Литература
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XI–XIV веках. Отражение важнейших событий в древнерусской литературе" 2010
Интегрированный урок по литературе и истории России в 11-м классе с использованием компьютерных технологий (презентация в системе PowerPoint). Обязательна предварительная подготовка, на уроке предусмотрена групповая форма работы (с целью развития коммуникативных навыков): каждая группа перечитывает определенный текст произведения, анализирует его и сопоставляет с историческим событием данного периода.
-
Урок литературы по теме "Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»" 2010
На данном уроке реализуется система обучения учащихся анализу стихотворения, в результате которого развиваются навыки выразительного чтения, приобретается умение интерпретировать прочитанное произведение, объяснять роль выразительных средств.
-
Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.
-
Урок-исследование "Роль и функция детали в повестях Н.В. Гоголя "«Невский проспект», «Нос», «Шинель»" 2010
Цели и задачи урока: выявить идейно-художественную функцию детали в повестях Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель»; определить диапазон художественных деталей в произведениях; анализируя «поведение» детали в повестях, выйти на философские взгляды Н.В. Гоголя, определяющие идейное содержание произведения.
-
Разработка брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Брейн-ринг способствует обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя. Из класса формируются две команды, остальные учащиеся – болельщики.
-
Урок литературного чтения в 1-м классе по программе Л.В. Занкова 2010
Основная цель данной разработки занятия по литературному чтению в 1-м классе (по системе Л.В. Занкова): формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; организация взаимообучеия в постоянных парах и парах сменного состава.
-
Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы) 2010
В статье описывается возможная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. Компьютер применяется для создания наглядных пособий, разработки презентаций, оформления рефератов, докладов, для проверки знаний, подготовки к экзаменам. Особое внимание уделяется методике работы над составлением медиапроектов по ассоциативному восприятию слов «надежда», «правда», «совесть» и различных понятий, к примеру, «что такое русский язык».
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс) 2010
Урок обобщения знаний проводится в форме литературной игры. Цель – углубить понимание идейно-художественного богатства произведения; учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать индивидуальные качества учащихся, творческие возможности, способность к целеполаганию и самооценке.
-
Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: "Конец века, или Русский Ренессанс" 2010
Урок предназначен для ознакомления с основными тенденциями в литературе конца XIX – начала XX века, предполагает обзор исторически значимых событий в общественной, культурной, литературной жизни России. Использована информация по философии, журналистике, моде, поэзии Серебряного века, современному модернизму. Почувствовать дух времени, лицо века – главная задача урока.
-
Тема урока: "Как раскрывается характер русской женщины в поэме «Русские женщины»?" 2010
Статья содержит разработку одного из уроков литературы в 7-м классе по творчеству Н.А. Некрасова. В ходе учебной деятельности учащиеся обмениваются впечатлениями, эмоциями, работая с поэтическим текстом, определяют жанровое своеобразие поэмы, композицию произведения, составляют коллективный портрет княгини, выявляют отличительные черты, присущие русской женщине.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 7-м классе: "Знаете ли вы?.." 2010
Предлагаемое мероприятие предназначено для учеников 7-го класса. Класс предварительно можно разделить на 2–3 команды, чтобы у учащихся возник соревновательный эффект. Игра позволяет в интересной форме проверить знания детей по литературе.
-
Программа элективного курса "Основы актерского мастерства" 2010
Содержание программы элективного курса направлено на развитие творческих способностей учащихся и на углубление знаний по предметам гуманитарного профиля. Занятия носят интегрированный характер и способствуют формированию у школьников представления о театральном искусстве как области единой человеческой культуры.
-
Урок литературы с использованием ИКТ: "Строка, оборванная пулей" (9-й класс) 2010
Данный урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитывает патриотические чувства, напоминает об ужасах войны, содействует формированию навыков публичного выступления, закрепляет навыки самостоятельной работы с публицистической литературой. Урок построен на основе перспективных домашних заданий.
-
Сопоставительный анализ литературных произведений 2010
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
-
Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки" 2010
Автор знакомит учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, с направлениями модернизма. Углубляет знания о футуризме, способствует развитию творческих способностей старшеклассников.
-
Быт и нравы русского дворянства XIX века (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Занятие, объединяющее содержательные области литературы, истории, МХК. В процессе осмысления текста романа, работы с презентацией, парной работы с дидактическими карточками, сопоставительного анализа и заполнения опорного листа учащиеся знакомятся с бытом и культурными традициями русского дворянства; выявляют характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
"Петербургские повести". Образ "маленького человека" в повестях 2010
Данное занятие проводится с кадетами. На уроке формируются и совершенствуются знания, показывается место и роль повести "Шинель" в русской литературе.
-
"Дубровский и Троекуров". Урок литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Конспект второго урока по повести А.С. Пушкина «Дубровский». На примере ссоры между Дубровским и Троекуровым учащиеся осмысливают проблемы взаимоотношений друзей, учатся терпимости, ответственности за свои поступки, гуманистическому отношению к окружающим людям.
-
"Басни – к мудрости ступенька" 2010
Цели урока: знать основные особенности басни как жанра; видеть отличие басни от ранее изученных жанров; научить читать и понимать басни.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления") 2010
Урок – мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Метод «шесть шляп мышления» позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать или использовать их по отдельности.
-
"Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы" 2010
Создание условий, в которых у учащихся будут развиваться компетентности, основанные на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, – задача сегодняшнего дня. Одним из путей формирования и развития таких компетентностей является внедрение в образовательный процесс учебных проектов. Проекты позволяют проследить связи между различными учебными предметами задействовать у учащихся мышление высокого уровня.
-
Урок-проект по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" 2010
На уроках литературы метод проектов не только целостно и разносторонне развивает школьников, но и формирует у них собственное мнение, позицию по тому или иному вопросу, делает учащегося не просто пассивным потребителем знаний, но учит его творить, принимать решения, отстаивать свою позицию, тем самым готовя сегодняшнего школьника к будущей самостоятельной жизни.
-
Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Анализ системы контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы и путей ее совершенствования.
-
Ф.И. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" Музыка стиха. Открытый урок в 5-м классе 2010
Урок знакомит учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева об осени; формирует у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.
-
Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Цели урока: обобщить знания детей об определении; выработать навык разграничения согласованных и несогласованных определений; выявить значение определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"; развивать речь, память, умение восстанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к литературе, любовь к языку, языковое чутье.
-
Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века 2010
Портрет – важная и значительная часть образа литературного героя. В данной работе рассматриваются следующие моменты: способы описания портрета героя в литературном произведении; внутренняя духовная работа в лицах любимых героев Толстого; передача глубины мысли и чувств в портретах героев Достоевского; использование автором изобразительного принципа «внутреннее через внешнее»; постепенное портретное описание героев Тургенева.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2010
На основе наблюдения, сопоставления, анализа текста обучающиеся приходят к выводу: отношение поколений основываются на уважительном отношении к старшим, доверии молодым, передаче опыта, профессиональных навыков молодым, верности и соблюдении традиций и обычаев, самопожертвовании старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.
-
Проект урока по литературе в 11-м классе по теме: "Он и она в мире человеческих отношений" 2010
Тема подсказана жизнью. Рассматривается проблема: "Что нужно делать, чтобы быть счастливым в мире человеческих отношений?". Тексты: "Живая любовь" М.Алигер, "Маленький принц" Экзюпери, "Поэма Горы" М.Цветаевой – проблемное поле работы учеников. Путь овладения материалом – от уровня восприятия до творческого.
-
Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого 2010
Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов XX столетия. развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.