Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


В нем русская природа,
русская душа, русский
язык, русский характер.
Н.В.Гоголь

Цели:

  1. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», выявление контраста настроений внутри произведения.
  2. Обучение выразительному чтению, расширение кругозора детей, обогащение их словарного запаса.
  3. Создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений анализировать текст.
  4. Формирование навыков исследовательской деятельности, образного мышления.
  5. Воспитание любви к родной природе, близким людям.

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина,
  • презентация в Microsoft Power Point 2003,
  • П. Чайковский «Времена года. Ноябрь. На тройке» в формате mp3,
  • толковый словарь Ожегова.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы на уроке

Примечания

I. Организационный этап

Учитель: Сегодня на уроке мы прикоснемся к тому, что все люди, даже немного знакомые с творчеством А.С.Пушкина, называют чудом. Мы будем знакомиться со стихотворением «Зимнее утро» и учиться понимать его, а для этого проводить исследования.

 

Нам понадобится сегодня хорошее знание терминов

Эпитет, пейзаж, интерьер

Слово учителя.

Презентация. Слайд № 1

Обращает внимание на термина. Фронтальный опрос – проверка знания, понимания данных терминов

Презентация. Слайд № 3,

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель: Сядьте ровно, расслабьтесь и представьте себе, что вы не на уроке, а в деревне. Зима. Утро. Вы только проснулись, подошли к окну. Вглядитесь вдаль…Уже встало солнце. Его яркие лучи осветили дорогу, покрытый большими шапками снега лес, поле. А дома тепло, греет печка. Весло потрескивают в ней березовые дрова.

И зазвучат словно неоткуда стихотворные строки А.С. Пушкина

Мороз и солнце. День чудесный.

Скажите, что вы увидели? Что почувствовали?

 

Учитель: Конечно, в этом стихотворении не одно настроение, не одна застывшая картина… Обратитесь к тексту, сколько?

Презентация. Слайд № 4

П.И. Чайковский

«Времена года. Ноябрь. На тройке» Учитель читает стихотворение под мелодию. Интонирует акценты в соответствии с музыкальными ритмами

Применяется методика устного словесного рисования

Первые наблюдения детей поощряются.

3-4 ученика говорят о своих представлениях.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Давайте проведем исследование. А тему нашего урока-исследования, думаю, стоит сформулировать как «Пейзаж в стихотворении «Зимнее утро А.С. Пушкина»

О результатах самостоятельно проведенного исследования о времени и месте создания стихотворения расскажет………

Рассказ ученика, выполнившего опережающее задание

Стихотворение «Зимнее утро» было написано поэтом в 1829 г., в с. Павловском (под г. Петербургом). Там Александр Сергеевич гостил зимой у родственников, общался с друзьями.

Учитель: В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать. Попробуем сформулировать предположение о мастерстве Пушкина в создании пейзажа.

Пушкин – мастер пейзажной лирики.

Исследование №1

Учитель: Обратимся к лексике этого ст. Дома вы должны были выписать и найти толкование непонятных слов и выражений: вечор – вчера; нега – наслаждение, состояние удовлетворения; северная Аврора – богиня зари у римлян, здесь – заря; запречь – устар. Оформа глагола запрячь.

Как вы думаете, с какой целью поэт вплетает их в строй стихотворения?

Вывод: лексика ст. отличается богатством и разнообразием

Исследование №2

Учитель:Кому адресовано это стихотворение, нам известно имя?

Предполагаемые ответы учащихся:Нет. Это не няня поэта.

Учитель: Что мы узнаем об адресате. Найдите тропы, которые употребляет Пушкин при обращениях

Красавица, друг прелестный, вечор… ты печальная сидела, друг милый.

О каких чувствах героя ст. свидетельствуют эти эпитеты?

Вывод делают учащиеся: Он относится к адресату, прекрасной девушке, с нежностью, заботой, любовью, вниманием, которая находится рядом с ним. Лир. герой не одинок.

Исследование № 3

Учитель: Поговорим о времени в стихотворении. Сколько здесь времен и чем они характеризуются?

Вечор - печаль, грусть,

Утро – радость,

Продолжение утра – призыв разделить радость и промчаться по сияющему снегу до… поэт пишет: «берега, милого для меня»

Сделайте вывод о связи времени суток и настроении.

От печали до радости и восторга развивается чувство.

С какими словами он обращается к адресату? Призыв: «погляди в окно, навестим поля пустые, предадимся бегу нетерпеливого коня»

Как вы думаете, почему он не хочет сделать это один?

Вывод делают учащиеся: В печали и радости близкие люди должны быть вместе.

Исследование № 4

Учитель: Скажите, где, по-вашему, находится лирический герой – в доме или на улице? Утром комната светлая, а вечером, какой она была. Подберите цветовую полоску и приклейте на карточку в этой части. Какие еще цвета мы видим?

Какой преобладает? По отношению к картине зимнего утра она какова? – контрастна.

Учитель:У меня в руке находится камень. Говорят, что в нем содержится капелька солнца, поэтому он никогда не бывает холодным. Что это за камень?

Учитель дает детям подержать янтарь в руках

 Найдите в ст. эпитет, связанный с ним.

Учитель: «Янтарный - это какой? Представьте камешек у себя в ладошке. Какой он? Желтый, сияющий, прозрачный, теплый…

Усиливается строчкой «трещит затопленная печь» - аллитерация т-т-т, щ-ч

Представьте себе комнату утром. Продолжите работу на карточке. Какие цвета вы использовали. Какие преобладают!

Мы переносимся в третье пространство. Что это?

Учащиеся: Зимняя природа: поле, зеленая ель в инее, речка, скованная блестящим льдом, утренний снег, нежный, пушистый, белый, пустые, но покрытые инеем леса.

Дети записываю тему урока в тетрадь

Ученик рассказывает

 Методика «Опережающее задание»

Презентация. Слайд № 5

Презентация. Слайд №6

 

 

 

 

Уч-ся работают с текстом, находят эпитеты.

Презентация. Слайд № 7

 

 

 

Презентация. Слайд № 8

1, 2, 3 эпизоды поочередно

 

 

 

 

 

Презентация. Слайд № 9

Все эпизоды поочередно

Методика комментированного чтения и беседы о прочитанном перерастает в исследовательскую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Отметьте на карточке три части и подпишите время и пространство.

Вечор – дома

Утро – дома

Продолжение утра – природа

Презентация. Слайд № 10

 

Методика активизации кинестетического канала восприятия

Презентация. Слайд № 11

 

 

Методика активизации аудиального восприятия

Строка проговаривается несколько раз, интонируются букв Т,Щ,Ч

IV. Завершающий этап урока

Учитель:Продолжите работу на карточке, какие цвета вы выбрали, какие преобладают? Почему вы не отказались от желтого?// А желтого здесь совсем нет?

Какой вывод сделаем?

Дети говорят, что этим светом словно все пропитано, он растворен в других цветах. Даже голубой поблескивает желтым

Учитель:А сейчас попросим …. сообщить нам, сколько же всего в ст. эпитетов? Какова их роль? 17+// 4 –

Есть ли связь между состоянием лир героя, героини с пейзажем?

Учащиеся делают вывод самостоятельно: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Связь с пейзажем есть.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока. Ваши мнения, пожалуйста.

Вывод. В ст. много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем гораздо больше, чем отрицательных. Значение эпитетов усиливают контраст и аллитерация. Поэт смог так описать природу, что мы ее представляем ярко, любуемся ею, проникаемся чувствами самого лир. героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей., милым другом. Можно утверждать, что Пушкин – гений, мастер пейзажной лирики.

Итог урока: Учитель дает оценку работе учащихся на уроке, благодарит ребят, проявивших старание, и предлагает письменно в тетради ответить на вопросы теста.

Вопросы теста по стихотворению

  1. Когда было написано стихотворение «Зимнее утро»?
  2. Сколько внутренних времен в стихотворении?
  3. Сколько пространств?
  4. В каком значении употреблено слово «вечор» ?
  5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении?
  6. Каких тропов в стихотворении больше всего?
  7. Назовите два тропа, употребленных А.С. Пушкиным в строке «Трещит затопленная печь»
  8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?

Презентация. Слайд № 12,13

 

 

 

 

Методика индивидуального задания, имеющего поисковый характер

Презентация. Слайд № 14

 

 

 

Презентация. Слайд № 15

Все эпизоды поочередно, по щелчку.

 

 

 

 

 

Тетради сдаются в конце урока.

Учитель за перемену успевает по ключу проверить тетради и староста раздает их пятиклассникам.

 

Презентация. Слайд № 16

V. Д/З, оценки

 

Дом. задание:

1. Выучить стихотворение,

2. Закончить работу на карточке.

3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения

4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить

4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке

4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро

 

Презентация. Слайд № 17

Методика дифференцированного домашнего задания

 

 

 

Презентация. Слайд № 18