Цели:
- Создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
- Научить ребят самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы на основе полученных ранее знаний, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Оформление: Выставка книг различных изданий повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”; портрет писателя; на доске – иллюстрации к повести (с ними работали на предыдущих уроках), проблемные вопросы; место для результатов проектной работы; разъяснения с обозначениями цветов.
План урока:
- Постановка целей и задач урока при помощи проблемных вопросов.
- Подготовка учащихся к представлению проектной работы по данному заранее плану.
- Представление результатов проектирования каждой группой.
- Анализ выполнения проектов. Оценка результатов.
Ход урока
1. Слово учителя:
Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы подробно
изучили с вами повесть А.С. Пушкина “Капитанская
дочка” и пришли к выводу, что главное для автора
– это не просто показать конкретные
исторические события в их развитии, а
представить то, как меняются судьбы людей, их
характеры под влиянием этих исторических
событий. Поэтому тема урока звучит так:
“Раскрытие характеров героев повести А.С.
Пушкина “Капитанская дочка” под влиянием
“благих потрясений”. Вы работали в группах по
заданному плану, раскрывая образы центральных
персонажей произведения: Петра Гринева, Маши
Мироновой, Емельяна Пугачева и Швабрина.
В этом произведении перед каждым героем стоит проблема нравственного выбора, поэтому, характеризуя своего персонажа, вы должны ответить на главный вопрос: “Как он решает проблему нравственного выбора?”. Ведь эпиграфом к произведению Пушкин взял слова, хранящие в себе народную мудрость – “Береги честь смолоду”. На доске помещены иллюстрации к произведению, которые еще раз напомнят вам о наиболее важных моментах повести. Помимо проектных групп у нас есть еще группа экспертов, которые всех выслушают и постараются объективно оценить вашу работу /членами экспертной группы являются учащиеся, проявляющие способности по предмету; наличие экспертной группы необязательно, ее функции может выполнять учитель/.
2. А сейчас 3–4 минуты на короткое обсуждение выступлений в группах, а затем представление проектов.
План работы каждой группы
- Характеристика героя.
- Как изменяется характер, поведение героя в ситуации нравственного выбора.
- Выбрав самый яркий эпизод в произведении, характеризующий вашего героя, подготовьте его выразительное чтение.
- Нарисуйте вашего героя, используя те цвета, которые отражают его сущность.
- Представьте план сочинения о вашем герое, дайте его название.
3. Представление результатов проектирования каждой группой. (5–7 минут)
4. Анализ выполнения проектов.
– Группы оценивают работу и результат друг друга по заданным критериям:
а) Активность каждого участника проекта в соответствии с индивидуальными особенностями.
б) Коллективный характер принятия решений.
в) Доказательность принимаемых решений, умение делать выводы и верные заключения.
г) Эстетика оформления результатов проекта.
д) Умение отвечать на вопросы, точность, логичность, краткость.
– Эксперты (если они есть) дают свою оценку общей работе в группе и результатов каждого, высказывают свое мнение об уроке: что получилось, а где были трудности.
Учитель подводит итог урока, кратко высказывая мнение о проектах, результативности урока в целом. (до 7–8 минут).
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: подготовка к сочинению по произведению А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.