Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"

Разделы: Литература


Данный урок проводится в конце второй четверти при изучении раздела «Поэтическая тетрадь 2». Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Этот урок не только побуждает к тому, чтобы задуматься над законами высшей взаимосвязи факторов, явлений, частей единого целого. Данный урок направлен на постижение детьми общечеловеческих ценностей таких как: добро и зло, любовь и красота, радость и вдохновенье. На уроке основное внимание уделяется выразительному чтению стихотворения, обогащается лексический запас слов, развивается умение определять главную мысль, делать выводы.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.
  2. Познакомить со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги...»
  3. Учить выразительно читать, анализировать, выделять главную мысль, озаглавливать .
  4. Прививать любовь к поэзии.
  5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе ,к окружающему нас миру.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • портрет И.А.Бунина;
  • фотографии поэта;
  • фотографии оленей;
  • презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаем всем удач
За работу,в добрый час.

2. Речевая разминка.

- Над чем мы работали на предыдущих уроках чтения? (Над поэзией 19-20веков)

- Чему учитесь на уроках поэзии?

- Стихотворения каких поэтов понравились больше всего? Почему?

- Чей портрет видите на доске? (И.А.Бунина)

-Прочитайте на доске слова И.А.Бунина. «Мир везде исполнен красоты...»

- Понравились ли они вам? Чем?

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.

- Прочитайте

  • с повествовательной интонацией,
  • с вопросительной интонацией,
  • с восклицательной интонацией.

- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.

3. Проверка домашнего задания.

- А сейчас порадуйте друг друга выразительным чтением стихотворения «Детство».

(Читают наизусть 2-3 учащихся)

Вопросы после чтения:

- Что чувствовал и ощущал поэт, когда бродил по «солнечным палатам»?

- Почему поэту было важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?

- Были ли у тебя моменты ,память о которых ты бы хотел сохранить?

Рассмотр детских рисунков.

(На доске рисунки детей)

- Посмотрите, как свои впечатления от прочитанного стихотворения ребята передали в рисунках.

- Молодцы! Меня порадовало ваше выразительное чтение, внимание к языку произведения и ощущения, которые показали, что вы неравнодушны к поэзии. А это очень важно: быть чутким, отзывчивым, любящим природу и начинается все это в детстве.

Послушайте, как об этом сказала поэтесса Людмила Ишутинова.

(Чтение стихотворения учителем)

Ты слышал?
Как в тиши лесной
вдруг просыпается заря,
ручей рождается весной,
вздыхает после грез земля?
Ты слышал?
Слушай!
Не спугни,
Ведь тает на губах роса,
и гаснут светлячков огни,
и исчезают голоса...

- Чем схожи строки, которые я сейчас прочитала и стихотворение И.А.Бунина «Детство»?

- Вы хотите познакомиться с другими стихотворениями И.А.Бунина?

4. Сообщение темы и цели урока,

- Сейчас мы перелистаем еще одну страницу «Поэтической тетради 2».И продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, с его стихотворением « Густой зеленый ельник у дороги...»

Презентация. Слайд 1.

- Как вы думаете, о чем или о ком это стихотворение? (Высказывания учеников)

- Оправдались ли ваши предположения, мы узнаем попозже.

Начитывание трудных слов.

- А сейчас прочитаем трудные слова, которые встретятся в стихотворении. (Слова на доске)

  • тон/ко/но/гий
  • от/ки/нув
  • на/топ/тав
  • раз/ме/рен/ный
  • о/сы/па/лось
  • ос/ти/нок
  • в стре/ми/тель/нос/ти
  • ра/дост/но

Чтение стихотворения детьми.

- Сейчас прочитайте стихотворение вполголоса.

- Теперь прочитаем вслух.

(Читают 2 ученика)

- Какие чувства у вас возникли при чтении?

- Оправдались ли ваши предположения о чем (о ком) это стихотворение?

- Какие незнакомые слова встретились?

ОСТИНОК - от слова «ость» - длинный жесткий волос в шерсти животного, тонкий длинный отросток на колоске у злаков.

- Что произошло в зеленом ельнике?

- Что за красоту уносил олень от смерти?

-Опиши оленя.

(Устная опись оленя)

- Олени бывают разных видов: благородный олень, северный олень, пятнистый олень; олени, которых выращивают специально, олени, которые живут самостоятельно.

Презентация. Слайд 2,3.

- Похож ли олень, о котором описывается в стихотворении с этими оленями?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

Физкультминутка.

Работа в парах.

- Для того, чтобы научиться читать стихотворение выразительно, расставьте самостоятельно паузы.

- Проверьте.

Презентация. Слайд 4,5.

- А сейчас прочитайте стихотворение, соблюдая все знаки выразительности.

(Самостоятельное чтение детьми.)

-С одинаковой ли интонацией нужно читать все строфы стихотворения?

(1,2-спокойно, размеренно, 3,4-быстрее, с тревогой.)

-А сейчас послушайте, как я прочитаю это стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.

- Чему учит это стихотворение?

- А теперь вернемся к словам И.А.Бунина ,которые написаны на доске. Прочитайте их еще раз.

- Как вы думаете, относятся ли эти строки к тому, что мы сейчас прочитали? Объясните.

- Каким вы себе представляете поэта, пишущего такие проникновенные стихи?

Сведения о писателе.

- Сейчас Кристина и Арслан познакомят нас с жизнью поэта, который так красиво умел описать то, что обычно происходит в природе. (Сообщение учащихся)

Презентация. Слайд 6,7

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в г. Воронеж. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца. Он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень. В 10 лет И. А. Бунин поступил в Елецкую гимназия. Здесь он начал писать стихи и писал их до конца жизни.

Большинство стихотворений И. А. Бунина адресовано взрослому читателю, но есть и также, которые он писал про детей. Поэзия Бунина привлекает своей удивительной точностью.В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и мухыку родного слова.

5. Итог урока.

-Наш урок подходит к концу. Выскажите свои впечатления от урока закончив предложения.

(Детям раздаются карточки для блиц-опроса).