При организации проектно-исследовательской деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения учитывается следующее:
- Обязательное условие – присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование). Практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
- Работа с первичной информацией (не существующей в готовом виде до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
- Основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить положительную мотивацию и увеличить долю используемой информации, потому что игра ассоциативно связана с положительными эмоциями; у учащегося отсутствует страх неудачи; присутствует свобода выбора: когда сам учащийся имеет возможность задать себе правила деятельности и цель.
При этом неизбежно происходит формирование конструктивного мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения, уже “не работает” оценочная система. Это позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и могут быть усвоены вербально, этот метод помогает снять существующие противоречия.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый этап:
– определение темы;
– поиск и анализ проблемы;
– постановка цели проекта.
2. Аналитический этап:
– анализ имеющейся информации;
– сбор и изучение информации;
– поиск решения – достижения – действия.
3. Практический этап
– выполнение операций;
– контроль;
– внесение изменений.
4. Презентационный этап.
5. Контрольный этап:
– анализ;
– оценка.
Урок состоит из специально организованного учителем и самостоятельно выполненного учеником комплекса действий и получению результата.
Класс: 11
Название курса: История России.
Название темы урока: Духовная жизнь в СССР. Хрущевская “оттепель”.
Цели и задачи урока:
- Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.
- Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности.
- Формирование навыков работы в команде.
- Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.
- Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет-ресурсов, программных средств Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Компетенции:
- В сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
- В сфере гражданско-общественной деятельности.
Методы: проблемные, поисковые, исследовательские.
Типология проекта: исследовательского характера.
Деятельность учащихся: исследовательская, поисковая, творческая.
По форме проведения: проект в группах.
По времени: краткосрочный – 90 минут.
Участники проекта: ученики 11 класса в составе 20 человек.
Ход урока
1. Организационный момент
Урок проводится в кабинете информатики, все компьютеры включены в локальную сеть; урок – 90 минут.
При входе в аудиторию учащиеся получают карточку одного из четырех цветов, таким образом формируются четыре группы для проведения занятия.
Оборудование урока и ресурсы: презентация учебное пособие для 11 класса “История России XX – начало XXI вв.”, автор Сахаров А.М., Боханов Б.Н., Загладин Н.В.; раздаточный материал, лист рефлексии, записи воспоминаний родственников о хрущевском времени, листы ватмана, фломастеры, карточки 4-х цветов для распределения по группам. Компьютеры с программами Windows-98 (2000) с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор.
2. Подготовка к занятию
Учащимся дается задание расспросить старших членов семьи, родственников о том, как они жили в 1953 – 1964 гг., чем запомнилось им время “оттепели”.
Средства контроля:
– индивидуальный проектный план;
– критерии оценки проекта;
– критерии оценки презентации;
– рефлексивное табло.
Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет-ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта.
Мотивация: учитель организует вводную беседу на основе презентации.
Проблематизация на основе презентации: ставит задачу перед учащимися записать проблемы, которые ставят перед нами данная тема.
Мозговой штурм: ребята по ходу презентации определяют проблемы изучаемой темы. Какие проблемы вы отметите для себя по ходу презентации? Учитель записывает на доске предложенные варианты. Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.
Творческое название: “Демократизация общественной жизни в период “оттепели” |
– гибнет?” |
3. Оформление школьной доски
Название темы урока.
“Оттепель”: жизнь, наука и культура.
4. План урока
План урока:
- Организационный момент
- Мотивация
- Проблематизация на основе презентации
- Работа в группах над проектом
- Защита проектов. Обсуждение
- Рефлексия
- Итоги урока
Особенности урока:
Реализация проектно-исследовательской деятельности с использованием компьютера, элементов проблемного развивающего обучения, технических возможностей Microsoft Power Point, создание собственного информационного продукта, доля самостоятельной работы учащихся, сотрудничество учителя, учащихся между собой, определяет качество знаний и развитие компетентностей, результативность урока.
Функции учителя – организация, управления, коррекция деятельности учащихся.
Деятельность учащихся носит исследовательский характер.
Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:
- Создание обучающимися итогового продукта-проекта.
- Усвоение учащимися знаний:
Хронологии, ключевых понятий, основных событий, процессов и особенностей развития страны в период “хрущевской оттепели”.
Сравнивать и сопоставлять факты, процессы;
Устанавливать причинно-следственные связи, противоречия, интерпретировать сведения;
Выстраивать логическую цепочку информации, выводы, обобщения, заключения.
Выявлять закономерности, мировоззренческие идеи.
Понимать смысл и интерпретировать сведения из источников разного жанра.
Осуществлять поиск информации с заданными свойствами, признавая равнозначность текстовых, графических, видео, анимационных и других объектов.
Умение реализовывать сотрудничество в малой группе, в парах и индивидуально, осознавая ответственность за результативность общего дела.
Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет-ресурсов, программных средств Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Литература
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007.
- Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. – № 2, – стр. 113-121.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
- Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.
Перечень Интернет-ресурсов и мультимедийных компьютерных программ, обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:
http: //www coogle.ru
http: //www yar.ru
http: //www websib.ru
http: //www eidos.ru