Цель урока: нахождение связи идей Ф.Достоевского с современностью.
Задачи:
- Уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения.
- Обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих.
- Найти связи идей Ф.Достоевского с писателями разных эпох.
Межпредметные связи: русский язык, история, риторика, рисование.
Оборудование:
- портреты Ф.Достоевского, Н.Лескова, И.Тургенева, Н.Островского, А.Куприна, М.Горького и других (на выбор),
- иллюстрации к произведениям писателей IX-XXвв,
- вопросы по теме диспута,
- выставка детских работ - рисунков,
- художественная литература (произведения писателей IX-XXвв.),
- дополнительные материалы (письма, переписка, критическая литература),
- словари,
- памятка: культура проведения диспута (Культура спора).
Форма работы: групповая (группы находятся в равном положении, задается один вопрос для всех групп, ответы даются по порядку от каждой группы, отвечающие меняются, дополнения обязательны, порядок ответов групп меняется). Предполагаются 4 группы (можно больше/меньше).
Некоторые вопросы задаются провокационного характера намеренно. Это ни в коей мере нельзя считать учительской точкой зрения. Сделано это специально, чтобы вызвать старшеклассников на откровенный разговор.
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
Повторение биографии Ф.Достоевского и содержания его произведений: "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Бедные люди" и др. и подготовка иллюстраций к ним.
Ход урока
Этапы урока | Содержание материала | Работа учителя | Работа учащихся |
I этап. Организационный момент. |
Приветствие, цель, задачи, оформление. | Сообщение цели, задач, выявление подготовленности учащихся. | Работа в группах (тетради, ручки,
вопросы по теме диспута, материалы для ответов,
источники - художественная литература,
критические статьи о Ф.Достоевском, словари и
т.д.). Вопросы для обсуждения даны за 2 недели до предполагаемого проведения диспута (Приложение 1) |
II этап. Мотивация учащихся к теме диспута. |
Сегодня вы участвуете в диспуте. Форма
урока для вас не новая. И все же вспомните
основные правила диспута. Романы Ф.Достоевского очень многогранны. Читая его произведения, мы понимаем, что Федор Михайлович великий гуманист и лирик, психолог и предсказатель. Ф.Достоевский заставляет задуматься о многих проблемах: "маленького человека", преступления и наказания, нравственного и безнравственного поведения человека, жизни и смерти, любви ко всем людям и к отдельно взятому человеку и многих других. Говоря о писателе сегодня, мы должны обобщить знания, полученные в ходе знакомства с биографией Ф.Достоевского и изучения его произведений, а также найти связь с современной жизнью. |
Вступительное слово учителя. | Помощь словаря (Лексическое значение слова "диспут"). (Приложение 2). Культура проведения диспута. (Приложение 3). |
III этап. Обобщение и закрепление материала по творчеству Ф.Достоевского при помощи вопросов диспута. |
Современен ли сегодня Ф.Достоевский? | Вопрос №1 (ответы: одна группа - один ответ). Соблюдается очередь отвечающих. |
Высказывания учащихся: 1 группа - интерес необычайно велик, гениален. 2 группа - ставит перед читателем парадоксальные вопросы. 3 группа - вечно живой, с ним спорят, как с живым. Отгадчик будущего. 4 группа - признан душевно больным, а значит, не мог жить реальной жизнью. |
Одна из важных основ жизни человека - христианская вера. Землю населяют множество людей. Все они созданы по образу и подобию Бога. Но вот Ипполит из романа "Идиот" говорит: "Все люди созданы для того, чтобы мучить друг друга". Вы согласны с таким мнением? | Вопрос №2 | - Нет. Люди любят общаться друг с
другом, а значит, не могут выражать постоянную
ненависть. - Да, согласны. Родительские ссоры, ссоры между родителями и детьми. Родные люди часто причиняют душевную боль близким. - Не все, но многие. Например, нестерпимы бывают соседи. А что делают с людьми телефонные разговоры (и отказать нельзя и слушать невозможно). - Есть люди, которые наслаждаются при виде горя других людей. Чего стоят только анонимные письма. А "лидеры" в школьных коллективах стравливают детей и следят в стороне за происходящим. |
|
Я помню фразу П.П.Лужина: "Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано". Каково ваше мнение? | Вопрос №3 | - Не согласны. Существует бескорыстная,
безответная любовь, как у господина Желткова из
"Гранатового браслета". - Любовь матери к своему ребенку, в идеале, не подходит под это утверждение. - Да, думаем, можно согласиться. Конкуренция в любой сфере основана на личном интересе, и многие учреждения, фирмы готовы на все, лишь бы перешагнуть соперников. - В этом вопросе можно найти связь с Н.Чернышевским. Он тоже проповедовал любовь во благо других. - Взять процесс обучения в школе или в вузе. Учится каждый для себя, хочет получить высшую оценку, независимо от того, какую оценку получит друг, сосед по парте; старается быть лучше всех: престиж, повышенная стипендия, уважение преподавателей, зависть одноклассников(-курсников). |
|
Мне кажется, что человеку должна быть дана абсолютная свобода - вседозволенность для осуществления своих замыслов. Причем, я думаю, это слова - синонимы. Вы поддерживаете это? | Вопрос №4 | Обращение к словарям: ЛЗ "Свобода",
"Вседозволенность". - Это не слова - синонимы. - Абсолютной свободы быть не может. Во всех инстанциях существует контроль. - Вседозволенность приведет к хаосу, беспорядку, неразберихе, преступлению. Например, Р.Раскольников посчитал, что он Наполеон и ему все дозволено. Сам себе разрешил убить и убил старуху - процентщицу. Навсегда стал несвободен от дум и не стал свободным. Так же и Катерина Измайлова из "Леди Макбет Мценского уезда". Да только она приняла решение лишить себя жизни, правда вместе с соперницей. - Свобода не всегда показатель счастья. Ларра, герой рассказа "Старуха Изергиль", был свободен в поступках, оказался мерзким, жестоким, несчастным. |
|
И в произведениях Достоевского, да и в современной жизни, люди разделены на "сильных" и "слабых". Сильные мира сего живут по закону - все дозволен. Самое главное власть иметь надо всею "тварью дрожащею и над всем муравейником". И мне думается, что иногда для пользы общества, может быть, и надо "убрать 1-2 человек во благо других", т.е. "допустить кровь по совести". Согласны ли вы? | Вопрос №5 | - Да, согласны. Существует в мире
смертная казнь. Это как раз подтверждает данную
мысль. - Убрать не значит убить. Изолировать от общества. Так, мать-алкоголичку надо лишить родительских прав. Ребенок не будет воспитываться в жутких условиях. - Это страшно, но может иметь место в жизни. Развратника - насильника надо "убрать", иначе он не остановится. - Да, наверное, надо. Ведь сослали Р.Раскольникова, а то пострадала бы не одна "ненужная старушонка". - Бывает так, что один ученик со всем набором отрицательных качеств является неподдельной угрозой по отношению к другим ученикам, и что? Все должны терпеть? А когда все меры уже приняты, что делать? Убрать из класса, школы. Это хоть какой-то выход. |
|
Согласны ли вы со мнением, что любое "счастье покупается страданием"? | Вопрос №6 | - Невозможно легко добиться желаемого. - Необходимо много трудиться, чтобы что-то получить. Например, получить достойную оценку по предмету можно только при условии серьезной подготовки. А это труд не из легких. - Чтобы наставить на путь истинный Р.Раскольникова, Соне приходится много страдать и физически, и морально. Ведь она едет за ним в Сибирь, берет его крест на себя. - Понятие "счастье" относительно. Можно считать счастливым человека, купившего обнову, написавшего картину, встретившего жену с младенцем из роддома. Мать, которая получила письмо от сына из армии, неимоверно счастлива. И любое событие сопряжено со страданием, переживанием, ожиданием, надеждой на лучшее. - Бывает так, человек ничем не примечательный, ничем не выделяющийся, имеет то, чего не имеет другой, работающий не покладая рук. |
|
Никогда добро окончательно не победит зло. Значит, наступит апокалипсис для человечества? | Вопрос №7 | Обращение к словарю. "Апокалипсис" -
христианская церковная книга из "Нового
завета", содержащая пророчества о конце света. - Добро и зло - равные начала. Нельзя говорить, что победит. И то, и другое случается в жизни. - Конца света не будет. Уже неоднократно предсказывали. - Конец света это не значит, что перевернется земля, все умрут. Скорее всего, что речь идет о том, что неправильное поведение человека ведет к проблемам. Может быть, человек заболеет, будут проблемы в его жизни. - В произведениях Достоевского все герои изначально набожны, но почему-то сходят с ума (Катерина Ивановна), умирают (Мармеладов), бросаются в воду (молодая женщина), берутся за топор (Раскольников), стреляются (Свидригайлов). Это и есть апокалипсис. Люди сами создают условия для этого. - Может быть, если все люди примут законы Божьи, не будет смысла говорить о конце света. |
|
К чему же должен стремиться человек по Достоевскому? К какому идеалу? Есть ли он? (Если даже князь Мышкин-Христос - сумасшедший)? | Вопрос №8 | - К пониманию, добру, любви к ближнему. - К почитанию законов Божьих. - К милосердию. - Идеал есть, но у каждого свой. В образовании, воспитании, любви, в семье, дружбе. - Человеку надо совершенствоваться. - Нельзя унывать, накладывать на себя руки, нельзя решать за другого, как кому жить; но протянуть руку помощи надо! |
|
Современен ли сегодня Ф.Достоевский? Живут ли его герои в современном обществе? Нарисуйте схему развития человечества |
Вопрос №9 Вопрос №10 |
(Ответы учащихся радикально меняются.
Все считают его современным. Удивляются, что
раньше многое не знали о нем, о произведениях,
считали древним, неизучаемым, неинтересным). Схемы развития человечества представлены в рисунках, графиках. Идет защита от каждой группы. (Приложение 4). |
|
III этап. Подведение итогов. |
По вопросам, заданным по теме диспута,
справились все участники. Ваши ответы были
глубоки, реальны, откровенны, многие были
подкреплены примерами из текстов произведений
Ф.М.Достоевского. Главный вопрос диспута:
современен ли сегодня Ф.Достоевский, по-моему,
вами решен. Спасибо всем за работу. |
Определяем лучшую группу по данным ответам за активность, находчивость, предложенный материал из художественной литературы, из дополнительного материала, жизненных наблюдений. | |
IV этап. Домашнее задание. |
Домашнее задание Написать сочинение - эссе на тему: "Ф.М.Достоевский и современность" |