Модельный урок по литературе на тему: "Истинные волхвы"

Разделы: Литература


(урок разработан по рассказу О. Генри «Дары волхвов» на основе текста учебника для 7 класса «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. Москва. «Дрофа» 2005 год в технологии критического мышления. Сам по себе урок ничего нового в себе не несет, но технология РКМ помогает взглянуть на произведение через детское восприятие и перейти к осмыслению произведения поэтапно. Урок проходит в атмосфере заинтересованности каждого учащегося, так как ученики хотят найти подтверждение своим догадкам или догадкам товарищей. Анализ произведения не вызывает затруднений, так как ученики подготовлены к его восприятию.)

Цель урока: развивать навыки вдумчивого чтения, анализировать произведение, опираясь на свой опыт, развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающая задача: учить выслушивать мнения друг друга, проявляя доброжелательность, терпимость к мнению окружающих, формировать культуру общения.

Используемые приемы прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, творческая работа.

Оборудование урока: портрет О. Генри, репродукции библейских сюжетов «Поклонение волхвов» Джотто, Рубенс и др.

Ход урока

На стадии вызова обращаемся к личному опыту учащихся, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения. Сегодня нам предстоит познакомиться с произведением О. Генри «Дары волхвов».

Читали ли вы произведения О. Генри? (Чаще нет. В лучшем случае некоторые видели фильм по его произведениям.)

Краткий рассказ об авторе, подготовленный учеником (материал взят из интернета).

Личность американского писателя Уильяма Сидни Портера, ставшего известным миру писателем под именем О. Генри, как и его судьба, необычна и, по словам исследователей его творчества, могла бы стать «предметом увлекательного повествования». «Была единственная большая любовь, оборвавшаяся рано и трагически, было бегство от суда, нелегальное существование на чужбине под чужим именем, затем суд, каторжная тюрьма, а после освобождения – невиданная писательская слава и популярность…»

Именно эти загадки вынудили писателя скрывать подробности биографии, уклоняться от интервью. Он не разрешал печатать свои портреты, не любил показываться на людях. Многие современники О.Генри увидели его впервые лишь на отпевании в церкви. Личность писателя была овеяна легендами, небылицами, таинственностью. Но сейчас конечно нам известны многие факты из его жизни. В три года он лишился матери, был взят под опеку теткой. Рано начал думать о собственном заработке. Он самостоятельно изучил французский, испанский и немецкий языки. Он становится владельцем и издателем юмористического еженедельника, затем, при обнаружившейся растрате в банке, скрывается, тайно переписывается с родными. Слава и известность осветили его жизнь, но прожил он недолго, умер сорока восьми лет.

Первые его рассказы появились еще в Техасе. Сохранился ряд новелл, написанных в тюрьме («Санаторий на ранчо», «Сделка», «Без вымысла» и др. С 1905 года его произведения стали появляться и в нашей стране.

Обратимся к названию рассказа (Прием мозговая атака).

Как вы понимаете название рассказа? Кто такие волхвы? (Волхвы – это мудрецы, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Волхвы – это ученые мужи, которые владели знаниями о силе природы. Они наблюдали звезды. Были астрологами.)

Спасибо. Скажите, а те дары, которые они принесли в дар младенцу, что-то означали? (Золото ему принесли как царю (в виде дани), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужениях), а смирну, как человеку, которому предстоит умереть (потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (Ребята высказывают различные предположения, но все они сводятся к тому, что речь будет о дарах волхвов, о рождественском празднике).

Начинаем читать текст, разделив его на фрагменты. Оставшийся текст будем закрывать.

Учитель читает первый фрагмент до слов: «А это право же очень мило».

Делаем остановку в чтении текста. Проводим беседу по его восприятию.

Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? (Нет).

Кто герои этого произведения?

В какой обстановке живут герои?

Как вы понимаете слова: «В обстановке не то, что бы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность»? (Ответы детей).

Какое настроение у Деллы?

Что произойдет дальше? (Внимательно выслушиваем ответы учащихся, не критикуя, не пересказывая по-своему, не давая оценок, все ответы обобщает учитель).

Читаем второй отрывок. (От слов: «Дела кончила плакать… и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу»).

Какое значение в данном отрывке имеет цвет? (Серый цвет передает настроение Деллы. Блестящие оттенки передают красоту волос Деллы).

Какими сокровищами обладала семья Юнг? (Сокровища семьи – это часы Джима и волосы Деллы).

Как О. Генри обыгрывает библейские образы? (Он вводит образы волхвов и образ царицы Савской и царя Соломона).

В каком ключе даны ветхозаветные образы? (Писатель показывает их в юмористическом ключе).

Как вы думаете, что же произойдет дальше?

Читаем третий отрывок.

(От слов: «Вывеска у которой она остановилась…» до «– Господи сделай так, чтобы я ему понравилась»).

– Как бы вы поступили на месте Деллы?

– Случаен ли поступок Деллы? (Нет поступок Деллы не случаен, она любит Джима).

– Будет ли Джим рад такому подарку? (Конечно Джим будет рад подарку, потому что у него одна ценная вещь часы и теперь будет цепочка к ним).

Читаем дальше. Посмотрим, как сложатся события.

Четвертая остановка.

– Ожидали вы такую развязку? (Нет).

– А какую развязку вы ожидали? (Учащиеся высказывают свои мысли).

Мы видим, что действие рассказа происходит под рождество.

Назовите особенности святочного рассказа.

  • должен быть хотя бы немного фантастичным;
  • иметь какую-нибудь мораль;
  • должен иметь веселый или счастливый конец.

Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»?

Почему?

Перечитаем конец рассказа: «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду, они и есть волхвы».

Стадия устной рефлексии.

Что дает право автору сказать так о своих героях?

– Чистая любовь как истинная мудрость. Герои любят друг друга чистой любовью. Из чувства любви они отдали самое лучшее, что у них было, чтобы приобрести то лучшее, чего достоин каждый из них. Поэтому автор и говорит, что они волхвы.

После подробного обсуждения ребятам предлагается письменная работа. Разнообразие тем позволяет выбрать каждому ученику приемлемую для себя тему.

Темы:

  • «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»
  • «Напрасна или оправдана была жертва героев?»
  • «Лучший подарок в моей жизни».

Эссе по впечатлениям от рассказа.

На дом учащиеся получили задание отредактировать свои работы. А тем, кто заинтересовался творчеством писателя, было предложено прочитать другие рассказы автора.

Работы ребят были самые разные. Приведем некоторые фрагменты из работ, написанных после обсуждения.

Эссе по впечатлениям от рассказа:

…Рассказ произвел на меня сильное впечатление, я и предположить не мог, о чем пойдет речь в нем. Мне понравились герои рассказа. Я бы тоже хотел, чтобы обо мне кто-нибудь позаботился и подарил то, в чем я бы нуждался. А я со своей стороны оценил бы этот поступок.

…Джим молодец, он быстро пришел в себя и подошел к вопросу по-философски. Они мудрые люди и стоят друг друга. Конечно, они и есть истинные волхвы.

…Классный рассказ, я обязательно почитаю и другие работы О. Генри.