Цели:
- Продолжить путешествие № 4 в Москву начала 19 века.
- Повторить изученное о басне и баснописце и.А.Крылове.
- Выявить характерные особенности басенного жанра, соотнесение морали басен с русскими пословицами.
- Инсценировать и выразительно читать басни И.А.Крылова, так чтобы дети поняли, какие человеческие пороки высмеивает баснописец.
Оборудование:
- книжная выставка (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Михалкова),
- портрет И.А.Крылова,
- маски зверей,
- этикетки,
- записи на доске,
- диск «Басни Эзопа и Крылова»,
- компьютер,
- грамзапись басен Крылова,
- аудиокассета,
- детские иллюстрации басен.
Ход урока
Что делаю |
Как делаю |
Примечания |
I. Орг. момент | 1. Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять, Чтоб литераторами стать. 2. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке. |
|
Постановка темы и целей урока | - В какой век мы совершили путешествие на прошлом уроке? - Что мы там посетили? - Кого повстречали в книжной лавке? - Как вы думаете, ребята, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? С какими произведениями мы будем знакомиться. |
|
УЦ Дети: Учитель: |
- Мы сегодня будем говорить об И.А.Крылове и познакомимся с его баснями. - Посмотрите портрет И.А. Крылова и прочитайте стихи посвященные ему.
|
|
II. Повторение изученного о басне и баснописце Крылове.
Учитель: |
- Вспомните и постарайтесь рассказать нам то, что узнали из учебника и моего рассказа о Крылове. (Ответы детей) - Иван Андреевич Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. 1) Кто обычно является героями басен? 2) Какие недостатки высмеиваются в баснях? 3) Как вы думаете, случайно ли вводит Крылов в действие басен комические эпизоды? 4) Как вы думаете, басни были написаны автором для детей? 5) А что делает их понятными детям? - Давайте выделим из всего того, что вы сейчас назвали, характерные для басенного жанра особенности. |
|
Вывод на доске | - Басня – короткий рассказ с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их. - Встречались ли мы с вами в нашем учебнике с баснями раньше? |
Урок Эзоп 2 стр. |
III. Совершим небольшую экскурсию в историю жанра. | - Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы? Эзопа вы назвали верно. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им, они стали понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. - Кстати, кто чаще всего герои басен? - Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена? Это французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Герои его басен – звери. Но под личностью Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные. Одну из басен Лафонтена «Волк и ягненок» мы знаем также благодаря переводу И.А. Крылова. Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас. Эзоп, Др. Греция – Лафонтен, Франция, 17 век – Крылов, Россия, 19 век. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков. |
Урок Эзоп 1 стр.
Показ книги с баснями Эзопа.
Показ книги с баснями Лафонтена. Запись на доске. Показ книги с баснями Михалкова. |
Физ. минутка. | «Танец маленьких утят» (Смотрим на круг). | Кассета. |
IV. Работа над басней «Слон и Моська». А) Задание Б) Беседа по содержанию |
- Возьми в руки книгу басен Крылова. В ней очень много басен, пролистайте ее. - Сейчас мы будем работать над басней Крылова «Слон и Моська». - Прослушайте грамзапись басни и постарайтесь увидеть все характерные для жанра басни черты.
|
Грамзапись басни. Иллюстрация к басне Стр. 64 |
В) Чтение по ролям V Работа над басней «Квартет» А) Задание Б) Беседа |
Сначала про себя, а потом два раза вслух. Чтение басни учителем. - Определите, в каких строках заключена мораль басни.
|
Стр. 86, иллюстрация |
В) Инсценирование басни «Квартет» VI. Вывод. Мораль басен И.А. Крылова. |
- Какие человеческие пороки т.е. серьезные недостатки высмеивает баснописец в своих баснях? Наличие морали в конце характерно для басен Крылова (зачитываю под иллюстрациями) Но есть ли в них назидательность, поучительность, свойственная произведениям детской литературы 18 века? Действительно она скрыта. Для басни характерно иносказание (аллегория). Язык басни – это язык усмешки, намека. Неслучайно художественная речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии, называют Эзоповским языком (Почему Эзоповским?) |
Назидательность почти не ощущается. |
VII. Соотнесение морали басен с русскими народными пословицами. Пословицы |
На доске написаны пословицы. Это народная мудрость, призванная учить и воспитывать. Прочитайте и проберите к басням Крылова, которые мы читали, пословицы и объясните, почему вы так считаете. 1. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Не смелого собака лает, а труса кусает. 4. Трус и таракана считает за великана. 5. Собака лает – ветер носит. 6. Трутни горазды на плутни. |
|
VIII. Рефлексия
|
- Что нового узнали на уроке? - Каковы особенности басни? - Кто является прародителем этого жанра? - Развивается ли этот жанр в современной литературе? - Вам интересно было на уроке? - Чем запомнился вам этот урок? |
|
IX. Д/з |
Самостоятельно прочитать другие басни Крылова из книги, выучить одну из них и нарисовать иллюстрацию к ней. Оценки за работу на уроке. |
|