Контраст как средство раскрытия идеи повести Н.В. Гоголя "Невский проспект"

Разделы: Литература


Цели урока: рассмотреть прием контраста как средство раскрытия идеи литературного произведения; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать воспитанию здоровой, психологически зрелой личности.

Ход урока

I. Вступление учителя Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" писал: "Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом". Великий художник еще в XV-XVI веках советовал ученикам: ":следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим". Прием контраста использовался, наверное, с самого момента зарождения искусства, ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Сегодня на уроке мы рассмотрим использование этого приема в литературе на примере повести Н. Гоголя "Невский проспект". Запишите дату и тему урока.

II. Реализация индивидуального домашнего задания - сообщение учащегося "Контраст в искусстве" (3-4 минуты). Работа с термином (запись определения учащимися).

Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений - одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Контраст - ярко выраженная противоположность. Мотив контраста является выразительным приемом для всех видов искусства. В живописи художники используют контрастные цвета (без полутонов) - "Черный квадрат" Казимира Малевича на белом фоне. В картине Пабло Пикассо "Девочка на шаре" явный контраст форм: маленькая хрупкая акробатка рядом с массивной фигурой циркача. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. В архитектуре контрастируют вертикали и горизонтали, мелкие и крупные объемы. В музыке чередование высокого и низкого человеческих голосов, контрастное звучание разных групп инструментов. Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов; являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служат и средством гармонизации, потому что объединяют противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса. В литературе чаще всего передается при помощи антитезы - противопоставления, которое всегда демонстрируется открыто, в то время как контраст может быть неявным, скрытым.

III. Контраст в повести "Невский проспект". Анализ художественного текста.

- Мир гоголевских произведений полон контрастов. В повести "Невский проспект" контраст реализуется на нескольких уровнях: сюжетно-композиционном, языковом, идейном.

1) -Рассмотрим композицию произведения.

Как строится сюжет повести? (Начинается и заканчивается произведение описанием Невского проспекта. В этой "раме" развиваются две сюжетные линии, связанные с героями Пискаревым и Пироговым.) Можно ли назвать Пискарева и Пирогова антиподами? Аргументируйте ответ.

(Учащиеся делают вывод о том, что герои представляют идеальное и прозаически-материальное, возвышенное и пошлое. Их можно считать антиподами).

2) Анализ эпизода (языковые средства создания контраста). Работа в парах.

- Если художник создает образы и реализует идею с помощью красок, света и тени, то писатель рисует словами. Обратимся к эпизоду "Описание жилища незнакомки" (от слов "Боже, куда зашел он!" до ":брошена с хохотом в его пучину"). Здесь контраст выражен прямо - с помощью антитезы. Найдите лексические средства выражения контраста. Запишите слова с противоположными значениями в две колонки. Например:

Чистое и святое, украшающее жизнь

Красавица мира, венец творенья; красота нежная

Отвратительный приют

Жалкий разврат; странное, двусмысленное существо

-Как можно озаглавить эти колонки? (Учащиеся приходят к выводу, что слова с положительным значением выражают то, что желал видеть Пискарев, а слова с отрицательным значением - то, что он увидел на самом деле. Исходя из этого предлагаются варианты: "мечта" и "реальность", "желаемое" и "действительное".)

-Таким образом, используя языковые средства создания контраста, автор показывает трагическое столкновение в жизни мечты и реальности. С этим мироощущением связан в повести и мотив сна.

3)- Что происходит с Пискаревым после происшествия на Невском проспекте? (Образ юной, прекрасной девушки, которой "еще не смел коснуться" разврат, так поражает восприимчивого художника, что по сути он перестает жить как нормальный человек, бросает творчество и живет только снами. ":сновидения сделались его жизнию, и с этого момента жизнь его приняла странный оборот:" Когда же сон не идет к нему, он вызывает его искусственно.)

-Как вы думаете, почему автор заставляет героя прибегнуть к наркотику? (Опиум- это наркотик. Употребляя его, человек стремится уйти от действительности. Недаром Пискарев стал похож на человека, "разрушенного крепкими напитками". Как и у наркомана, "взгляд его был вовсе без всякого значения")

-С этих пор "вседневное и действительное странно поражало его слух". Естественный дневной свет становится для него "досадным", как становится неприемлемой сама реальность. А трагический "раздор мечты с существенностью" происходит при обманчивом свете фонаря. Вспомните, в каких эпизодах повести появляется образ фонаря. (В первом описании Невского проспекта. "Но как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь:". То есть когда писатель рисует границу между "дневным" и "вечерним" проспектом. Затем при преследовании Пискаревым незнакомки, чей плащ при свете фонаря окидывался "ярким блеском". При описании странной улыбки красавицы. И наконец, в финале.)

-Прочитаем финал повести со слов "Далее, ради Бога, далее от фонаря!" Как вы думаете, почему образ фонаря связан с мотивом демона? (Свет фонаря "дышит обманом", с помощью этого неверного света демон искушает человека, подвергает соблазнам, представляя все "не в настоящем виде")

-Есть ли в повести противопоставление между божественным и демоническим? (Оказывается, что такого контраста нет, потому что нет ничего божественного в показанной Гоголем реальности. Получается, что в пространстве повести властвует демон.)

-Почему гибнет Пискарев? Ведь он был трудолюбив и "питал в себе истинный талант". А грубый, самонадеянный Пирогов, оскорбленный и битый, заходит в кондитерскую, съедает два слоеных пирожка и как ни в чем не бывало снова отправляется на Невский проспект. Почему так складываются судьбы героев? (Пискарев был слишком слаб и впечатлителен; он поддался соблазнам, не выдержал разлада желаемого и действительного и пал от первого жизненного разочарования. Для Пирогова же таких категорий не существует вовсе. Он живет в своем цельном пошлом мире приземленных потребностей.)

- Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы. Как быть человеку, испытавшему горькое разочарование? (Учащиеся предлагают свои варианты выхода из указанной ситуации)

-Гоголь показывает, что ожидает того, кто лишен прочной духовной основы: либо физическая смерть, как Пискарева, либо нравственная, как Пирогова. Кого из известных вам гоголевских героев напоминает Пирогов? (Ноздрева) Пирогов - мертвая душа. Таким образом, можно сказать, что в повести есть ещё один контраст- живой и мертвой души. И живая душа погибает:А мертвые души продолжают свою жизнь на страницах произведений Гоголя...

4) Выводы

- В чем заключается идея произведения? Какую роль играет контраст в раскрытии идеи повести?

Вся повесть Гоголя построена на контрастах. Этот прием ярко демонстрирует идею трагического противоречия между мечтой и реальностью, столкновения живой, но слабой души с демонической силой обмана, которая губит того, кто поддался чарам "фонаря".

5) Домашнее задание

Привести примеры применения приема контраста в произведениях искусства (живописи, архитектуре, музыке, литературе и т.д.)