Цели и задачи классного часа (урока):
привитие интереса к русскому народному
творчеству и обычаям, традициям других народов;
Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- жетоны с количеством очков;
- секундомер.
Предварительная работа:
Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.
Правила игры:
Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.
Описание классного часа (урока):
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.
На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.
На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.
Итак, начинаем!
Станция “Музыкальная”
100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)
500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)
Станция “Народные праздники”
100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)
200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)
300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)
400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
Станция “Народное искусство”
100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)
200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)
300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)
400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)
500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)
Станция “Русская кухня”
100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)
200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)
300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)
500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)
Станция “Быт русского народа”
100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)
200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)
300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)
400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)
Станция “Пословицы”
(Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)
100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)
200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)
300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)
400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)
500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)
В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.