Тип : урок формирования знаний.
Вид: вводный – урок первичного усвоения материала.
Форма: лекция – исследование
Тип лекции: вводно – установочная
Цель: выделение главных идей темы(истоки творчества В.Маяковского), акцентировать внимание учащихся на этой идее.
Функции: информационная, стимулирующая, развивающая.
Метод: исследовательский, частично-поисковый
А) по источнику передачи информации - практический;
Б) по степени самостоятельности: проблемно - поисковый;
В) по управлению учебной деятельностью: самостоятельная работа на уроке, беседа.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Формы работы учащихся: самостоятельная работа.
Деятельность учителя: корректирующая, регламентирующая, направляющая.
Деятельность учащихся: конспектирование, подборка цитат, составление тезисов, запись выводов, обобщений, участие в обсуждении выдвинутых проблем
Цели урока: Знакомство с личность поэта, обучение умению самостоятельно выбирать главное из предложенного материала, сформировать понятие об истоках творчества писателя; развитие творческого воображения, развитие навыков анализа через сравнение, способность эмоционально полно воспринимать прочитанное, развитие коммуникативных эмоций через организацию диалога и беседы; привитие интереса к литературе, к творчеству В.Маяковского, воспитание культуры слушания и ответа.
Технология: личностно-ориентированная, проектный метод с использованием компьютерных технологий.
Используемые пособия:
- Маяковский В.В. Лирика.
- Маяковский В.В. “Я сам”.Автобиография.
- Сборники “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”
- Используемое оборудование:
- Медиаоборудование (компьютер, проектор, экран) используемые ЦОР:
- Презентация “Маяковский и футуризм”
Краткое описание:
Вводный урок лекция – исследование по изучению творчества В.Маяковского в 11 классе с использованием презентаций учащихся и групповой формы работы. На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
Структура урока:
I. Сообщение темы, целей, мотивировка, озадачивание учащихся.
II. Оформление: план лекции, вопросы.
II. Логика изложения.
IV. Дифференциация заданий.
V. Использование обратной связи: эссе.
VI. Подведение итогов через формирование выводов, основоположений, вычленение главного.
VII. Оценка деятельности групп, отдельных учащихся.
Ни для кого не секрет, что в последнее время стал снижаться интерес к предмету литературы. Это связано с развитием технического прогресса, который сделал любую информацию доступной каждому, кто умеет обращаться с современными средствами коммуникации.
Изменившаяся среда делает для таких детей уроки неинтересными, нацеленными лишь на получение информации, а соответственно не мотивирующими на учебу. Сразу возникает вопрос по поводу того, какие методы и приемы нужно использовать, чтобы заинтересовать учащихся.
На мой взгляд, наиболее продуктивными являются групповая работа и проектная деятельность на уроках, особенно в старших классах. Вот уже в течение нескольких лет я практикую такую работу на уроках литературы в старших классах. Выполняя проекты, работая в группе, ребята осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету, вырабатывают ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Хочу предложить вашему вниманию урок по творчеству В.Маяковского с использованием групповой формы работы учащихся.
Данная форма работы эффективна в старших классах, т.к. учащиеся на уроках выступают не в качестве пассивных зрителей, а полноправных участников учебного процесса, способных активно включаться в каждый этап урока, обсуждать вопросы, не оставаться равнодушными к изучаемому учебному материалу, расширяя и углубляя его.
Истоки творчества Владимира Маяковского
Я вам открыл столько Стихов шкатулок, Я – бесценных слов мот и транжир. В. Маяковский “Нате” |
“В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней…”
План лекции.
- Жизненные и творческие принципы поэта (биография “Я сам”)
- Литературные и обшехудожественные вкусы поэта
- История рождения футуризма (презентация)
- Причины нигилистического отношения футуристов к наследию прошлого
- Анализ стихотворений “Нате!”, “Адище города”, “Послушайте!”, “Вам!”
- Кризис творчества. Конфликт с РАПП.
I. Краткое вступительное слово
1. Задачи лекции-исследования, основные проблемы для обсуждения, связь данного материала с ранее изученным, главные ориентиры в работе, определение вида работы, уточнение групповых работ.
Постановка проблемы. Мотивация. Доведения плана до учащихся.
2. Сегодня у нас с вами урок – познания творчества поэта. К уроку вы должны были написать небольшое сочинение о восприятии творчества В.Маяковского.
Чтение сочинений “Мое отношение к творчеству В.Маяковского”.
II. Из ваших сочинений видно, что отношение к поэту и его творчеству неоднозначное
– Изменится ли ваше мнение о поэте и его творчестве, если познакомитесь с его биографией? Это наш основной вопрос, над которым мы будем работать в течение урока и вернемся к нему в заключении.
Итак, ваша задача на уроке: познакомится с биографией В.Маяковского “Я сам ”, ответить на вопросы и определить истоки творчества Маяковского-футуриста.(работа в течение нескольких минут)
1 группа:
– Где родился поэт, состав его семьи?
– Какие детские воспоминания он отбирает для
своей автобиографии, какие жизненные и
творческие принципы поэта они позволяют
осмыслить?
(гл. “1 воспоминание”, “2 воспоминание”, “Дурные
привычки”, “Работа”)
(гл. “Необычайное”, “Корни романтизма”, “Первая
книга”, “Гимназия”, “Нелегальщина”)
– романтизм, нравственные принципы, интерес к живописи-
2 группа:
– Как формировались литературные и общехудожественные вкусы поэта?
(“Чтение”, “11 бутырских месяцев”, “Начало мастерства”, “В курилке” )
– Каковы причины выхода поэта из партии большевиков?
(“Так называемая дилема”)
3 группа:
– История рождения футуризма (презентация учащихся - приложение) слайды №1-7. См. Приложение 1
– Причины нигилистического отношения футуристов к наследию прошлого?
(Работа с понятиями: “высокий модернизм” и “авангардизм”)
Учащиеся на уроке в течение 10 минут работают с текстом автобиографии “Я сам”, готовят ответы на поставленные вопросы.
Затем попеременно выступает каждая группа, основные положения фиксируются учащимися в тетради
III.
- А теперь предлагаю вам встать на позиции современников поэта и попытаться понять, что могло вызвать неприятие у ревнителей традиционного искусства в его творчестве?
(Вопрос записан на доске.)
Работа с текстами манифеста “Пощечина общественному вкусу”, стихотворениями “Нате!”, “Адище города”, “Послушайте!”, “Вам”.
1. – Что общего между названиями манифестов и
стихотворений?
– Каков характер взаимоотношений с
читателем, сразу же задаваемый такими
названиями?
(вызов, эпотаж, утверждение своей позиции не в диалоге, а путем отрицания – в каждом из названий присутствует по- своему)
2. Прочитайте и проанализируйте “Нате!”
– Каков конфликт? Как развивает В.Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы?
– Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приемы использует позт для его выражения?
– Как проявляется отношение писателя к толпе? Как понимаете финал?
3. Анализ позитивной программы футуристов.(группа № 3 опережающее задание) слады №8-17
– Проанализируйте п.1 и п.2 манифеста. В чем причина “недовольства” футуристов существующим языком?
– Что они называют “произвольными” и “производными” словами? Найти подобные слова в стихотворении “Адище города”. Как они образованы, какую художественную функцию выполняют?
За счет чего футуристы расширяют свой поэтический лексикон?
– Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях “Адище города”, “Вам”.
Какую роль играют эти нарушения?
– Вспомните, что такое метафора. Найдите примеры в стихотворении “Нате!”, “Адище города”, ….объясните их смысл.
Покажите, как из основной метафоры(“адище”) вырастают производные(“адки”, автомобиль-дьявол, горизонт в ад…)
Какова роль метафор в мире Маяковского?
– Что такое рифма? Какую роль поэт отводит рифме?
Найти рифму в ст. “Послушайте!” В чем необычность? В чем их экспериментальный характер?
4. Кризис творчества: конфликт с РАПП. Как это отразилось на жизни поэта? (группа № 3)
Вывод: А теперь попробуйте объяснить слова поэта, ставшие эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
Как соотносятся слова поэта с его судьбой?(домашнее заданее – сочинение-эссе)
“В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней…”
IV. Подведение итогов работы
Оценка деятельности класса в целом, каждого участника учебного процесса