Конкурсно-игровая программа "Путешествие по страницам русского фольклора"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели и задачи классного часа (урока):

  • привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям, традициям других народов;
  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • жетоны с количеством очков;
  • секундомер.

Предварительная работа:

Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.

Правила игры:

Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.

Описание классного часа (урока):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.

На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.

На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

Итак, начинаем!

Станция “Музыкальная”

100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)

Станция “Народные праздники”

100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)

300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Станция “Народное искусство”

100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)

400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)

500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

Станция “Русская кухня”

100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

Станция “Быт русского народа”

100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)

300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)

Станция “Пословицы”

(Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)

100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)

200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)

400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)

500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)

В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.

Презентация