По мнению П.И. Пидкасистого, Н.А. Воробьевой, в современной системе образования особенно важным является переход к творческой самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса. Из пассивного созерцателя и «поглотителя» ученик должен превратиться в творческого добытчика знаний и преобразователя изучаемого [10].
Во-первых, для развития литературного творчества учащихся немаловажное значение имеет выбор учебника. Мне очень нравится работать по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова. Программа по литературе, разработанная А.Г. Кутузовым, Е.С. Романичевой, А.К. Киселевым, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребовым, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, «реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность» [7]. «Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество – сотворчество - знания и умения, предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках» [7], через «Творческие мастерские», «Творческие практикумы».
Творческие работы по литературе, например, в 5-м классе предусматривают очень богатый выбор творческой деятельности: самостоятельное сочинение сказки или сочинение сказки по предложенному началу, по пословице, написание рассказа и сочинение стихотворения т.д.. В 6-м классе – создание былины или баллады на современный лад, сочинение эпизода, которого нет в произведении, сочинение басни, стихотворения, составление сценария по сюжету поэмы и др.. В 7-м классе – создание литературного очерка, литературной стилизации, литературного манифеста, сочинения в лирическом жанре, устных сочинений, сочинений-рассуждений, - характеристику, мини-исследования и др.. В 8-м классе – эссе, доклада, сочинения (в любом жанре) на нравственно-этическую тему, реферата, составление словаря крылатых слов и выражений из комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души». В 10-11 классах – доклада, мини-сочинения проблемного и сопоставительного характера, рецензии на спектакль, самостоятельно прочитанное произведение, сочинения-размышления, - исследования, творческую работу в любом жанре, интерпретацию самостоятельно прочитанного произведения и др. Все эти творческие задания в 5–9 классах направлены на последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность в различных аспектах, в 10-11 классах – на знакомство с художественным миром писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Таким образом, можно сказать, что «программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения» [7], предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере. Но кроме самих уроков с использованием учебника существует и скоординированная с ними и система внеклассных и внешкольных мероприятий.
Как показывает наша практика, не все предложенное в учебнике реализуется в учебно-воспитательном процессе. Но в содержательном единстве уроков и внеурочных занятий реализуется главная направленность, заданная авторами учебников, - развитие творческого начала детей, их интереса к литературному творчеству, потребности в самореализации. По мнению М.Н. Ахметовой, готовность учителя к «переносу» новых идей в пространство своей технологии предполагает методику «примеривания» их к себе, соотнесения их с индивидуальными качествами. Эти идеи как личностно значимые, поистине гуманистические, являются следствием соприкосновения Миров ученых, носителей передового опыта и обучающихся в ситуациях переживания, сопереживания и эмпатии [3].
Моделирование системы совершенствования творческого опыта школьников в индивидуальной и коллективной работе учебной и досуговой сферах представляется в нашем исследовании по схеме процесса как временная последовательность этапов с включением совокупности способов, средств и направлений. В центре нашего внимания – творчество как смысловая ценность общения и отношений, помогающая каждому субъекту в совместной и индивидуальной деятельности «умножить собственный потенциал, перейти к более адекватному восприятию и пониманию людей и окружающей действительности» [5].
Приведем конкретный пример, нами рассматривалась проблема совершенствования индивидуального творческого опыта в соотношении с коллективным в условиях учебной и досуговой деятельности. Индивидуальный творческий опыт детей осуществлялся в написании «хайку», рисуночном изображении содержания возможного трехстишия, в компьютерных образах.
В диаде творческий образ в стихах одного из школьников иллюстрировался другим («хайку» представляется и в стихотворной, и в рисуночной образной форме).
Ученик и группа (несколько человек) работали над творческим текстом «хайку» следующим образом: один из школьников представлял строчку «хайку», начало: например, «Лес. Осень. Дождь…»
Две другие строчки сочиняются сообща. Если в составе микрогруппы есть «
Цветок засохший.
В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора…
(Сэсэгма Д., 11-й класс) [1].
Ребенок должен знать, что на любой художественный текст существует несколько точек зрения. У ученика должна сложиться собственная интерпретация текста. Он имеет право на интерпретацию, должен соотносить свою точку зрения с позицией автора. «Если человек духовно богат, если в его душе зародилось новое образование, сотканное из образов, чувств, настроений, идей, он будет стремиться выявить его наружу, отдать людям, обществу» [11, с. 66]. Глубокому проникновению в смысл рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» способствовало сочинение хокку (хайку) на основе эмоционально- личностного восприятия произведения:
Бирюк угрюмый. Почему он такой? Виновата жизнь. |
Надвигалась гроза. Огромная туча Шла впереди. |
У Бирюка дочка, хорошенькая девочка. Все умеет делать. |
||
Альбина Б., 8 класс». |
Группам учащимся 9-го класса на заключительном этапе изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в соответствии с выбранным персонажем было предложено составить синквейн-характеристику персонажей. Творческие работы учащихся убедили нас в том, что «экзотический» синквейн не только адекватно отражает художественный мир поэмы, но и развивает внимание учащихся к слову, побуждает к творчеству.
Коробочка | Ноздрев | |||
---|---|---|---|---|
Хозяйственная, дубинноголовая |
хвастливый, драчливый Играет в карты, пьет, врет. Почему он такой? Потому что «Мертвая душа!» |
На уроках литературы синквейн позволяет отработать навыки анализа текста, способствует точному отбору слов для характеристики главного героя произведения и т.д. Например, при анализе образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» синквейн помогает осуществлять рефлексию в группе на основе полученных знаний:
Манилов | Плюшкин | |||
---|---|---|---|---|
Ленивый, нехозяйственный Мечтает, сидит дома, ничего не делает. Почему он такой? «Мертвая душа»! |
скрытный, скупой, пустой. Все копит, но не для себя. Когда-то был живой, а сейчас «мертвая душа»! |
По мнению С. Заир-Бек, «в процессе подобной охоты за «точным» толкованием понятий, выплескивается сама суть подхода к обучению, основанного на критическом переосмыслении каждым участником учебного процесса собственного опыта, на творческом поиске точек соприкосновения различных жизненных позиций, на умении уважать иную точку зрения, доказывая собственную правоту» [8]. Еще один момент использования синквейна во время эмоциональных пауз на уроке:
Мама | Узон | |||
---|---|---|---|---|
Добрая, ласковая Любит, заботится,учит Кто ее любит? Я! |
светлый, прекрасный живет, цветет, растет Кто в нем живет? Добрый народ! |
|||
(Баярма Ж., 8 кл.) | (Долгор Д., Ирина Д., 7 кл.) |
М.Н. Ахметова считает, что в своем творческом поиске каждый ребенок находится в постоянном диалоге с текстами своих товарищей [1].
Таким образом, синквейн – интересный методический прием, который применяется на разных стадиях урока, развивает внимание к слову, побуждает учащихся к творчеству, помогает учителю организовать диалог на уровне «учитель - ученик», «учитель - группа», «ученик - ученик».
Цзацуань. Это комические изречения китайских писателей (начиная с IX века), передаваемые в виде перечня ситуаций, объединенных одним названием. Их можно использовать во время эмоциональных пауз на уроке.
Жалко:
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.
Сэсэгма Д., 11-й класс.
Буриме. Упражнения в соавторстве. Не будем забывать, что любой труд интересен, если разнообразен.
Серенькие мышки
Купили три книжки.
Одну начали читать,
Остальные – жевать.
Перевод. Считаю, что эффективной формой работы является перевод с английского языка на русский. Охотнее всего дети переводят стихотворные тексты. Позже можно использовать и прозаические тексты, и деловые тексты, и специальные тексты. Перевод способствует творческому поиску детьми языковых средств, их анализу и отбору, стилистической обработке текста. После проверки работ учащихся экспертами-учителями русского и английского языков лучшие работы прочитываются вслух и обсуждаются в классе. Ребятам очень интересно сравнивать свои переводы с переводами профессиональных поэтов-переводчиков, например, существует замечательный перевод «Песни и стрелы» Генри Лонгфелло, сделанный С.Я.Маршаком, и подстрочники к оригиналам. Критериями оценки за творческий перевод служат умение школьника использовать наиболее точные лексические соответствия, видеть слово в контексте, выдержать стиль, экспрессивную окраску, замысел автора, а также умение грамотно построить переведенный текст. Ученикам также интересно общаться с профессиональным переводчиком, забайкальским журналистом Борисом Макаровым. Ученицей были выполнены исследовательские работы «Перевод как творчество на языковом уровне», «Переводческое творчество в отличие от авторского», с которыми она успешно выступила на республиканской конференции «Шаг в будущее». Наш опыт показывает, что перевод как вид обучения нормам русского литературного языка подходит для учащихся с разным уровнем обученности.
Обратимся ко второму этапу системы. Творчество есть сущностное созидание (В.П. Океанский). Именно поэтому Л.В. Выготский говорит о необходимости в максимальной степени раздвинуть рамки личного и ограниченного опыта, включить ребенка в более широкую сеть жизни. Это поможет в условиях развития творчества детей накапливать социальный опыт. Воспитательное творческое пространство раздвигается до максимального пространства, называемого жизнью, как замечает Н.Е. Щуркова. Важно организовать жизнь ребят, наполнить эту жизнь творчеством, богатым содержанием, выработанной культурой человечества, что поможет и педагогу выступать и в роли творческого строителя своей и общественной жизни. Широко раздвигается содержательное поле творческого общения и деятельности в социальной сфере, деятельности исследовательской, в том числе и по литературному краеведению. Много времени уходит на фольклорную экспедицию учащихся по родному селу с целью записи произведений устного народного творчества и т.д. «Прикосновение к личности – тонкое, легкое, скрытое, незаметное для ребенка – предотвращает подавление его воли» [12]. Результатом творческой интеллектуальной «встречи», совместной работы, сотворчества учителя и ученика явились исследования «М.Ю. Лермонтов и декабристы», «Диалектная лексика в рассказах Н. Пахомова» и др. Школьники участвовали в областной литературной викторине «Декабристы и литература, «Сибирь и декабристы», научно-практической конференции «Сибирь глазами декабристов», конкурсах литературного творчества «Я автор», «Дети и книга» и др.
Третий этап системы в нашем исследовании нельзя считать заключительным, поскольку процесс самодвижения не имеет конечной точки. В свое время виднейший прогрессивный французский психолог Анри Валлон (1879-1962) справедливо считал, что личность подрастающего человека «как бы выходит за пределы самой себя», сравнивая значимость отношений с собственными, объединяя их с социальным окружением, взаимодействует с окружающими людьми и миром в целом. Эта особенность должна найти свое отражение в третьем этапе системы. Целью совершенствования творческого опыта на этом этапе должно стать пробуждение у воспитанников «неотчужденного, ответственного отношения ко всему, что окружает человека в жизни, к великому духовному и эмоциональному опыту через полноценное творчество, восприятие и созидание художественных образов. Очищающая функция искусства (катарсис) развивает внутренний мир человека» [9]. Б.М. Неменский рекомендует в качестве технологии сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность своего рода «обмена способностями» между учащимися. Складываются условия для приобщения школьников к творческому опыту разных народов и переносу идей в ситуациях образного постижения новых видов искусства в собственное творчество. В нашем опыте на основе общения с жителями своего села, народным искусством (текстами легенд, сказаний, песен и др.) школьники создавали собственные творческие работы этих жанров.
Стилизация. Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника личностно раскрыться. Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, наполнения его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве «личного советника», «индивидуального консультанта».
Опыт стилизации
Сказание о Баторе Улан-Заргантай и гигантской Ящерице
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами,
Это случилось на прекрасной Агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем
Об отважном баторе Улан-Заргантай.
Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать…
Бутид Д., ученица 7-го класса.
Литературный вечер. Сотворческие отношения ученика и учителя, эмоционально-интеллектуальное общение как «встреча» - это высокий уровень творчества. Здесь имеет место «встреча», когда из сказок, сказаний учащихся и старожилов села составляется единый текст сценария вечера «В мире сказки». На вечере «В мире поэзии» учащиеся не только слушают выступления местных поэтов и писателей, но и сами выступают и представляют свои лирические дневники «Этот мир придуман не мной», «Частичка мира» и др.
Научно-практические конференции. Учащиеся регулярно выступают на научно-практических конференциях различного уровня. Недавно выступали с докладами на международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Филологическое образование и современный мир» в г. Чита, где доклады учащихся на тему «Перевод как творческая интеллектуальная деятельность» и «Роль этнографических диалектизмов в книге легенд Н. Кузакова «Лунные колокола» были признаны лучшими на секции. Публикация фрагментов работ в школьной газете «Класс», в сборниках вызывает большой интерес со стороны школьников к исследовательской деятельности. Происходит вхождение в современную культуру с помощью педагога, вместе с педагогом. По мысли Г.С. Батищева, важна «живая встреча с другим субъектом» (учителем и учеником и т.д.). Рефлексия может и должна помочь человеку реально, через практические поступки, осуществить живую встречу с универсумом, причем не отвлеченно, а посредством ближайшего другого, когда каждый для каждого выступает средоточием смысла встречи, ее олицетворением и проводником. Эта встреча становится моментом взаимного приятия и сотворчества ученика и учителя. [4].
Вопрос о детском творчестве Л.С. Выготский рассматривал в смысле «необычайной педагогической ценности», несмотря на то, что самостоятельная эстетическая его ценность может быть относительной. Детское творение ученый называл фактом «воспитательно отрадным», поскольку эта деятельность «научает» ребенка овладевать системой своих переживаний, учит психику «восхождению». «Полная свобода детского творчества, отказ от стремления приравнять его к сознанию взрослого, признание его самобытности и особенности составляют основные требования психологии» [6, с. 289]. Л.С. Выготский считал, что творческое усилие должно пропитать каждое движение, каждое слово, каждое мгновение жизни. Нацеленность на творчество – это нацеленность на творческое отношение к своей и общественной жизни, на созидание. Творческое преобразование действительности направляется эмоциональными запросами.
Портфолио. Учащиеся вкладывают в свое портфолио удачные образцы творческих работ. Учитель контролирует ведение папки личных достижений, которая состоит из титульной страницы; краткой истории успехов ученика, сказок, стихов, рефератов, докладов, публикаций и т.д.; отзывов учителя, родителей; грамот, дипломов и т.д. Он выступает консультантом, отслеживает индивидуальные творческие достижения учеников. В нашем случае собрание различных творческих работ по литературе предполагает качественную оценку творческих работ в конце учебного года, когда учащиеся 5-9 классов в конце года на итоговых уроках литературы, родительских собраниях защищают свою папку личных достижений…
Как показывает наш опыт, правы исследователи, считающие, что современная школа «обречена на вечное творчество». Разработка целостной технологической системы совершенствования творческого индивидуального и коллективного опыта школьников в учебной и досуговой деятельности способствует активному использованию в учебно-воспитательном процессе технологии «Портфолио». Как показывает наш опыт, использование этой технологии помогает решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов не только учебной, но и творческой социальной деятельности учащихся. Учащиеся начинают критически оценивать результаты своей деятельности. Портфель как способ оценивания, таким образом, отражает не только учебные, творческие достижения, но и становится инструментом повышения качества учения.
Таким образом, учитель не только учит, но и помогает учиться и совершенствоваться, опираясь на сферу приложений своих интересов, знаний, умений, творческих замыслов. А системность работы по совершенствованию творческого опыта учащихся повышает результативность обучения, способствует целостному воздействию на личность ученика.
Литература:
- Ахметова М.Н. Практическая педагогика в аспекте проектной культуры: учебное пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита. – 2006. – 184 с.
- Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. – Новосибирск: Наука. – 308 с.
- Ахметова М.Н. Новые идеи и их «перенос» учителем в пространство своей технологии как соприкосновение Миров в ситуациях «вхождения» в творческий процесс // Сибирский педагогический журнал. – 2005. - № 4. – с. 52 - 59.
- Батищев Г.С., Лебедева Н.Н. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) // Вестник высшей школы. – 1989. – № 2. – с. 58-62.
- Бочкарева, О.В. Творчество как смысловая ценность дидактического монолога // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 8. – с. 158-166.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 449 с.
- В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / А.Г. Кутузов, А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа. – 2005. – 79 с.
- Заир-Бек С. Поиски смысла и сопротивление стереотипов // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер М.: ЦГЛ. – 2005. - с. 70 – 77.
- Неменский, Б.М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы / Б.М. Неменский // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М., 1994. – 154 с.
- Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России. – 2007. – 192 с.
- Природа и функции эстетического. «Искусство». – 1968. – 287 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогический процесс: Предисловие к книге \\ Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. – 261-267.