Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"»

Разделы: История и обществознание, Литература


При организации проектно-исследовательской деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения учитывается следующее:

  1. Обязательное условие – присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование). Практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
  2. Работа с первичной информацией (не существующей в готовом виде до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
  3. Основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить положительную мотивацию и увеличить долю используемой информации, потому что игра ассоциативно связана с положительными эмоциями; у учащегося отсутствует страх неудачи; присутствует свобода выбора: когда сам учащийся имеет возможность задать себе правила деятельности и цель.

При этом неизбежно происходит формирование конструктивного мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения, уже “не работает” оценочная система. Это позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и могут быть усвоены вербально, этот метод помогает снять существующие противоречия.

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый этап:

– определение темы;
– поиск и анализ проблемы;
– постановка цели проекта.

2. Аналитический этап:

– анализ имеющейся информации;
– сбор и изучение информации;
– поиск решения – достижения – действия.

3. Практический этап

– выполнение операций;
– контроль;
– внесение изменений.

4. Презентационный этап.

5. Контрольный этап:

– анализ;
– оценка.

Урок состоит из специально организованного учителем и самостоятельно выполненного учеником комплекса действий и получению результата.

Класс: 11

Название курса: История России.

Название темы урока: Духовная жизнь в СССР. Хрущевская “оттепель”.

Цели и задачи урока:

  • Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.
  • Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование навыков работы в команде.
  • Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.
  • Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет-ресурсов, программных средств Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Компетенции:

  • В сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  • В сфере гражданско-общественной деятельности.

Методы: проблемные, поисковые, исследовательские.

Типология проекта: исследовательского характера.

Деятельность учащихся: исследовательская, поисковая, творческая.

По форме проведения: проект в группах.

По времени: краткосрочный – 90 минут.

Участники проекта: ученики 11 класса в составе 20 человек.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок проводится в кабинете информатики, все компьютеры включены в локальную сеть; урок – 90 минут.

При входе в аудиторию учащиеся получают карточку одного из четырех цветов, таким образом формируются четыре группы для проведения занятия.

Оборудование урока и ресурсы: презентация учебное пособие для 11 класса “История России XX – начало XXI вв.”, автор Сахаров А.М., Боханов Б.Н., Загладин Н.В.; раздаточный материал, лист рефлексии, записи воспоминаний родственников о хрущевском времени, листы ватмана, фломастеры, карточки 4-х цветов для распределения по группам. Компьютеры с программами Windows-98 (2000) с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор.

2. Подготовка к занятию

Учащимся дается задание расспросить старших членов семьи, родственников о том, как они жили в 1953 – 1964 гг., чем запомнилось им время “оттепели”.

Средства контроля:

– индивидуальный проектный план;
– критерии оценки проекта;
– критерии оценки презентации;
– рефлексивное табло.

Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет-ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта.

Мотивация: учитель организует вводную беседу на основе презентации.

Проблематизация на основе презентации: ставит задачу перед учащимися записать проблемы, которые ставят перед нами данная тема.

Мозговой штурм: ребята по ходу презентации определяют проблемы изучаемой темы. Какие проблемы вы отметите для себя по ходу презентации? Учитель записывает на доске предложенные варианты. Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.

Творческое название:

“Демократизация общественной жизни в период “оттепели”

 

– гибнет?”
– существует?
– живет?

3. Оформление школьной доски

Название темы урока.
“Оттепель”: жизнь, наука и культура.

4. План урока

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Проблематизация на основе презентации
  4. Работа в группах над проектом
  5. Защита проектов. Обсуждение
  6. Рефлексия
  7. Итоги урока

Особенности урока:

Реализация проектно-исследовательской деятельности с использованием компьютера, элементов проблемного развивающего обучения, технических возможностей Microsoft Power Point, создание собственного информационного продукта, доля самостоятельной работы учащихся, сотрудничество учителя, учащихся между собой, определяет качество знаний и развитие компетентностей, результативность урока.

Функции учителя – организация, управления, коррекция деятельности учащихся.

Деятельность учащихся носит исследовательский характер.

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:

  1. Создание обучающимися итогового продукта-проекта.
  2. Усвоение учащимися знаний:

Хронологии, ключевых понятий, основных событий, процессов и особенностей развития страны в период “хрущевской оттепели”.

Сравнивать и сопоставлять факты, процессы;

Устанавливать причинно-следственные связи, противоречия, интерпретировать сведения;

Выстраивать логическую цепочку информации, выводы, обобщения, заключения.

Выявлять закономерности, мировоззренческие идеи.

Понимать смысл и интерпретировать сведения из источников разного жанра.

Осуществлять поиск информации с заданными свойствами, признавая равнозначность текстовых, графических, видео, анимационных и других объектов.

Умение реализовывать сотрудничество в малой группе, в парах и индивидуально, осознавая ответственность за результативность общего дела.

Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет-ресурсов, программных средств Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Литература

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007.
  3. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. – № 2, – стр. 113-121.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
  7. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  8. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.

Перечень Интернет-ресурсов и мультимедийных компьютерных программ, обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:

http: //www coogle.ru
http: //www yar.ru
http: //www websib.ru
http: //www eidos.ru