Пояснительная записка
В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле.
Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.
Владение читательской культурой подразумевает, что ученик:
- умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощенную в слове);
- проявляет интерес к обозначаемым слова реалиям или понятиям;
- умеет найти в произведении непонятные для себя, “темные” места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения;
- ощущать литературное произведение как неповторимый художественный мир;
- в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Цели:
- познакомить учеников с наиболее значительными явлениями современной литературы; повысить интерес к чтению современных художественных произведений;
- воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста;
- Формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- Формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно самостоятельные.
Задачи курса:
- совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;
- продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
- готовить выпускников к аттестационному сочинению.
Отбирая произведения для включения в программу, я следовала следующим принципам:
- литературная и общественная значимость произведения, их критическая оценка;
- особое место произведения в творчестве писателя;
- методическая и культурная традиция, например, необходимость “военной темы” и прослеживание судеб реализма в современной литературе;
- доступность литературного произведения школьникам;
- “интересность” произведения;
- стилистическая характерность языка.
Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга, проблемно-тематический, историко-литературный принцип. Работая по этой программе, учитель может постоянно обращаться к основной программе для профильной школы, к обязательному минимуму литературного образования, к Государственному стандарту.
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
- Введение. Знакомство с особенностями литературного процесса в период Вов, сформировать представление о роли литературы в борьбе нашего народа за независимость родины.
- М. Алексеев “Мой Сталинград”. Сталинград - это моя судьба. Судьба одной роты. Типичное в определенных исторических обстоятельствах.
- В. Белов “Мальчики”. Детское горе. Сила духа маленького человека из большой войны.
- Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”. Мир вместе с человеческим мужеством и страданием. Наше поколение, – что остались в живых.
- Б. Васильев. Героико-романтическая повесть “А зори здесь тихие…” “Незначительные” события с точки зрения Глобальных событий. Типичные судьбы женщин предвоенных и военных лет.
- В. Быков “Сотников”. Противопоставление физического и нравственного здоровья человека. “Момент истины”, ситуация категорического нравственного выбора.
- В. Закруткин “Матерь Человеческая”. Подвиг Матери в годы Вов. Самоотверженное материнское созидание, которое порой не оценивается по достоинству.
- В. Быков “Обелиск”. Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма.
- П. Андреев “Афганские рассказы”. “Дождь”, “Пуля”, “Пыль”, “Шанс”. Проблема нравственного выбора. Проблема сохранения человечности в этих условиях.
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт (материалы, кот. будут разработаны уч-ся в ходе урока). |
||
Всего |
Лекций |
Практики |
||||
1 |
Введение. Особенности литературного процесса в период Вов. | 1 |
1 |
Конспект лекции | ||
2 |
М. Алексеев “Мой Сталинград”. Судьба одной роты. | 2 |
1 |
Анализ рассказа | Опыт стилистического анализа отрывка | |
3 |
В. Белов “Мальчики”. | 2 |
1 |
Читательская конференция | Монологический ответ | |
4 |
Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”. | 2 |
1 |
Анализ фрагмента художествен -ного произведения |
Сочинение-миниатюра: “Люди и время” | |
5 |
Б. Васильев “А зори здесь тихие…” | 2 |
1 |
Киноурок | Эвристическая беседа | |
6 |
В. Быков “Сотников”. | 2 |
1 |
Аналитическое чтение | Вариативная работа по анализу текста | |
7 |
В. Закруткин “Матерь Человеческая”. | 2 |
1 |
Тематический анализ. Составление проекта | Сочинение-миниатюра: “Проект памятника матери” | |
8 |
В. Быков “Обелиск”. | 1 |
1 |
Урок-диспут | Проблемное высказывание | |
9 |
П. Андреев “Афганские рассказы”. | 3 |
1 |
2 |
Чтение и семинар | Творческая работа: “проблема характера “проблема сохранения человечности” |
Список литературы для учащихся
- В. Белов “Мальчики”.
- М. Алексеев “Мой Сталинград”.
- П. Андреев “Афганские рассказы”.
- В. Быков “Обелиск”, “Сотников”.
- Б. Васильев “А зори здесь тихие…”.
- Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”.
- В. Закруткин “Матерь Человеческая”.
Список литературы для учителей
- В. Белов “Мальчики”. Литература в школе № 6, 2002 г.
- М. Алексеев “Мой Сталинград”, Литература в школе № 3, 1990 г.
- В. Быков “Обелиск”, “Сотников”, Русская литература XX века Ю. И. Лыссочо под редакцией.
- Б. Васильев “А зори здесь тихие…” Русская литература XX в., М., 2001 г.
- Ю. Бондарев “Моё поколение” из книги “Мгновение”, Литература в школе, № 4, 2004 г.
- В. Закруткин “Матерь Человеческая”, Литература в школе № 4, 2004 г.
- П. Андреев “Афганские рассказы”. “Дождь”, “Пуля”, “Пыль”, “Шанс” журнал “Звезда”, 2000 г.