Литература
-
Программа элективного курса по литературе "Тайны русской народной сказки" 2010
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия жизни. Из всех фольклорных жанров сказка более других жанров подчиняется определенным законам. В курсе особое внимание уделено исследованию исторических корней произведений УНТ, происхождению народных сказок.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Иуда Искариот" Л.Андреева и евангельский сюжет 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является понять, почему Л.Андреев, создавая свой рассказ "Иуда Искариот", уходит от традиционного толкования евангельского текста. Почему его Иуда такой "раздвоенный"? Дать свой ответ на вопрос: почему Иуда предал Христа?
-
Коллективно-познавательная деятельность на уроках литературы 2010
Цель данной экскурсии – расширить кругозор учащихся новыми знаниями о Лицее, о А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Два поколения в романе А.А. Лиханова "Мой генерал" 2010
Урок внеклассного чтения по теме "Два поколения в романе А.Лиханова "Мой генерал"" знакомит учащихся 6-го класса с личностью писателя-земляка, рассматривает важные для подростков нравственные проблемы. В ходе урока используется мультимедийная презентация.
-
Игра-викторина "Литературный ринг" 2010
Игра-викторина "Литературный ринг" проводится по правилам известной игры "Звездный час". Можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы.
-
Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы 2010
Проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников. Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя.
-
Урок в 5-м классе "Образ весны в стихотворениях Ф.И. Тютчева "Весенние воды" и Е.А. Баратынского "Весна! Весна!.." 2010
В стихотворении Тютчева изображена динамичная картина природы: конец зимы, весеннее половодье, почти летний хоровод тёплых дней; покой, буйство, покой. У Баратынского весна изображена иначе, это единая картина, но с разных точек зрения: небо, ручьи, песня жаворонка. Различие в изображении образа весны обусловлено разным мироощущением поэтов.
-
Игра-путешествие "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам Х.К. Андерсена) 2010
Урок разработан к ежегодному Всероссийскому уроку чтению. Нестандартные формы работы на уроках литературы мотивируют ребят на чтение произведений русских и зарубежных классиков, реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.
-
Стихотворения раннего Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям" 2010
На основе материала урока подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия раннего периода творчества В.В. Маяковского. Учащиеся не только анализируют поэтический текст, делают обобщения, но и строят алгоритм образа, скрытого в стихотворении, раскрывают гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
-
"Что было бы с музыкой, если б не было литературы" 2010
Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.
-
"…Пусть поколения знают и помнят" (Вечер ко Дню Победы) 2010
Представленное мероприятие направлено на пробуждение интереса к истории страны. В период подготовки к мероприятию было задействовано большее количество ребят, чем участвовало в самом вечере. Были проведены конкурсы на лучшего ведущего, на лучшего чтеца и исполнителя песен о войне и военном периоде.
-
Урок комбинированного типа "Человек-солдат в стихотворениях К.М. Симонова" 2010
Урок комбинированного типа построен с учетом требований дифференцированного подхода к обучению литературе. Автор опирается на личностные особенности ученика и на специфику идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения. Используются разнообразные формы работы, разработана система заданий различной сложности.
-
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы (сценарий) 2010
В сценарии подобраны малоизвестные стихотворения. Они выстроены в определённом смысловом порядке, которому соответствуют следующие после них песни. Помимо стихотворений указано используемое музыкальное сопровождение, даны рекомендации по показу жанровой сценки. В композиции может принимать участие весь класс.
-
Урок-размышление по литературе: "Нравственный выбор героев" по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск", В.Закруткина "Матерь человеческая" 2010
Основная идея урока - показать истинный облик человека, прошедшего испытания войной, через поступки, действия, мысли. Проследить, как писатели раскрывают правду о человеке на войне. Выбранные произведения представляют своеобразную трилогию, посвящённую проблеме нравственного выбора человека в экстремальных условиях, в трагических ситуациях войны.
-
Интегрированный урок (ИЗО + музыка + литература + художественный труд) 2010
Автор дает представление о композиции, изменении ее содержания в зависимости от ритма. Продолжает знакомство с отрезной аппликацией. Учит работе по памяти. Воспитывает любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству. Развивает у учащихся воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
-
Методическая разработка тематического вечера "Грустит романс тревожно и светло!" 2010
Романс – жанр музыкально-поэтического творчества, являющийся частью русской художественной культуры. Задача вечера – помочь музыке и словам выйти из глубины души и глубины вещей и объединить в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.
-
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой "Игого" 2010
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого» проводится в разделе литературное краеведение. Проблема поведения учащихся на переменах очень актуальна. На примере поведения героя рассказа шестиклассники рассуждают о том, как нельзя себя вести в школе на перемене, учатся смотреть на себя со стороны и контролировать свое поведение.
-
Урок по теме "Грустное и смешное в рассказе О.Генри "Вождь краснокожих" 2010
Урок представлен как урок внеклассного чтения в 5-м классе после изучения произведений Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Дети учатся постигать тайны художественного текста, способы создания смешного. Урок формирует умение детей оценивать поступки героя. Работа над рассказом заканчивается творческой работой над сочинением о смешном случае из своей жизни.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи". "Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви" 2010
Данный урок является заключительным при изучении творчества Ф.М. Достоевского в 9-м классе. Основной акцент сделан на раскрытии характера героя-мечтателя. Кроме этого, учащимся предоставляется возможность поразмышлять о том, что такое настоящая, чистая любовь. Ребятами была подготовлена презентация по данному произведению. В конце урока был проведен тест.
-
Конкурсная программа для учащихся 5-х классов "Знаешь ли ты сказки?" 2010
Данное мероприятие требует тщательной подготовки. В подготовке материалов для оформления класса активное участие принимали сами ребята. Домашним заданием для каждой команды было подготовить инсценировку сказки. В конце конкурсной программы жюри подвело итоги и наградило ребят грамотами и призами.
-
Информационные технологии при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9-й главы) 2010
Урок-обсуждение романа Гончарова "Обломов".
-
Урок литературы. Тема: "Лирика иркутских поэтов". Марк Сергеев. "Колдовские превращения воды" 2010
Урок повышает интерес к интегрированию предметов: литература Восточной Сибири и ИЗО, развивает познавательные возможности обучающихся, наблюдательность, рисование по представлению, формирует умение анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий.
-
Урок по рассказу В.Астафьева "Фотография, на кооторой меня нет" 2010
Рассказ В.Астафьева поднимает важнейшие нравственные проблемы: отношение к памяти, к близким и родным людям, к Великой Отечественной войне. Рассказ особенно актуален в наше время, когда в результате перестройки в душах людей поселились чёрствость, равнодушие.
-
А.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественный мир В.Васнецова 2010
В произведении А.Пушкина изображена не только историческая личность — князь Олег, автор поднимает и нравственную проблему: человек в ответе за всё и всех, кто находится рядом с ним. Сопоставляя и объединяя творчество А.Пушкина и В.Васнецова, я попыталась помочь детям прикоснуться к миру искусства, расширить их кругозор.
-
Уроки доброты в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского" 2010
Урок позволяет раскрыть идейное содержание произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором. Учащиеся являются активными участниками поиска ответов, составляют схемы и логические цепочки, находят закономерности, опираясь на текст.
-
"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия" 2010
Цели урока: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках прилагательного и глагола; дать понятие о причастии (грамматическое значение; морфологические признаки причастия); формировать умение отличать причастие от прилагательного. Учить находить причастие в тексте по морфемным признакам.
-
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики поэта 2010
Урок направлен на изучение любовной лирики А.С. Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
"Молодость дается для эксперимента". Творчество Александра Вампилова. Урок внеклассного чтения 2010
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством известного драматурга Александра Вампилова. Знакомство с творчеством писателя осуществляется через постановку мини-спектакля по пьесе "Свидание". Завершает урок работа с афоризмами, высказываниями самого А. Вампилова о жизни, любви...
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и проблематика" 2010
Урок является заключительным и ставит своей целью знакомство с особенностями композиции, жанровым своеобразием, проблематикой произведения, осмысление разноплановости, разноуровневости повествования; понимание авторской позиции по отношению к героям. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Урок-размышление "Что есть истина?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2010
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского является уроком обобщения и систематизации изученного материала. Развивающие функции обучения проявляются в целесообразности и разнообразии используемых средств обучения и их сочетании, использовании индивидуального и дифференцированного подхода.