательной инициативы учащихся, формированию навыков анализа драматического произведения.
-
"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?" (Осмысление статьи Д.И. Писарева "Базаров") 2010
Изучение статьи – это проблема не только методическая, но и психологическая. Роль учителя: грамотно и тактично объяснить основное содержание статьи. Главное на уроке: творческий поиск учителя и ученика.
-
Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака" 2010
Леонид Андреев – необычный, сложный, загадочный писатель, творчество которого совсем недавно вообще не изучалось в школе. Самобытность и новаторство манеры, философскую глубину его зрелых произведений – всё это ещё придется постигнуть учащимся в будущем. А пока в 5-м классе мы будем читать его ранние рассказы и ценить в них любовь к людям, ко всему живому – то, что находит отклик в душе юного читателя.
-
Интегрированный урок (литература, музыка + МХК) "Времена года в поэзии и в музыке" (А.С. Пушкин и П.И. Чайковский) 2010
Вашему вниманию предлагается завершение серии уроков, посвященных изучению лирики А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Хокку – жанр японской поэзии" 2010
В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7-го класса (автор-составитель В.Я. Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии.
-
Урок литературы на тем: " Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря" 2010
Особенность новеллы и таланта Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. И нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие. Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…
-
Краеведение как средство формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы 2010
Отсутствие познавательного интереса у многих учащихся – острая современная проблема. Целью работы является описание эффективности введения краеведческого материала в содержание программы по литературе с использованием новых форм и методов (нетрадиционные формы уроков, проектный метод) для формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы.
-
Разработка урока МХК в 11-м классе по теме: "Художественная культура стран Востока" 2010
Урок рассматривается как обзорное знакомство с художественной культурой стран Востока. Цель урока – показать, что самобытная культура народов Востока – ярчайшая страница в истории человеческих цивилизаций. Урок сопровождается презентациями учащихся, так как применение ИКТ позволяет не только слушать сообщения одноклассников, но и видеть представленный материал, эмоционально почувствовать его.
-
"Так молюсь я твоей литургией" 2010
Урок литературы в 11-м классе. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями А.А. Ахматовой; дать понятие об эпохе, акмеизме; охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»; раскрыть духовный мир А.А. Ахматовой; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе 2010
Целью урока является обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения. Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи.
-
Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ "Не навреди…". 6-й класс 2010
На уроке воспитывается способность к переживанию и сопереживанию, потребность восхищаться природой, желание понимать её и учиться у неё. Использование интерактивной доски на уроке позволяет внести в занятия, элементы занимательности, даёт возможность повторить материал, закрепить его на разных уровнях.
-
Реализация междисциплинарного проекта "Клуб книгопутешественников" 2010
Основной особенностью программы является подход к изучению художественных произведений как к путешествиям по художественным мирам.
-
Урок-семинар в 11-м классе. Тема: "Человек в огне Гражданской войны" 2010
Урок-семинар, посвященный осмыслению трагической темы «Изображение революции и Гражданской войны в литературе 20-х годов», ставит своими целями обобщить и систематизировать полученные знания о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, воспитать самостоятельность мышления, сформировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме "Художественные образы в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла "Крохотки" 2010
Данная работа завершает серию уроков по литературе и изобразительному искусству, разработанных в рамках изучения творчества А.И. Солженицына в школе. Цель интегрированного урока – показать взаимосвязь художественных образов в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказов из цикла "Крохотки".
-
Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон" 2010
Работа содержит набор вопросов о главных героях романа и набор принадлежащих им высказываниях.
-
"Сказки народов Урала". Урок литературы в 5-м классе 2010
На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. Цель урока: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс) 2010
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра".
-
Литературная игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Проводимое занятие посвящено 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Урок проводится в форме литературной игры по повести «Ночь перед Рождеством», что соответствует возрастным особенностям и вызывает интерес со стороны учащихся.
-
"Только любовью держится и движется жизнь". Образы героев повести И.С. Тургенева "Первая любовь" 2010
Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» всегда вызывает у учащихся живой отклик. «Первая любовь» – это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя «первая любовь». Именно об этом мы ведём речь на уроке.
-
Урок литературы по теме "История любви как основа сюжета повести "Ася" И.С.Тургенева 2010
Комбинированный урок, цель которого – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев; продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы; создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.
-
Учебный проект "Загадки судьбы Грибоедова" 2010
Организация совместной учебно-познавательной, исследовательской деятельности учащихся по овладению умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
-
Тест по чтению для 4-го класса 2010
Тест может быть использован для проверки уровня понимания (осознанности) художественного текста учащимися 4-го класса. Составлен по материалу учебника литературного чтения О.В. Кубасовой «Любимые страницы» УВК «Гармония».
-
"Казненная любовью". По страницам романа Л.Толстого "Анна Каренина" 2010
Наиболее успешными методом, который автор применяет на уроках, является метод разноцветных «мыслящих шляпок» Эдварда де Боно. Его суть в том, что каждый из участников получает роль мыслителя в шляпке одного из цветов. Раскрывая тему трагичности страстей в романе Льва Толстого «Анна Каренина», ученики с интересом следят за развязыванием узлов.
-
Особенности обучения литературе способных, талантливых, одарённых школьников в условиях лицея 2010
Работа учителя литературы по формированию у способных, талантливых, одаренных детей творческого, исследовательского поведения предполагает использование таких форм занятий, как уроки творчества, уроки-исследования, уроки-презентации, семинары, творческие отчеты, творческие практикумы, защиты проектов.
-
Разработка урока по литературе Восточной Сибири в 5-м классе по рассказу С.К. Устинова "Любопытный бурундук" 2010
Урок знакомит учащихся с произведением современного писателя, формирует знания о биографии писателя; учит выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка; учит выявлять авторскую позицию. Воспитывает внимательное отношение к окружающему миру и развивает мышление через выделение главного в тексте, через сравнение.
-
Интегрированный урок (физика + литература + русский язык) на тему "Влияние процессов испарения на формирование погоды" 2010
Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея урока состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и поэзии вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе "Тема грозы в творчестве Ф.Тютчева". Взаимосвязь зрительных и слуховых образов" 2010
Представленный урок сможет помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе.