Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Патриаршая рыба"

Разделы: Биология, Русский язык, Литература


Цель:

  • Формировать умения ориентироваться в текстах разных стилей речи, приводить примеры языковых средств, характерных для этих стилей;
  • Развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, умения работать с дополнительной литературой и в группах.
  • Интегрируя материалы русского языка, литературы и биологии углубить знания учащихся о строении и происхождении семги.
  • Воспитывать любовь к природе и малой родине.

Оборудование:

  • Диск "Животный мир Мурманской области".
  • Лозунг.
  • Изображение семги.
  • Рабочие листы.

Метод проведения урока: работа в группах с сообщениями учащихся и самостоятельной работой.

I. Организационный момент - 2 мин.

Подготовиться к уроку: достать ручку, карандаш, линейку, тетрадь по русскому языку. На столах лежат рабочие листы.

Ход урока

II. Учитель русского языка и литературы: Вступление (чтение сказки).

Сказка

Шумят пороги, прыгают бешеные водопады, - вся природа словно только пробуждается, словно торопится скинуть с себя последнюю дремоту, и солнце, солнце, не зная покоя, день и ночь светит на эту усердную работу, день и ночь не сходит со светлой дороги, как будто не может оторваться от забытого им зимою края.

Стоят угрюмые леса, тянутся к тучам вараки-горы, рассыпались груды камня, не хотят сравняться скалы с землёй, - недавно, кажется, выбросившей их в родовых муках:

Стоят горы, раскинулись первобытные леса, леса без краю, без начала: В них звери и люди живут.

Люди - такие же первозданные, не отошедшие ещё от родившей их природы - матери, такие же простые, как она - северная природа; не коверкают они её и живут тем, что не жалеют пота для добывания куска хлеба:

Им, впрочем, чаще приходится зябнуть полярной ночью на разбушевавшейся вьюге, мокнуть в разъедающей холодной воде, но они готовы всегда на это - ибо знают от матери своей, что сладок хлеб, добытый трудом своим:

Разве не видят они каждый день, что делает эта глупая рыба-сёмга, прыгая упорно час за часом, день за днём на отвесную стену водопада, чтобы попасть-добраться до тихой воды, где можно посеять новое поколение?..

Разве не на глазах их олень разбивает себе в кровь копыто, чтоб достать из-подо льда маленький кусочек ягеля, - утолить этой окровавленной щепоткой мха свой голод; и разве можно не видеть, как полярная берёзка извивается, прячась за малейший уступ серого камня, чтоб только укрыться от мертвящего, студёного полунощника?

Да, живут там люди, питаясь, чем Бог послал, не гоняясь за многим. Как полярная берёзка за надёжным прикрытием распускается неожиданно прекрасным вычурным кустом, пока снова не прибьёт высунувшиеся побеги суровый ветер, так можно найти и у полярных людей цветы фантазии и прекрасного, так же неожиданно, впрочем, гаснущие, как и появившиеся среди мелких обыденных фактов прозаической жизни.

И сколько сказочного и в этой обыденной были: обыденной жизни!..

Вопросы учащимся:

  1. Каким предстает наш Кольский край в народных сказаниях?
  2. А что вы связываете с понятием "Кольский Север"?
  3. Давайте проведём простейший ассоциативный эксперимент.
  4. Запишите не менее 15 слов, связанных в вашем сознании с представлением о Заполярье, Мурмане. (Работа в группах). Проверка.
  5. Все понятия, которые вы назвали, связаны с историей нашего края.

Вопросы учащимся:

  1. А как называли первых русских поселенцев на Кольском полуострове? (Поморы)
  2. Каковы были их основные занятия? (Промысел рыбы и зверя, торговля: салом, мехом, семгой, пухом, рыбой и рыбьим жиром, моржовым клыком).
  3. Выступление ученика с сообщением про поморов.

Сообщение.

Поморы - это потомки древних новгородцев. Селения поморов были разбросаны редкими островками на обширной территории Кольского полуострова. В течение летнего времени связь между ними почти полностью прекращалась, потому что не было дорог.

В пунктах, соединённых реками, озёрами, морями, сообщение поддерживалось водным путём.

Для передвижения у побережий Белого и Баренцева морей пользовались поморскими судами - шняками, иначе их называли карбасами. Карбас - это небольшое парусное судно для рыболовного промысла и перевозки грузов. Судно имело прямой парус.

Шняки изготавливали из дерева, затем тщательно смолили, для того чтобы вода не попадала в лодку. На карбасе можно и прокатиться, посмотреть, как рыбу достают. Шняку кидает волной - только держись за борта. Рыбаки в сапогах: один на вёслах, а другой руками сеть перебирает от поплавка к поплавку. Вода бурлит от крупной рыбы - сёмги. Сёмгой и жили поморы много веков на Терском берегу:

Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь. Эпиграф написан на доске.

Поморский край:
Я вижу паруса,
Скользящие над синевой залива.
И бьют зверьё несметное в лесах,
И ловят семгу в полноводной Ниве.
Н. Колычев.

Задание учащимся:

Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите вид предложения.

III. Учитель биологии.

Об этой рыбе, которую еще называют атлантическим лососем, можно писать поэмы. Она стоит этого. Загадочный образ жизни, великие кочевья, фанатичное стремление к продолжению рода именно в той реке, на том плесе, где сама однажды появилась на свет, ставят семгу в разряд необыкновенных явлений природы. Прибавьте к этому красоту, мощь, размеры, аппетитную привлекательность и вкусовые качества мяса семги, и станет ясно, что не только лес, пушнина, морской зверь, грибы да ягоды манили новгородских ушкуйников на берега Гандвика и Студеного морей в XIV веке, не только гнет бояр Mосковских толкал их в последующие века осваивать тундровые и морские просторы русского северного поморья, но и семга, ценные качества которой они оценили по достоинству и которая была весомым добавком на столе каждой поморской семьи.

Размножается семга только на севере России в регионе, четко ограниченном Архангельской и Мурманской областями, Карелией и Коми республикой. К берегам Мурмана она подходит, нагулявшись в Атлантике, до распадения льда в реках, весной. Поморы на основании вековых наблюдений, присвоили различным стадам семги особые названия.

А вот какие названия были присвоены стадам семги мы это узнаем от вас.

Работа в группах.

Перед вами на столах лежат тексты. Предлагаю вам выбрать из этих текстов названия семги и дать краткую характеристику этим названиям.

Группа 1.

Текст.

Подледка мигрирует в реки в самом начале весны, когда они покрыты льдом.

Заледка - семга, идущая на нерест вслед за вскрытием реки. В беломорских реках - в начале мая, в реках Мурмана - в середине и в конце этого месяца.

Закройка идет с начала или с половины, иногда с конца июня. Представлена она в основном самками, вес которых превышает 10 килограммов, а длина бывает более метра. У них организм готов к нересту - половые продукты созрели, семга идет лишь на ей ведомый плес. Закройка, как подмечено в народе, идет в свою реку, когда зеленеют деревья, лист на березе оформляется размером в пятидесятирублевую монету. Это и есть настоящая летняя семга, которую называют еще яровой или заломом. Есть свидетельства, что отдельные экземпляры достигают веса 50 килограммов. В сентябре у закройки - семги летнего хода созревают молоки и икра.

Группа 2.

Текст.

С середины июля вперемежку с закройкой идет межень - тоже летняя семга, которую сопровождают крупные самцы.

С меженью идет тинда - мелкие самцы, имеющие длину 40-70 сантиметров и вес от одного до трех килограммов. Разгар хода тинды - вторая половина июля и начало августа.

После этого семга в реки бассейна Баренцева моря почти не заходит. Лишь изредка в ставные невода и рузы - рыбоучетные заграждения - попадаются 4-6-килограммовые экземпляры, которые в этом году не участвуют в икромете, уходят в ятови - зимовальные ямы, чтобы созреть для нереста осенью следующего года, Такую семгу называют осенкой, она идет в реки вплоть до ледостава. Осенка размножается в реках Терского берега, и доля улова её в разных реках не одинакова. Так, в Варзуге она составляет основу всего улова - 90 процентов, в Поное - 50 процентов, а в Умбе - доля ее улова сравнительно невелика. Созревают половые продукты и у осенки, зашедшей в реку, как мы помним, в предыдущем году.

Группа 3.

Текст.

Изнуренные особи, завершив работу, продиктованную могучим инстинктом продолжения рода, с атрофированным желудком (ведь они не кормились с момента, когда из просторов Атлантики закодированная природой генная память толкнула к устью родной реки - тут не до охоты, не до еды и "перекуров", - наши лососи, работая сильными плавниками проходили в сутки до 100 километров), после икромета, не в силax пошевелить хвостом, уносятся течением вниз по реке. Те же, кому удалось сохранить силы, уходят в зимовальные ямы, где многие не доживают до весны, гибнут от истощения. В результате, из ста благородных лососей, подчинившихся великому зову, пришедших на нерест, живых остаются единицы. Сумевших вернуться в море для нового нагула поморы называют лохами и вальчаками.

Мы отвлеклись, а нам надо проследить, что же происходит с икрой. Инкубационный период ее продолжается до мая, пока из икринки не проклюнется личинка, мало чем напоминающая малька. Вес личинки с желточным мешочком на брюшке равен одной десятой грамма. Первое время она живет в бугре, среди хорошо промываемого богатой кислородом воды галечника. Превращение в мальков происходит в июне после рассасывания желточного мешка, мальки прощаются с гнездом, начинается жизнь, полная опасностей, постоянной заботы о пропитании. Пищей им служат мельчайшие инфузории и свободноживущие жгутиковые растения. Осенью полуграммовые мальки все также скрываются среди галечника на сравнительно тихих участках реки, тут же и зимуют, а к концу втopoгo года жизни обретают типичную для молоди семги окраску, которую называют пестряткой. Пестрятка - темная рыбка, она еще совсем не напоминает взрослых особей, больше похожа на молодь форели или кумжи. Охотясь, она легко становится добычей незадачливых рыболовов, которые могут принять ее за форельку.

Группа 4.

Текст.

Теперь о самом главном возрастном периоде жизни семги - морском, когда она быстро прибавляет в весе и вырастает порой до метрового размера. Пятилетнего малька семги называют серебрянкой, или покатником, хотя "пятилетий" - не надо понимать буквально - в мope скатывается молодь различного возраста и размера. Беломорский покатник отличается от баренцевоморского тем, что он меньше живет в реке, а следовательно, скатывается, имея меньший вес и размеры. Трех - пятилетние семужата мигрируют в море в июне- июлe, порой отдельные группы покидают пресную воду и в августе. Это зависит от прогрева воды в реках, чем вода теплее - тем интенсивнее миграция. Первое время молодь живет в приливо-отливной морской зоне и лишь осенью уходит в Норвежское море, а потом расселяется в огромной акватории от Шпицбергена до северных берегов Исландии. Возвращаются "домой" особи разных стад в разное время. Одни - через год, другие-через два-три года.

Теперь послушаем учащихся. Что они знают о семге.

Сообщение "Семейство Лососевых" (приложение 1).

Предлагаю ответить вам на вопросы после сообщения. Вопросы лежат на столах у каждой группы.

Вопросы:

  1. Почему семгу называют проходной рыбой?
  2. Где размножается семга?
  3. Куда откладывает икру самка и что она делает для её сохранности?
  4. Что происходит с большей частью взрослых особей после первого нереста?
  5. Как определить возраст рыбы?

IV. Учитель русского языка и литературы.

Давайте отправимся в плаванье вместе с семгой и вспомним, какие ещё названия рыб мы знаем.

Учащимся предлагается вспомнить названия рыб на буквы, которые есть в слове семга.

  • с (сом, сазан, стерлядь, сельдь ,скумбрия, сайра, сайка и т.д.)
  • ё (ёрш)
  • м (мойва, макрель и т.д.)
  • г (голец, гуппи, горбуша ит.д.)
  • а (аргентина)

Об этой удивительной рыбе много написано и сказано.

Вашему вниманию предлагаются тексты разных стилей (приложение 2).

Работа в группах.

На столах тексты. Ваша задача - прочитать текст, определить стиль речи данного текста, привести примеры языковых средств, характерных для этого стиля, воспользовавшись предложенным текстом и планом (приложение3).

  • Группа 1. Текст 1.
  • Группа 2. Текст 2.
  • Группа 3. Текст 3.
  • Группа 4. Текст 4.

Чтение стихотворения В. Смирнова "Семга".

Сёмга.

Легко в морских солёных водах -
Вольготно, сытно и тепло.
Но чувство продолженья рода
Весной
к реке её влекло.

И рыба шла.
И ни теченье,
Ни падуны, ни валуны
Остановить её стремленье
Доселе
были не вольны.

А мрак полярный всеобъемлющ,
И от него не жди добра.
И море, и реку, и землю -
Он всё в нутро своё вобрал.

Но человек -
Он царь природы.
"Здесь нужен свет!" -
он рассудил

И быстрые речные воды
Плотиной перегородил.

Как петля,
Стягивалась туже
Струя, призывна и светла.
Но слеп и глух инстинкт семужий,
И под турбины
рыба шла.

Её назад потоком пёрло,
И лопасти её секли.
И в море скатывались зёрна
Так и не вызревшей икры.
Сияли лампы над плотиной:

Но лишь природа даст ответ,
Какой ценою заплатила
За этот -
нужный людям - свет.

V. Учитель биологии.

Большую опасность для стада семги представляет возникший в последние десятилетия промысел ее в открытом море Норвегией и другими странами на яруса, длина которых десять и более километров. Даже при разреженном распределении семги ежедневно вылавливается несколько десятков рыб. Выход в море все большего числа судов может привести к уничтожению семги.

Работники рыбного хозяйства Росси, Канады, Англии призывают прекратить морской лов и объявить семгу национальным достоянием тех стран, на территории которых она размножается. Тем более, что лов семги во время ее хода в реки экономически выгоднее морского лова и дает продукцию лучшего качества. При этом следует учесть, что государства, в реки которых семга заходит, несут определенные затраты на сохранение нерестилищ, на борьбу с браконьерами, на искусственное разведение молоди.

Сочетание искусственного разведения с усиленной охраной нерестилищ на малых и больших незарегулированных реках позволит сохранить численность рыбы.

ЛОЗУНГ "Берегите сёмгу - жемчужину северных водоёмов!"

VI. Учитель русского языка и литературы.

Как вы думаете, почему же семгу называют патриаршей, царской рыбой?

  • патриарх - высшее духовное лицо, глава православной церкви;
  • царь - единовластный государь, монарх;
  • царская - первая, лучшая среди остальных, роскошная, богатая.

VII. Учитель биологии.

Семга, разведенная на рыбоводных фермах, является великолепным продуктом питания. Она очень богата жирными кислотами Омега-3 и жирорастворимыми витаминами А и D. К тому же, она содержит большое количество водорастворимых витаминов В12 и пиридоксина.

VIII. Рефлексия.

Учащимся предлагается устно ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что вам понравилось и запомнилось больше всего на уроке?

IX. Заключение.

Учитель русского языка и литературы.

Чтобы сегодняшний урок надолго остался в вашей памяти, мы предлагаем по достоинству оценить удивительные вкусовые качества царской рыбы и отведать бутербродов с семгой.

Расскажите дома о нашем уроке и подарите мамам необычный рецепт приготовления семги с апельсином, а папам - наговоры на рыбалку, чтобы рыба никогда не соскакивала с их крючка и балы частым гостем на вашем семейном столе (Раздача рецептов и наговоров (приложение 4), бутербродов с семгой).

Список литературы.

1. Абрамов Ф. "Жила-была семужка", Детская литература, 1980

2. "Глория", № 35, 30 августа 2007 г.

3. Дребенцов В.С., Сурков С.С. "Животный мир Мурманской области"

4. Макарова О.Н., Андреев Г.Н., Похилько А.А. и др. "Растительный и животный мир Мурманской области" - Научно-издательский центр "Пазори": Мурманск-1997, 151 с.

5. Миленков А. "Отрада моя рыбалка", Мурманск, 1994 г. Мурманское книжное издательство, 1974 г.

6. Панкратов С. "Солнечный ветер", Мурманское книжное издательство, 1963 г.

7. Смирнов В. "Побережник", Мурманское книжное издательство, 1987 г.

8. Ушаков И.Ф., Киселев А.А. "История родного края" Мурманское книжное издательство, 1984 г.