Цели (литература):
- анализ страниц дневника Печорина;
- развитие речи;
- развитие образного и логического мышления.
Цели (психология):
- ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
- развитие навыков самоанализа;
- развитие культуры общения.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.
На доске эпиграф:
Я и садовник,
Я и цветок в темнице мира
Я не одинок…
О. Мандельштам
Ход урока
Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”
Учитель:
- Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).
- На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).
Логическая цепочка.
Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.
Психолог:
-Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся)
-Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).
Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:
- темперамент
- характер
- способности
- интеллект
- чувства
Учитель:
- Каков же психологический портрет Печорина?
- темперамент - холерик
- способности – художественно – эстетические
- интеллект - высокий
- чувства – сильные, противоречивые
- характер – сложный
Психолог:
- Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
- Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?
- Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?
Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение.
- А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)
Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.
Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.
Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
Учитель:
Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” - так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?
- Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу.
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
умён |
злопамятен |
справедлив |
скрытен |
честен |
честолюбив |
смел |
насмешлив |
самоотвержен |
эгоистичен |
проницателен |
Психолог:
- Давайте познакомимся со своими характерами.
Психологическое упражнение “Мой характер”
Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.
Задание:
- Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).
- Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).
- Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.
- Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится.
- Запомните ее.
Учитель:
- Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)
Психолог:
Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.
В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды)
Сказка о Деревьях – Характерах.
И. Вачков
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.
У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.
Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?
Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои поступки.
Учитель:
М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака,
Вот и станете вы человеком.
См. презентацию.