Интегрированный урок (литература + психология) "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цели (литература):

  • анализ страниц дневника Печорина;
  • развитие речи;
  • развитие образного и логического мышления.

Цели (психология):

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • развитие навыков самоанализа;
  • развитие культуры общения.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.

На доске эпиграф:

Я и садовник,
Я и цветок в темнице мира
Я не одинок…
О. Мандельштам

Ход урока

Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”

Учитель:

- Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).

- На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).

Логическая цепочка.

Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.

Психолог:

-Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся)

-Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).

Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:

  • темперамент
  • характер
  • способности
  • интеллект
  • чувства

Учитель:

- Каков же психологический портрет Печорина?

  • темперамент - холерик
  • способности – художественно – эстетические
  • интеллект - высокий
  • чувства – сильные, противоречивые
  • характер – сложный

Психолог:

- Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?

- Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?

- Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?

Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение.

- А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)

Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.

Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.

Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

Учитель:

Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” - так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?

- Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу.

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

умён

злопамятен

справедлив

скрытен

честен

честолюбив

смел

насмешлив

самоотвержен

эгоистичен

проницателен

 

Психолог:

- Давайте познакомимся со своими характерами.

Психологическое упражнение “Мой характер”

Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.

Задание:

  • Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).
  • Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).
  • Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.
  • Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится.
  • Запомните ее.

Учитель:

- Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)

Психолог:

Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды)

Сказка о Деревьях – Характерах.

И. Вачков

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.

У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.

Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои поступки.

Учитель:

М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака,
Вот и станете вы человеком.

См. презентацию.