Программа элективного курса для учащихся 9-го класса (предпрофильная школа): "Человек и война"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что ученик:

  • умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощенную в слове);
  • проявляет интерес к обозначаемым слова реалиям или понятиям;
  • умеет найти в произведении непонятные для себя, “темные” места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения;
  • ощущать литературное произведение как неповторимый художественный мир;
  • в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Цели:

  1. познакомить учеников с наиболее значительными явлениями современной литературы; повысить интерес к чтению современных художественных произведений;
  2. воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся;
  3. совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста;
  4. Формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  5. Формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно самостоятельные.

Задачи курса:

  • совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;
  • продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
  • готовить выпускников к аттестационному сочинению.

Отбирая произведения для включения в программу, я следовала следующим принципам:

  1. литературная и общественная значимость произведения, их критическая оценка;
  2. особое место произведения в творчестве писателя;
  3. методическая и культурная традиция, например, необходимость “военной темы” и прослеживание судеб реализма в современной литературе;
  4. доступность литературного произведения школьникам;
  5. “интересность” произведения;
  6. стилистическая характерность языка.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга, проблемно-тематический, историко-литературный принцип. Работая по этой программе, учитель может постоянно обращаться к основной программе для профильной школы, к обязательному минимуму литературного образования, к Государственному стандарту.

Программа элективного курса для учащихся 9-го класса

  1. Введение. Знакомство с особенностями литературного процесса в период Вов, сформировать представление о роли литературы в борьбе нашего народа за независимость родины.
  2. М. Алексеев “Мой Сталинград”. Сталинград - это моя судьба. Судьба одной роты. Типичное в определенных исторических обстоятельствах.
  3. В. Белов “Мальчики”. Детское горе. Сила духа маленького человека из большой войны.
  4. Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”. Мир вместе с человеческим мужеством и страданием. Наше поколение, – что остались в живых.
  5. Б. Васильев. Героико-романтическая повесть “А зори здесь тихие…” “Незначительные” события с точки зрения Глобальных событий. Типичные судьбы женщин предвоенных и военных лет.
  6. В. Быков “Сотников”. Противопоставление физического и нравственного здоровья человека. “Момент истины”, ситуация категорического нравственного выбора.
  7. В. Закруткин “Матерь Человеческая”. Подвиг Матери в годы Вов. Самоотверженное материнское созидание, которое порой не оценивается по достоинству.
  8. В. Быков “Обелиск”. Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма.
  9. П. Андреев “Афганские рассказы”. “Дождь”, “Пуля”, “Пыль”, “Шанс”. Проблема нравственного выбора. Проблема сохранения человечности в этих условиях.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт (материалы, кот. будут разработаны уч-ся в ходе урока).

Всего

Лекций

Практики

1

Введение. Особенности литературного процесса в период Вов.

1

1

    Конспект лекции

2

М. Алексеев “Мой Сталинград”. Судьба одной роты.

2

 

1

Анализ рассказа Опыт стилистического анализа отрывка

3

В. Белов “Мальчики”.

2

 

1

Читательская конференция Монологический ответ

4

Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”.

2

 

1

Анализ фрагмента художествен

-ного произведения

Сочинение-миниатюра: “Люди и время”

5

Б. Васильев “А зори здесь тихие…”

2

 

1

Киноурок Эвристическая беседа

6

В. Быков “Сотников”.

2

 

1

Аналитическое чтение Вариативная работа по анализу текста

7

В. Закруткин “Матерь Человеческая”.

2

 

1

Тематический анализ. Составление проекта Сочинение-миниатюра: “Проект памятника матери”

8

В. Быков “Обелиск”.

1

 

1

Урок-диспут Проблемное высказывание

9

П. Андреев “Афганские рассказы”.

3

1

2

Чтение и семинар Творческая работа: “проблема характера “проблема сохранения человечности”

Список литературы для учащихся

  1. В. Белов “Мальчики”.
  2. М. Алексеев “Мой Сталинград”.
  3. П. Андреев “Афганские рассказы”.
  4. В. Быков “Обелиск”, “Сотников”.
  5. Б. Васильев “А зори здесь тихие…”.
  6. Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”.
  7. В. Закруткин “Матерь Человеческая”.

Список литературы для учителей

  1. В. Белов “Мальчики”. Литература в школе № 6, 2002 г.
  2. М. Алексеев “Мой Сталинград”, Литература в школе № 3, 1990 г.
  3. В. Быков “Обелиск”, “Сотников”, Русская литература XX века Ю. И. Лыссочо под редакцией.
  4. Б. Васильев “А зори здесь тихие…” Русская литература XX в., М., 2001 г.
  5. Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”, Литература в школе, № 4, 2004 г.
  6. В. Закруткин “Матерь Человеческая”, Литература в школе № 4, 2004 г.
  7. П. Андреев “Афганские рассказы”. “Дождь”, “Пуля”, “Пыль”, “Шанс” журнал “Звезда”, 2000 г.