Цель: обобщить изученное по произведению А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, проанализировать главы повести, сформулировать кодекс чести, составить свой собственный герб, выработать позицию в жизни.
Ход урока
Учитель: Честь (независимость, храбрость, благородство) – основа нравственного кодекса всех людей. Хотелось бы, чтобы сегодня на уроке мы сформулировали кодекс чести, составили свой герб, выработали собственную жизненную позицию. Ответим на вопрос: “Зачем вообще нужен кодекс чести?” Оценим себя как личность. Ведь личность определяется теми моральными принципами, которые она выбирает.
1 часть (офицерская честь)
Учитель: С детства родители учат нас жизни, прививают нам понятие о чести. Так же было у героев повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
1.
а) Какова семья героя повести П.Гринева? (Отец-премьер-майор.)
б) Какие нравственные критерии заложены отцом?
в) Какой наказ получает Петруша от отца перед отъездом в армию (Чтение отрывка.)
2.
а) В какую семью попадает Петруша Гринев? (Мироновых.)
б) Что общего в семьях Гриневых и Мироновых?
в) Кто отцы героев? (Миронов и Гринев (старший) – военные офицеры. Капитан Миронов-выходец из солдатской среды, добр, храбр, заботлив, верный долгу, присяге, терпелив, трудолюбив, человечен.)
Учитель: На таких, как Миронов, держится государство. Как вы ассоциируете в художественных образах понятие офицерской чести?
Дети первой группы демонстрируют домашнее задание: герб, символизирующий кодекс чести офицера и комментируют его.
– Прообразом Белогорской крепости в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” является Татищево. Вы можете все хорошо представить: местность осталась прежней, такие же деревья растут на берегу Урала, а где была крепость, обозначено по углам памятными блоками из розового гранита. Это сделали неравнодушные к истории современники. После пугачевщины Татищево укреплений не имело, они были не нужны. Но в станице есть музей. Там есть все: и предметы, и документы, оружие пугачевской эпохи и гражданской войны, казачья одежда, домашняя утварь, газеты, книги, рисунки, фотографии. В этом музее все подлинное, все заставляет остановиться, задуматься, соотнести свою судьбу с судьбой людей, которые и двести, и сто, и пятьдесят лет назад брались за оружие, чтобы защитить независимость и честь Родины. И вот один стенд. На этом стенде список тех, кто пал смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Огромный список. Огромный для такого по сути небольшого в масштабах русской земли места, как станица. 122 человека. 122 своих сына отдала Татищево на алтарь Победы. И опять эта крепость стояла несокрушимо на земле в ту страшную, героическую эпоху.
2 часть (казацкая честь)
Учитель: Белогорская крепость находится в сорока верстах от Оренбурга. Кто проживает в этой местности? (яицкие казаки)
Дети 2 группы дают историческую справку о яицких казаках.
- Чем занимались казаки в крепостях? (Чтение 8, 9 гл. – грабежи, насилие.)
- Кто ведет казаков за собой? (Е. Пугачев.)
- Где встречаемся первый раз с Пугачевым? (Метель, вожатый, ведет и выводит.)
Запись в тетрадь с комментарием: метель-смятение-мятеж. В повести А.С. Пушкина метель ассоциируется с мятежом. Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Бесы”.
- Каким предстал Пугачев в первой встрече? (Сверкающие глаза, нет покорности, смелость, удаль.)
- Каково отношение народа к Пугачеву? (Колокольный звон, хлеб-соль, освободитель, царь-глава 9.)
- Как относится Пугачев к Гриневу? (Предлагает служить.)
- Расскажите о предпоследней встрече Гринева с Пугачевым. Почему Гринев просит Пугачева спасти Машу? (Губернатор ответил отказом, кодекс казака - помоги сироте, помоги простому человеку.)
- Понимает ли Пугачев свою гибель? (Да, глава11, “Улица моя тесна…”)
- Каков жизненный кодекс Пугачева? (Сказка о вороне.)
- Как Гринев-человек относится к Пугачеву? (Восхищается удалью, смелостью, честностью, добротой.)
- Какие методы в борьбе использует Пугачев? (Жестокость, грабежи).
- Чем это обусловлено? (Жестокость порождена борьбой двух смертельно враждебных классов.)
- Как вы представляете герб казаков, прокомментируйте его. (Ответы учащихся.)
3 часть (дворянская честь)
Учитель: А.С.Пушкин в повести противопоставляет двух дворян: Швабрина и Гринева. В повести изображены две дуэли. Расскажите о дуэльном кодексе.
Дети 3 группы представляют подготовленный материал.
- Кто не соблюдает правил дуэльного кодекса? (Швабрин.)
- Какова причина дуэли? (Оскорбление чести женщины.)
- Соблюдает ли П.Гринев кодекс дворянской чести? (Да.)
- Как защищает честь любимой девушки? (Дерется на дуэли, отказывается назвать имя Маши на суде, при аресте.)
- Как Гринев-дворянин относится к Пугачеву? (Отказывается присягать, служить, относится как к простому мужику, бунтарю-мятежнику, отрицает присутствие Пугачева на свадьбе в качестве посаженного отца.)
- Дворянин Гринев-отец как отнесся к аресту Петруши? (Глава 4. Дворянин спутался с холопами, опозорил род.)
- Как вы представляете дворянский герб, прокомментируйте.
4 часть (честь женщины)
- Кто не усомнился в порядочности Петруши? (Маша.)
- Какое понятие чести формировалось у девушки того времени?
Дети 4 группы сообщают о домострое.
- Как воспитывают Машу? (Покорность, слабость, подчинение.)
- Почему герои не поженились тайно, как предлагал Петруша? (Запрет родителей, подчинение воли старших.)
- Какое испытание выпало на долю Маши? (Смерть родителей, насилие Швабрина.)
- Как она их перенесла? (Оказала сопротивление, не сломилась.)
Учитель: Бессобытийная, тихая жизнь, в которой все решали за тебя, закончилась. Теперь жизнь требует мужества, стойкости, проверяет убеждения, нравственные принципы.
- Что предпринимает робкая, тихая Маша для спасения Петруши? (Едет к Екатерине 2.)
- Что просит Маша? (Милости.)
- А чего добивается? (Оправдана офицерская, дворянская, человеческая честь.)
- Чтение встречи с Екатериной 2 (Маша не согласна с приговором суда, бросила императрице: “Неправда!”)
Учитель: Третья дуэль, поединок за честь любимого, выиграна Машей. Повесть написана в 1836 году. Прошло почти 10 лет после декабристского восстания. Еще одно грозное. Образ Маши Мироновой - дань подвигу жен декабристов, которые всегда будут служить примером истинно человеческого поведения в труднейших обстоятельствах.
Прокомментируйте герб, символизирующий кодекс чести женщины. Какие символы вы использовали? (Ответы учащихся.)
5 часть (вывод)
Учитель: “ Не подведи Бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”, - было написано А.С. Пушкиным. Так он бессмысленен для наших героев?
- Что потерял-приобрел Петруша во время этих страшных событий? (Закалился в боях, приобрел военный опыт, не потерял чести дворянина, офицера, обрел свое счастье.)
- Что потеряла-приобрела Маша? (События обновили ее душу, ее жизненные принципы.)
Учитель: Посмотрите на доску (на ней в процессе урока вывешивались дворянский, офицерский, казацкий и женский гербы). Вам представлены символы офицерского, казацкого, дворянского, женского кодекса. Посмотрите на эти образы-символы и попробуйте составить собственный герб, в художественных образах выразить свое собственное понятие о чести. (Выступления учащихся.)
Сегодня мы совершили еще одно путешествие в страну по имени А.С. Пушкин. Вспомнили героев, встречи, поступки-все запало в нашу душу. Наше путешествие заставило вас вглядеться в себя, ведь вы говорили о собственных принципах поведения, формулировали свой нравственный кодекс. Сегодня был ваш урок. Ваш поединок с самим собой, и выбирали вы такие понятия как Доброта, Любовь, Честность, Искренность, Верность и Преданность. Так и впредь: “Береги честь смолоду”.