Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.
Учащиеся должны знать:
- содержание текста сказа Н.С. Лескова «Левша»;
- тему, проблему, идею изучаемого произведения.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно составлять характеристику для персонажей произведения;
- выразительно читать по ролям диалоги из сказа и творчески пересказывать с использованием цитат из текста;
- соотносить иллюстрации с конкретными эпизодами из текста, уметь видеть главное и подбирать цитаты произведения для озаглавливания иллюстраций.
Тема, цели, задачи, оборудование урока.
Тема урока: «У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» (Н.С. Лесков). (Образ Левши в произведении).
Цели:
Обучающие:
- научить школьников анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;
- выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
- вырабатывать навыки грамотной устной речи.
Развивающие:
- развивать умение выделять главное в художественном произведении;
- развивать самостоятельность в мышлении;
- развивать умение анализировать поступки и характер героя;
- развивать монологическую речь учащихся, расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;
Воспитывающие:
- воспитание гражданственности и патриотизма школьников через чтение и анализ художественного текста;
- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека, мастера своего дела.
Оборудование:
- портрет Н. С. Лескова
- иллюстрации детей к сказу
- на доске - эпиграф к уроку:
О Левше и о народе Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?
Аннинский Л.А.
План урока с хронометражем.
- Организационный момент - 1 мин.
- Вступительное слово учителя и постановка задач - 2 мин.
- Запись темы урока и эпиграфа в тетради по литературе - 1 мин.
- Проверка домашнего задания - 10 мин.
- Физкультминутка- 1 мин.
- Работа на новой темой - 15 мин.
- выразительное чтение эпизода «Левша у императора» и его анализ - 7 мин.
- творческий пересказ эпизода «Левша в Англии» и его анализ - 8 мин.
- Работа в группах с иллюстративным материалом - 7 мин.
- Подведение итогов - 5 мин.
- Слово учителя, запись и объяснение домашнего задания - 3 мин.
Содержание урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
«У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» - Н. С. Лесков.
- К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова?
/Слова относятся к главному герою, Левше/
О Левше и о народе «Лескова спрашивали:
так он у Вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» Л. А. Аннинский
- А как бы вы ответили на эти вопросы?
3. Задачи урока
- Наша задача - попытаться найти ответы на вынесенные в эпиграф вопросы
- Понять, почему именно к Левше, а не к другим персонажам сказа относятся слова «о человечкиной душе»?
- В процессе урока заполнить таблицу примерами из текста.
(Тема и эпиграф записываются учащимися в тетради).
Вопрос учителя:
Вспомните, когда мы впервые встречаемся с этим персонажем на страницах произведения?
/Уже прошли события, связанные с царствованием Александра I. Сувенир, подаренный ему в Англии, случайно обнаруживает император Николай Павлович и просит Платова отвезти английскую блоху тулякам. В Туле среди других мастеров встречаем мы и Левшу/
Предоставляем слово ребятам.
/Представители I группы рассказывают о Левше: внешность, портрет, манера поведения. Рассказ сопровождается чтением цитат из текста/
(Класс записывает портретные характеристики Левши в таблицу).
«Косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»
«Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
«Мы люди бедные...»
Вывод: внешне это был некрасивый, может быть, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминай уродца. «Волосья выдраны при ученье», значит он много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда, как/нищего, порванная. У Левши нет возможности приобрести новое. Он сам говорит: «Мы люди бедные...» Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.
Речь персонажа помогает глубже раскрыть его образ.
(Представители II группы дают характеристику речи персонажа)
(Класс записывает в таблицу особенности речи Левши)
Говорил простым понятным языком, употребление слов слов разговорного стиля доказывает его простоту.
Употребляет местоимения мы, наше, тем самым не отделяет себя от других таких же, как он.
Часто использует пословицы и поговорки.
Вывод: человек простой, из народа, потому и речь его проста.
Вопрос: Какими чертами характера наделяет автор своего героя?
(Сообщение учеников II группы. Рассказ
сопровождается чтением цитат)
1) Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, что он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит он должен его выполнить во что бы то ни стало.
2) В своей работе он очень сосредоточен, не отвлекается даже на крик «горим». «Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставни захлопнул и за свое дело принялся»
«Туляки, люди умные..., первые знатоки в религии», «полны церковного благочестия» - пишет автор.
Благочестие. ЛЗ: соблюдение церковных канонов.
Левша - один из этих туляков, значитможно сказать, что он тоже умен и глубоко верит в Бога.
4. Вывод: Левша - умный, верующий человек. Он трудолюбив, исполнителен, сосредо точен на своей работе; смекалистый
5. Физкультминутка.
Утром блошки потянулись,
Дружно встали, повернулись.
Поглядели влево, вправо:
День пройдёт у нас на славу.
А теперь размяли ножки,
Посмотрели все в окошко
И друг другу улыбнулись,
На свои места вернулись.
6. Этап усвоения новых знаний.
- Продолжая разговор дальше, обратимся к эпизоду «Левша у императора».
(Творческая группа выразительно читает диалог. Глава 14. со слов «Как взошел Левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит...» до слов «Бог простит, - это нам не впервые снег такой на голову». Класс оценивает выразительное чтение по выработанным ими критериям)
Вопрос: Что нового вносит этот эпизод в раскрытие образа Левши?
Ответ: Левша не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы. Он держится с императором и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, что не под силу другим.
Левша выполнил самую тонкую работу. Его имени нет на гвоздиках, он не гонится за славой, не стремится к тому, чтобы о нем все узнали.
(Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши: уверенный, с чувством собственного достоинства, не гонится за славой, скромный)
- Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Верещагину Д. побыть немного Левшой и рассказать нам историю этой поездки от лица самого героя.
(Творческий пересказ эпизода «Левша у англичан» от лица главного героя. Класс оценивает творческий пересказ.)
Вопрос: Что восхитило англичан в Левше и чему они удивились?
Ответ: мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде ничему не учился.
Левша - талантливый самородок, в нем искра Божия.
Самородок — человек с большим природным дарованием.
Вопрос: Что за границей произвело на Левшу особое впечатление?
Ответ: Хозяйственные порядки. Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением и живут в сытости.
Вопрос: Почему Левша вдруг стал «беспокойно скучать» и «затосковал»?
Ответ: При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится домой.
Вопрос: Почему Левша отказывается остаться в Англии? Найдите в тексте ответы на вопрос.
(Учащиеся находят цитаты. Глава 15).
«Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему Отечеству верно преданные».
«У меня дома родители есть»
«Мы к своей родине привержены»
«А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства доставить».
— Левша стремится к себе на Родину.
Вопрос: Что для него Родина, что вкладывает Левша в понятие «Отечество»?
Ответ: Прежде всего это дом и семья. Родина для него - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры, что для русского человека всегда было величайшим грехом.
Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами.
Вывод: Левша - плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот. Такой смысл вкладывает автор в понятие «патриот».
«Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» - Н. С. Лесков.
(Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши)
Вопрос: Как сложилась судьба Левши по приезде в Петербург?
Ответ: Мастер, прославивший Россию за рубежом, оказывается никому не нужным на родине. Смерть его трагична, но неизбежна. Никто не помог Левше, никто, даже Платов, который знал, что Левша в больнице для умирающих, не сдвинулся с места. Талантливый человек оказался никому не нужен, потому что он «неведомого сословия».
Вопрос: Как умирает Левша? Зачитайте его последние слова.
(Учащиеся находят в тексте эпизод «смерть Левши» и зачитывают. Гл. 19 со слов «Но только когда Мартын Сольский приехал...»)
Вывод: даже перед смертью простой русский мастер думает не о себе, а о своём отечестве.
Вопрос: какие чувства вызвал у вас рассказ о судьбе Левши?
Ответ: Левша вызывает чувство гордости, но и чувство жалости, чувство боли. Жизнь его полна драматизма, а финал трагичен. Горестная судьба героя, а его имя обречено на забвение.
Вопрос: Какова тема и проблема произведения?
Ответ: Тема таланта народных умельцев. Проблема невостребованности и гибели талантов в царской России.
Работа в группах с иллюстративным материалом.
- Сказ «Левша» иллюстрировался разными художниками: Н. Кузьминым, И. Глазуновым, Кукрыниксами. Все они обошли стороной это удивительное произведение.
Обратимся к иллюстрациям, данным в учебнике.
Задание: используя карточки-подсказки, ответить на вопросы.
(Каждая группа устно отвечает на вопросы в карточках)
Карточка-подсказка
- На иллюстрации изображён момент, когда...
- Художник обращает внимание на...
- Главная мысль рисунка в том...
- Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации.
Вывод: в этих иллюстрациях прослеживается вся жизнь тульского мастера, её важные этапы.
Так представляли себе героя известные художники. А каким увидели его вы?
I группа проанализировала иллюстрации ребят.
Анализ детских рисунков творческой группой по вопросам:
- Как сгруппированы рисунки?
- Что положительного можно отметить? (яркие краски; удачно выбраны эпизоды сказа для иллюстраций; разные персонажи показаны).
- Пожелания.
7. Подведение итогов.
- Ещё раз обратимся к эпиграфу урока.
Вопрос: Как же относится автор к своему герою?
Ответ: Лесков восхищается талантом мастера,и он определённо выступает за народ, за таких простых русских мужиков, каким является Левша. Автор испытывает гордость за русский народ, за его трудолюбие, талантливость, патриотизм. В то же время испытывает горькое чувство от его униженности и бесправия. Левша - символ русского народа, бесправного и тёмного, но сильного верой, высокого духом, «опрятного» душой. Он воплотил в себе все лучшие его черты.
Вопрос: Почему же именно к Левше, а не к иному персонажу сказа относятся слова:«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»?
/Человек, не красивый внешне, красив душою. Душа у него действительно человеческая./
Вопрос: В чём особенность формулировки темы?
Ответ: Это пословица.
Вопрос: Объясните смысл этой пословицы.
О каком человеке мы можем так сказать?
8. Домашнее задание.
- Напишите миниатюру по данной пословице «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
- Подберите пословицы, синонимичные данной.
- Вспомните произведения, изученные в школе и прочитанные самостоятельно, о русских мастерах. Подготовьте о них сообщения
Литература
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе, бкл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. «Литература, бкл.: Методическое пособие /О.А. Ерёмина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 352с.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10кл.: Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой: пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-320с.
- Лесков Н.С. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе; «Художественная литература», М. 1969.
- Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 6кл.-М.: Просвещение, 1992.- 96с.
- Программно-методические материалы. Литература. 5-11кл./сост. Т.А. Калга-нова.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2001