Литература
-
Тема нравственности в рассказе В.П. Астафьева "Шинель без хлястика" 2010
На уроке учащиеся продолжают знакомство с творчеством В.П. Астафьева. В ходе урока формируется представление о композиционном своеобразии произведения, совершенствуются навыки работы в форме чтения-анализа, развивается умение грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.
-
Неделя искусств, посвященная году Гоголя в России 2010
Положение о неделе искусств, посвященной 200-летию Н.В. Гоголя и году Гоголя в России. Описание прохождения.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Обзор творчества" 2010
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с целью расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети», начать сбор материала для создания проекта учащимися, составить конспект в течение урока по биографии писателя.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей личности в курсе литературного краеведения 2010
В докладе освещается работа с новым пластом нашей литературы, в котором утверждаются общечеловеческие ценности. Учитель делится опытом организации работы по одной из тем курса литературного краеведения, акцентируя внимание на том, какие технологии, методы и приёмы, формы контроля использует при этом.
-
Л.Н. Толстой "Война и мир". Изображение в романе войны 1805–1807 годов 2010
На уроке основное внимание уделяется событиям, описываемым в первой и во второй части тома I романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
-
Урок литературы. "Библия. Новый Завет. Рождество Иисуса Христа" 2010
Рассказ о Библии, демонстрация выставки различных изданий Библии. «Новый Завет» о рождении Иисуса Христа. Показ репродукции картины Рембрандта «Святое семейство» и рассказ о ней. Праздник Рождества в России. Театрализованная сценка «Колядование». Легенда о ёлке – символе Рождества. Хоровод детей вокруг ёлки.
-
Интегрированный урок (русская литература + татарская (родная) литература) по теме "Звезда Пушкина, звезда Тукая" 2010
А.С.Пушкин – путеводная звезда для татарского народного поэта Г.Тукая, которому, как и Пушкину в русской поэзии, нет равного в татарской. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений. С Пушкина начинается великий поворот… После Тукая возросли вес и значение национальной и татарской литературы в глазах других народов.
-
Интегрированный урок (русского языка и литературы) в 11-м классе на тему "Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А.С. Пушкин) 2010
Кроме уроков русского языка и литературы, у учителя есть уникальная возможность развивать логическое мышление учащихся, их речь, умение высказывать собственное мнение. Возможность эта представляется в виде уроков словесности. Именно эти уроки помогают в полной мере выявить тот творческий потенциал, который так часто остаётся незамеченным в том или ином ребёнке.
-
Урок-суд с компьютерной поддержкой: "Образ Чичикова" 2010
Урок в форме суда над литературным героем должен повысить интерес к творчеству Н.В. Гоголя, приобщить учащихся к вдумчивому прочтению классической литературы; раскрыть жизненную основу поэмы, помочь учащимся ощутить колорит гоголевской эпохи, глубже постичь характеры персонажей, их речь, привычки, нравы; развивать творческий потенциал учащихся.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе по рассказу Л.Е. Улицкой "Утка" 2010
К сожалению, в старших классах часто сталкиваешься с проблемой нежелания или неумения учащихся говорить по предложенной теме. Устранить причины этого нежелания помогают приёмы технологии критического мышления.
-
Урок-экскурсия по литературе на тему "Героизм и мужество народа в творчестве художников" 2010
Пробуя новые методы проведения занятий, используя компьютерные технологии, я пытаюсь пробудить интерес детей к произведениям о Великой Отечественной войне. Во время подготовки к уроку-экскурсии развиваются умения работать с различными источниками информации. Урок носит интегративный характер, происходит переплетение разных жанров искусства. Главная цель – вызвать у учеников эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие.
-
Урок литературы по произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога" на тему "Сколько же ты вытерпел, русский народ?" 2010
На уроке через анализ художественного текста доказывается, что истинным строителем железной дороги является не граф Клейнмихель, а русский многострадальный народ. В процессе работы дается исторический комментарий.
-
Урок-исследование. "Роль художественной детали в создании образа". По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Исследовательская работа на уроке. Совершенствование навыка аналитического чтения, умения расшифровывать различные приемы создания художественного образа.
-
Проблемное изучение повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) 2010
«Тарас Бульба» – лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности. Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: почему Н.В. Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет" 2010
Урок, основанный на материале художественной литературы (прозы и лирики И.А. Бунина), позволяет эмоционально и эстетически развивать ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного. На уроке активно используются важнейшие методы личностно-ориентированного обучения: проблемный, исследовательский, экспериментальный, игровой, творческий.
-
Потери и победы Герасима (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2010
Данный урок раскрывается на примере истории богатыря Герасима, где дети могут при анализе произведения увидеть, как страшен мир крепостной действительности, и веру автора в будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолевать любые преграды.
-
Экологическая культура в мировоззрении народов Сибири 2010
Урок служит установлению межпредметной связи истории Сибири и литературного наследия Сибири, формированию представлений учащихся о влиянии мировоззрения коренных народов Сибири на современное литературное творчество и современную экологическую культуру.
-
Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» 2010
На данном уроке через анализ прозаического текста учащихся подводят к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа "благородный разбойник"; в течение урока ученики знакомятся с понятием "синквейн", составление которого помогает выразить свое отношение к герою.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Сияет солнце, воды блещут…"» 2010
Урок способствует формированию читательских и эстетических вкусов учащихся, навыков анализа поэтического произведения, развитию речи школьников, воспитанию интереса к поэзии, изучению средств языковой выразительности и литературоведения. Урок состоит из 2-х частей.
-
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин" 2010
Интегрированный урок французского языка и литературы нацелен на углубление знаний, связанных с жизнью и творчеством поэта (лицейский период). Урок помогает реализовать следующие принципы «театральной педагогики»: активная действенная форма; эмоциональная значимость; ролевая игра; раскрытие темы через целостный образ; ориентация на достижение конечного творческого результата; ориентация на коллективное творчество.
-
Тема урока "Давайте понимать друг друга с полуслова…" 2010
Внеклассное мероприятие по литературе посвящается памяти Булата Окуджавы, чей юбилей праздновался 9 мая 2009 года. Общаясь с учениками, не перестаю удивляться, как мало они знают по-настоящему красивых, умных песен. Поэтому учитель посчитал целесообразным познакомить своих учеников с творчеством Булата Окуджавы, когда у них формируются свои представления о нравственности, патриотизме, человечности, красоте.
-
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа" 2010
Интеграция дает возможность формирования у учащихся целостной, взаимосвязанной картины мира, общего восприятия различных сторон жизни, поддержания интереса к изучаемой теме, более глубокого осмысления учебных предметов. Интегрированный урок позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развивать коммуникативные навыки, это один из способов формирования важнейших ключевых компетенций.
-
Урок литературы в 7-м классе "Полтавская битва глазами поэта и историка" 2010
Урок литературы в 7-м классе по поэме А.С. Пушкина «Полтава» знакомит учащихся с одним из главных событий Северной войны – Полтавской битвой; помогает определить значение Полтавской битвы для России, понять, почему поэт в своем творчестве обращается к исторической теме, почувствовать силу поэтического слова.
-
Роль литературно-музыкальной гостиной в организации деятельности по воспитанию социально зрелой личности 2010
Форма урока литературы, литературно-музыкальная гостиная, помогает почувствовать сопричастность к опыту поколений. Подобная совместная деятельность повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, позволяет интегрировать знания из разных научных областей. В основе данной формы лежит деятельностный принцип организации, который позволяет обучающимся наполнить материал личностным смыслом.
-
Урок-игра "Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена" 2010
Данное мероприятие позволит учителю расширить знания учащихся о сказках Андерсена, познакомить с тематикой сказок, с героями, научит работать в группах, пробудит интерес к чтению. Кроме этого, использование презентации при проведении игры будет способствовать повышению познавательного интереса у учащихся.
-
Проект по нравственному воспитанию на тему "Дым отечества нам сладок и приятен…" 2010
Представленный рок помогает сформировать у детей гражданскую позицию, привить любовь к малой родине.
-
Урок литературы на тему "Жанровое своеобразие Евангелия" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с определением жанра литературного произведения несколько в необычном ключе (для анализа предлагается "книга книг"), материал урока расширяет представление учащихся о разнообразии текстов Евангелия, способствует развитию навыка анализа библейского текста.
-
Урок-реклама по произведению А.Платонова "Юшка" 2010
Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством писателя Платонова. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка. Особое внимание на уроке уделяется духовно-нравственному воспитанию.
-
"Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Одна из самых важных тем в романе Л. Н. Толстого – тема семьи, ее значение и становление характера человека. С целью повышения качества знаний по литературе применен метод групповой работы. Такая форма помогает развить творческие способности учащихся, формировать языковые умения, способствует развитию познавательной активности в процессе анализа и исследовательской деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "…Безумная душа поэта ещё любить обречена …" (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)" 2010
Урок посвящен обучению анализу лирического произведения — стихотворению Ф.И. Тютчева "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Эмоциональное начало, индивидуальные задания, небольшой поэтический концерт из произведений поэта — все это способствует созданию условий для активной деятельности обучающихся.