Цели:
- дать учащимся представление о сочинении-интервью;
- совершенствовать навыки создания собственных текстов;
- развивать творческие способности школьников.
Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.
Ход урока.
1. Актуализация прежних знаний.
Слово учителя.
Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?
Ученик.
Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.
В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).
Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:
- подготовиться с литературой по проблеме;
- проконсультироваться у специалистов в этой области;
- составить предварительный перечень вопросов;
- определить, в каком виде желательно написать интервью.
2. Формирование новых понятий и способов действия.
Учитель.
Познакомимся с видами интервью.
Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.
Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.
Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.
Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.
Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.
Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.
Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:
- сообщить об очередных задачах;
- рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
- информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
- разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
- узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.
Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.
Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?
Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.
Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)
Интервью с росинкой.
- Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?
- Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.
- Почему ты так мало живёшь?
- Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.
- А когда можно с тобой ещё встретиться?
- Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.
- Чем я тебе приглянулся?
- Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.
Интервью с радугой.
- Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?
- Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.
- Почему ты такая красивая?
- У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.
- Почему тебя называют ещё радугой-дугой?
- Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.
- Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.
- Я буду ждать тебя. До встречи.
3. Формирование умений и навыков.
Учитель.
- Как строить беседу?
Ученики отвечают.
- Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.
- О чем его нужно спросить? О чем нельзя?
- Каким временем для беседы он располагает?
- Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.
- Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.
- Вопрос должен быть корректным.
- Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.
Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.
(Учитель читает и комментирует).
Правила построения беседы.
Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.
1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.
2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.
3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.
4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.
5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.
6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.
Учитель.
- О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?
Ребята отвечают.
Учитель.
- Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.
4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.
Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.
На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.
ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.
“Мне вечность - родственна”,— говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он — истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...
Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.
Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?
Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, — это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.
Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?
Белый. Да, разумеется! Он с детства
пытался привить мне любовь к точным наукам:
математике, химии, истории. Именно он и
повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Вы учились весьма неплохо. Ведь
на Вас подавали большие надежды как на
учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно,
закончил неплохо. После начал научную
деятельность, но вскоре я понял, что моё
призвание – литература.
Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?
Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” — “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.
Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?
Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.
Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?
Белый. Если смогу, обязательно отвечу.
Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.
Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.
Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?
Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...
Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?
Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”
Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?
Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.
Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?
Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.
Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.
Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.
Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.
Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!
Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.
Белый. Слушаю...
Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.
Белый.
Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, —
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.
Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.
Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” — говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!
“Русский вестник” 11 января 1934 года