Использование метода проектов на уроке литературы по теме «Раскрытие характеров героев повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" под влиянием "благих намерений"»

Разделы: Литература


Цели:

  • Создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
  • Научить ребят самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы на основе полученных ранее знаний, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Оформление: Выставка книг различных изданий повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”; портрет писателя; на доске – иллюстрации к повести (с ними работали на предыдущих уроках), проблемные вопросы; место для результатов проектной работы; разъяснения с обозначениями цветов.

План урока:

  1. Постановка целей и задач урока при помощи проблемных вопросов.
  2. Подготовка учащихся к представлению проектной работы по данному заранее плану.
  3. Представление результатов проектирования каждой группой.
  4. Анализ выполнения проектов. Оценка результатов.

Приложение 1

Ход урока

1. Слово учителя:
Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы подробно изучили с вами повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и пришли к выводу, что главное для автора – это не просто показать конкретные исторические события в их развитии, а представить то, как меняются судьбы людей, их характеры под влиянием этих исторических событий. Поэтому тема урока звучит так: “Раскрытие характеров героев повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” под влиянием “благих потрясений”. Вы работали в группах по заданному плану, раскрывая образы центральных персонажей произведения: Петра Гринева, Маши Мироновой, Емельяна Пугачева и Швабрина.

В этом произведении перед каждым героем стоит проблема нравственного выбора, поэтому, характеризуя своего персонажа, вы должны ответить на главный вопрос: “Как он решает проблему нравственного выбора?”. Ведь эпиграфом к произведению Пушкин взял слова, хранящие в себе народную мудрость – “Береги честь смолоду”. На доске помещены иллюстрации к произведению, которые еще раз напомнят вам о наиболее важных моментах повести. Помимо проектных групп у нас есть еще группа экспертов, которые всех выслушают и постараются объективно оценить вашу работу /членами экспертной группы являются учащиеся, проявляющие способности по предмету; наличие экспертной группы необязательно, ее функции может выполнять учитель/.

2. А сейчас 3–4 минуты на короткое обсуждение выступлений в группах, а затем представление проектов.

План работы каждой группы

  1. Характеристика героя.
  2. Как изменяется характер, поведение героя в ситуации нравственного выбора.
  3. Выбрав самый яркий эпизод в произведении, характеризующий вашего героя, подготовьте его выразительное чтение.
  4. Нарисуйте вашего героя, используя те цвета, которые отражают его сущность.
  5. Представьте план сочинения о вашем герое, дайте его название.

3. Представление результатов проектирования каждой группой. (5–7 минут)

4. Анализ выполнения проектов.

– Группы оценивают работу и результат друг друга по заданным критериям:

а) Активность каждого участника проекта в соответствии с индивидуальными особенностями.
б) Коллективный характер принятия решений.
в) Доказательность принимаемых решений, умение делать выводы и верные заключения.
г) Эстетика оформления результатов проекта.
д) Умение отвечать на вопросы, точность, логичность, краткость.

– Эксперты (если они есть) дают свою оценку общей работе в группе и результатов каждого, высказывают свое мнение об уроке: что получилось, а где были трудности.

Учитель подводит итог урока, кратко высказывая мнение о проектах, результативности урока в целом. (до 7–8 минут).

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: подготовка к сочинению по произведению А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.