Литературный очерк "Человек с ясной душой"

Разделы: Литература


Солнце поднялось в зенит, короткие тени тополей не спасали от жары, а городской асфальт, казалось, дышал раскаленными углями. В глубине двора одного из домов в центральной части нашего города живет замечательный человек, имя которого знают все белогорцы, Мария Иосифовна Лисицына. Она со свойственными ей скромностью и достоинством носит одно из самых почетных и высоких званий – звание Героя Социалистического труда. Человек больших знаний, доброты, сердечности и любви к людям, всю свою сознательную жизнь она посвятила школе.

– Никогда я не выделяла тех, кто был лучшим учеником, достиг каких-то вершин. Поймите, мой ученик, идущий с работы домой слегка подвыпивший, так же мне дорог, как и дослужившийся до генерала отличник. Никогда не делила детей на способных и неспособных, на хороших и плохих. Они все были моими детьми.

Они были ее детьми… Приходили в класс не умеющими писать и читать, даже держать ручку. Мария Иосифовна встречала их на пороге школы и в положенное время провожала во взрослую жизнь. Жизненный путь Марии Иосифовны примечателен, интересен и поучителен.

…Широко раскинулись донские степи. Где-то среди них затерялся хутор Голубинка, родина М.И. Лисицыной. Мама, Евдокия Абрамовна, работала в огородной бригаде, отец – Иосиф Лукьянович – счетоводом. Была еще сестра Ульяна, с которой маленькая Маша ходила работать на колхозные поля. Она была лучшим поливальщиком, ходила между грядок, открывала и закрывала узенькие русла. Потом были школа, педучилище.

Самым ближним городом к ее селу был город Шахты, где в то время находились всего три учебных заведения: медицинское, горное и педагогическое. Педагогическое училище, возможно, соблазнило ее тем, что носило имя А. С. Пушкина. Для человека, влюбленного в литературу, учится в училище имени Пушкина – было огромное счастье. А едва было окончено это учебное заведение, как сюда наведался представитель, вербующий людей на Дальний Восток.

– Край удивительный, – говорил он. – Но там мало школ, мало учителей. А людям нужно давать знания.

… Отец ей сказал: "Не поедешь!
Не ближние это края!"
Мария перечить не стала:
В душе была дума своя…
Собрав небольшой узелочек,
Решилась из дома бежать.
И папа, смирившись с мечтою,
Марии не стал возражать.

И вот по распределению государственной комиссии она с четырьмя своими подругами едет на такой далекий, пугающий своей неизвестностью, Дальний Восток, в село Павловка. Конечно же, родители не хотели отпускать Марию так далеко. Но какие родители могут удержать молодой задор, романтику. Долго стучал поезд по стыкам рельс, хорошо, что вместе с ней ехала ее подруга по училищу Мария Попова. Вдвоем все же не так печально. Они приехали в Хабаровск, который в тридцатых годах прошлого столетия был центром Амурской области. Здесь получили распределение, и оказалась Мария Иосифовна в Белогорском районе. Впервые девятнадцатилетняя выпускница педагогического техникума перешагнула порог класс как учитель в 1939 году. В школе-семилетке в начальных классах учились переростки – некоторым было по шестнадцать лет. В 1940 году Лисицына окончила Благовещенский учительский институт и стала дипломированной учительницей русского языка и литературы. А потом началась война.

Без отрыва от школы закончила курс медсестер – на фронт призывали и учителей, – и продолжала работать, ждать повестки из военкомата. Нестерпимо жалко было голодных детей, видеть их глаза. На 30 человек полагалось две буханки серого хлеба и немного сахара. Марии Иосифовне нужно было разрезать хлеб так, чтобы никого не обидеть. Дети военных лет работали на колхозных полях, помогали убирать урожай. Во время войны на пшеничном поле в селе Лебяжьем вместе с детьми Мария Иосифовна впервые в жизни училась вязать снопы. В ее жизни было много разного, плохого и хорошего. Она жила обычной жизнью учителя, растила своих детей – у них с мужем родились две дочери и сын. На короткое время уезжала из Белогорска – супруга Марии Иосифовны партия посылала поднимать целину. Через несколько лет семья вернулась в город, и продолжился ее учительский путь. Теперь каждый ее урок отличался насыщенностью, глубиной содержания, умением увлечь ребят. В 1971 году ей было присвоено звание Героя Социалистического труда.

…И слава о лучшей в районе
Среди педагогов пошла.
Лисицыну область признала –
В Москву направленье дала.
На съезде столица встречала
Всех тех, кто умеет гореть,
Кто детям себя посвящает
И с ними не хочет стареть.

Много лет она отдала школе, сейчас уже на заслуженном отдыхе. И всегда рада звонкам и письмам, поклонам и приветам своих учеников, которые через годы пронесли воспоминания о своей любимой учительнице.

Когда ее спрашивают о счастье, она задумывается, вспоминает мужа, которого уже нет рядом, но который постоянно в ее сердце. И все же она считает себя счастливой, потому что ветви большие пошли. Дети не только своих детей заимели, но и внуков, а женская ветвь рода Лисицыных профессию школьного учителя сделала семейной. Дочь и внуки стали преподавателями, работают в белогорских школах. Жизнь продолжается…