Данный урок проводится в конце второй четверти при изучении раздела «Поэтическая тетрадь 2». Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Этот урок не только побуждает к тому, чтобы задуматься над законами высшей взаимосвязи факторов, явлений, частей единого целого. Данный урок направлен на постижение детьми общечеловеческих ценностей таких как: добро и зло, любовь и красота, радость и вдохновенье. На уроке основное внимание уделяется выразительному чтению стихотворения, обогащается лексический запас слов, развивается умение определять главную мысль, делать выводы.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.
- Познакомить со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги...»
- Учить выразительно читать, анализировать, выделять главную мысль, озаглавливать .
- Прививать любовь к поэзии.
- Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе ,к окружающему нас миру.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет И.А.Бунина;
- фотографии поэта;
- фотографии оленей;
- презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаем всем удач
За работу,в добрый час.
2. Речевая разминка.
- Над чем мы работали на предыдущих уроках чтения? (Над поэзией 19-20веков)
- Чему учитесь на уроках поэзии?
- Стихотворения каких поэтов понравились больше всего? Почему?
- Чей портрет видите на доске? (И.А.Бунина)
-Прочитайте на доске слова И.А.Бунина. «Мир везде исполнен красоты...»
- Понравились ли они вам? Чем?
- Как вы их понимаете?
- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.
- Прочитайте
- с повествовательной интонацией,
- с вопросительной интонацией,
- с восклицательной интонацией.
- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.
3. Проверка домашнего задания.
- А сейчас порадуйте друг друга выразительным чтением стихотворения «Детство».
(Читают наизусть 2-3 учащихся)
Вопросы после чтения:
- Что чувствовал и ощущал поэт, когда бродил по «солнечным палатам»?
- Почему поэту было важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
- Были ли у тебя моменты ,память о которых ты бы хотел сохранить?
Рассмотр детских рисунков.
(На доске рисунки детей)
- Посмотрите, как свои впечатления от прочитанного стихотворения ребята передали в рисунках.
- Молодцы! Меня порадовало ваше выразительное чтение, внимание к языку произведения и ощущения, которые показали, что вы неравнодушны к поэзии. А это очень важно: быть чутким, отзывчивым, любящим природу и начинается все это в детстве.
Послушайте, как об этом сказала поэтесса Людмила Ишутинова.
(Чтение стихотворения учителем)
Ты слышал?
Как в тиши лесной
вдруг просыпается заря,
ручей рождается весной,
вздыхает после грез земля?
Ты слышал?
Слушай!
Не спугни,
Ведь тает на губах роса,
и гаснут светлячков огни,
и исчезают голоса...
- Чем схожи строки, которые я сейчас прочитала и стихотворение И.А.Бунина «Детство»?
- Вы хотите познакомиться с другими стихотворениями И.А.Бунина?
4. Сообщение темы и цели урока,
- Сейчас мы перелистаем еще одну страницу «Поэтической тетради 2».И продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, с его стихотворением « Густой зеленый ельник у дороги...»
Презентация. Слайд 1.
- Как вы думаете, о чем или о ком это стихотворение? (Высказывания учеников)
- Оправдались ли ваши предположения, мы узнаем попозже.
Начитывание трудных слов.
- А сейчас прочитаем трудные слова, которые встретятся в стихотворении. (Слова на доске)
- тон/ко/но/гий
- от/ки/нув
- на/топ/тав
- раз/ме/рен/ный
- о/сы/па/лось
- ос/ти/нок
- в стре/ми/тель/нос/ти
- ра/дост/но
Чтение стихотворения детьми.
- Сейчас прочитайте стихотворение вполголоса.
- Теперь прочитаем вслух.
(Читают 2 ученика)
- Какие чувства у вас возникли при чтении?
- Оправдались ли ваши предположения о чем (о ком) это стихотворение?
- Какие незнакомые слова встретились?
ОСТИНОК - от слова «ость» - длинный жесткий волос в шерсти животного, тонкий длинный отросток на колоске у злаков.
- Что произошло в зеленом ельнике?
- Что за красоту уносил олень от смерти?
-Опиши оленя.
(Устная опись оленя)
- Олени бывают разных видов: благородный олень, северный олень, пятнистый олень; олени, которых выращивают специально, олени, которые живут самостоятельно.
Презентация. Слайд 2,3.
- Похож ли олень, о котором описывается в стихотворении с этими оленями?
- Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Физкультминутка.
Работа в парах.
- Для того, чтобы научиться читать стихотворение выразительно, расставьте самостоятельно паузы.
- Проверьте.
Презентация. Слайд 4,5.
- А сейчас прочитайте стихотворение, соблюдая все знаки выразительности.
(Самостоятельное чтение детьми.)
-С одинаковой ли интонацией нужно читать все строфы стихотворения?
(1,2-спокойно, размеренно, 3,4-быстрее, с тревогой.)
-А сейчас послушайте, как я прочитаю это стихотворение.
Чтение стихотворения учителем.
- Чему учит это стихотворение?
- А теперь вернемся к словам И.А.Бунина ,которые написаны на доске. Прочитайте их еще раз.
- Как вы думаете, относятся ли эти строки к тому, что мы сейчас прочитали? Объясните.
- Каким вы себе представляете поэта, пишущего такие проникновенные стихи?
Сведения о писателе.
- Сейчас Кристина и Арслан познакомят нас с жизнью поэта, который так красиво умел описать то, что обычно происходит в природе. (Сообщение учащихся)
Презентация. Слайд 6,7
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в г. Воронеж. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца. Он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень. В 10 лет И. А. Бунин поступил в Елецкую гимназия. Здесь он начал писать стихи и писал их до конца жизни.
Большинство стихотворений И. А. Бунина адресовано взрослому читателю, но есть и также, которые он писал про детей. Поэзия Бунина привлекает своей удивительной точностью.В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и мухыку родного слова.
5. Итог урока.
-Наш урок подходит к концу. Выскажите свои впечатления от урока закончив предложения.
(Детям раздаются карточки для блиц-опроса).