Литература
-
Тема урока: "Как раскрывается характер русской женщины в поэме «Русские женщины»?" 2010
Статья содержит разработку одного из уроков литературы в 7-м классе по творчеству Н.А. Некрасова. В ходе учебной деятельности учащиеся обмениваются впечатлениями, эмоциями, работая с поэтическим текстом, определяют жанровое своеобразие поэмы, композицию произведения, составляют коллективный портрет княгини, выявляют отличительные черты, присущие русской женщине.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 7-м классе: "Знаете ли вы?.." 2010
Предлагаемое мероприятие предназначено для учеников 7-го класса. Класс предварительно можно разделить на 2–3 команды, чтобы у учащихся возник соревновательный эффект. Игра позволяет в интересной форме проверить знания детей по литературе.
-
Программа элективного курса "Основы актерского мастерства" 2010
Содержание программы элективного курса направлено на развитие творческих способностей учащихся и на углубление знаний по предметам гуманитарного профиля. Занятия носят интегрированный характер и способствуют формированию у школьников представления о театральном искусстве как области единой человеческой культуры.
-
Урок литературы с использованием ИКТ: "Строка, оборванная пулей" (9-й класс) 2010
Данный урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитывает патриотические чувства, напоминает об ужасах войны, содействует формированию навыков публичного выступления, закрепляет навыки самостоятельной работы с публицистической литературой. Урок построен на основе перспективных домашних заданий.
-
Сопоставительный анализ литературных произведений 2010
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
-
Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки" 2010
Автор знакомит учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, с направлениями модернизма. Углубляет знания о футуризме, способствует развитию творческих способностей старшеклассников.
-
Быт и нравы русского дворянства XIX века (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Занятие, объединяющее содержательные области литературы, истории, МХК. В процессе осмысления текста романа, работы с презентацией, парной работы с дидактическими карточками, сопоставительного анализа и заполнения опорного листа учащиеся знакомятся с бытом и культурными традициями русского дворянства; выявляют характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
"Петербургские повести". Образ "маленького человека" в повестях 2010
Данное занятие проводится с кадетами. На уроке формируются и совершенствуются знания, показывается место и роль повести "Шинель" в русской литературе.
-
"Дубровский и Троекуров". Урок литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Конспект второго урока по повести А.С. Пушкина «Дубровский». На примере ссоры между Дубровским и Троекуровым учащиеся осмысливают проблемы взаимоотношений друзей, учатся терпимости, ответственности за свои поступки, гуманистическому отношению к окружающим людям.
-
"Басни – к мудрости ступенька" 2010
Цели урока: знать основные особенности басни как жанра; видеть отличие басни от ранее изученных жанров; научить читать и понимать басни.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления") 2010
Урок – мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Метод «шесть шляп мышления» позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать или использовать их по отдельности.
-
"Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы" 2010
Создание условий, в которых у учащихся будут развиваться компетентности, основанные на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, – задача сегодняшнего дня. Одним из путей формирования и развития таких компетентностей является внедрение в образовательный процесс учебных проектов. Проекты позволяют проследить связи между различными учебными предметами задействовать у учащихся мышление высокого уровня.
-
Урок-проект по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" 2010
На уроках литературы метод проектов не только целостно и разносторонне развивает школьников, но и формирует у них собственное мнение, позицию по тому или иному вопросу, делает учащегося не просто пассивным потребителем знаний, но учит его творить, принимать решения, отстаивать свою позицию, тем самым готовя сегодняшнего школьника к будущей самостоятельной жизни.
-
Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Анализ системы контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы и путей ее совершенствования.
-
Ф.И. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" Музыка стиха. Открытый урок в 5-м классе 2010
Урок знакомит учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева об осени; формирует у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.
-
Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Цели урока: обобщить знания детей об определении; выработать навык разграничения согласованных и несогласованных определений; выявить значение определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"; развивать речь, память, умение восстанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к литературе, любовь к языку, языковое чутье.
-
Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века 2010
Портрет – важная и значительная часть образа литературного героя. В данной работе рассматриваются следующие моменты: способы описания портрета героя в литературном произведении; внутренняя духовная работа в лицах любимых героев Толстого; передача глубины мысли и чувств в портретах героев Достоевского; использование автором изобразительного принципа «внутреннее через внешнее»; постепенное портретное описание героев Тургенева.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2010
На основе наблюдения, сопоставления, анализа текста обучающиеся приходят к выводу: отношение поколений основываются на уважительном отношении к старшим, доверии молодым, передаче опыта, профессиональных навыков молодым, верности и соблюдении традиций и обычаев, самопожертвовании старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.
-
Проект урока по литературе в 11-м классе по теме: "Он и она в мире человеческих отношений" 2010
Тема подсказана жизнью. Рассматривается проблема: "Что нужно делать, чтобы быть счастливым в мире человеческих отношений?". Тексты: "Живая любовь" М.Алигер, "Маленький принц" Экзюпери, "Поэма Горы" М.Цветаевой – проблемное поле работы учеников. Путь овладения материалом – от уровня восприятия до творческого.
-
Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого 2010
Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов XX столетия. развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.
-
Компьютерное сопровождение уроков литературы в 9-м классе 2010
Сочетая в себе возможности книги, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер для ученика может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
-
Урок открытых мыслей в 8-м классе "Формирование личности героя в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Это урок открытых мыслей по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". На уроке дети учатся вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения (акцентное вычитывание).
-
"Какой дорогой идти…" (жизненная позиция героя рассказа Л.Н. Толстого "После бала") 2010
На уроке рассматривается личность Толстого как воплощение совести, мучительного поиска истины. Проводится беседа с целью выявления восприятия прочитанного. Рассматривается мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Выявление жизненной позиции героя Ивана Васильевича в рассказе «После бала».
-
Урок литературы в 7-м классе: "Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях литературы" 2010
Курс изучения литературы по данному учебнику в 7-м классе направлен на формирование у учащихся понимания того, что каждое произведение художественной литературы строится по законам жанра. Важной задачей учителя становится формирование у ребят четких представлений о родах и жанрах литературы. Учитывая возраст учеников, формы работы должны быть разнообразными, в том числе и игровыми.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи" 2010
Работа знакомит учащихся 5-х классов с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии. В ходе урока присутствует сопоставительный анализ художественного текста – детской Библии и иллюстрированной Библии Василия Кореня в искусстве лубок, библейские сюжеты в нидерландской школе живописи. Заповеди Ветхого Завета очень актуальны для современных школьников.
-
Урок с ИКТ (мультимедиа–презентация) "Правописание безударных личных окончаний глагола" (обобщение), интегрированный с литературой 2010
Цель урока – повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончании глагола. Развивать умение применять конкретное правило на практике. Уметь работать в группе и индивидуально. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
-
Интегрированный урок (история + литература) в 6-м классе "Портрет Ивана Грозного" 2010
Основная задача урока – составить представление о литературном портрете Ивана Грозного в романе Алексея Толстого и сопоставить его с историческим образом русского царя. Подобная работа позволяет определить отношение к исторической личности и художественному образу, активизирует исследовательскую, аналитическую работу учащихся, повышает их творческий потенциал.
-
Нестандартный урок литературы по теме "Мир наших увлечений" (творческая встреча с поэтом на уроке) 2010
Урок прививает любовь к художественному слову, выразительному чтению. Знакомит с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции – И.С. Федотовой-Вахрушевой, пробуждает желание к творчеству, к активной жизненной позиции.
-
Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Представленный автором урок – основной для анализа произведения. Взяты те эпизоды, которые стали опорными при выяснении развития действия, основного конфликта. В них рассмотрены персонажи во взаимоотношениях с окружающими людьми, выяснены мотивировки поступков. Ученики написали тексты выступлений от имени персонажей и представили сценический образ.