Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историко-философский смысл произведения.
Цели:
- Познакомить с разными трактовками романа;
- Выявить философский смысл;
- Сформировать свое отношение к поднятым проблемам.
Вступительное слово.
Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев, о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы.
- Для чего приходит в этот мир человек?
- В чем смысл его жизни?
Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях.
Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе.
Презентация (Приложение 1).
Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради.
(Слайд 4) высказывание М.М. Пришвина.
“Никакая положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.
- С мнением какого критика вы согласны?
- Почему?
- Самостоятельная работа с учебником.
- Выписать высказывания Писарева (Слайд 5).
“Обломов олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщина. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе”.
Обобщаем:
Н.А.Добролюбов
(революционер-демократ) назвал “лень и апатию
заглавного героя единственной пружиной действия
во всей его истории”. Объяснил наличие подобных
людей “влиянием крепостного права”.
- Лень;
- Умственная апатия;
- Отрицание карьеры, светской суеты;
- Запрос на высшую ценность.
А ваше мнение?
Итог урока.
Вернемся к главному философскому вопросу. Как отвечает на него наш современник?
Для чего приходит в этот мир человек?
Урок-практикум
Русский язык
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Задание с развернутым ответом (на критическом материале урока литературы).
Цели:
- Формировать умения воспринимать и понимать первичный текст (проблема, комментарий, авторская позиция);
- Развивать умение логично и последовательно строить свое высказывание;
- Совершенствовать речевые умения.
Презентация (Приложение 2)
Работа с критериями оценки. Слайд № 2, 3, 4, 5
Чтение и комментирование К-1, К-2, К-3 (у каждого ученика на парте).
Слайд №:6
- Что такое проблема?
Слайд № 7
Работа с текстом (из статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?”)
“…Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.
Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага: я не сомневаюсь, что он Обломов.
Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали – я думаю, что все это пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей… в течение многих лет рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я чувствую, что перенесен в старую Обломовку…
Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово…”.
- Определить основную проблему(Слайд 9).
- Прокомментировать (Слайд 10).
- Определить позицию автора (Слайд 11).
- Составление логографа (Слайд 12).
Домашнее задание: сформулировать свой тезис по проблеме, привести 2 аргумента.
Использованная литература:
- Гончаров И.А. Роман “Обломов”
- Долинина Т.А. “Алгоритм написания сочинения”. Екатеринбург. 2008
- Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Москва “ВАКО”.2004
- Ионина Г.Н.Русская литература XIX века. 10 класс.Москва. Мнемозина.2001
- Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов 10 класс. Москва “Просвещение” 1993