Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?"

Разделы: Литература


Цели:

- воспитывать у учащихся любовь к книге;

- обобщить знания пятиклассников о творчестве С.Я. Маршака;

- познакомить учеников с работой в двадцатые годы "Детского городка" в г. Краснодаре (региональный компонент).

Оборудование:

портрет С.Я. Маршака, выставка книг, выставка детских рисунков по произведениям Маршака, мультимедийная презентация.

Ход урока

Читатель мой особенно рода,
Умеет он под стол ходит пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
С.Маршак

I. Вступительное слово учителя.

1 .Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. Познакомимся с его биографией, с некоторыми произведениями, которые, может быть, не знакомы вам. И проведем литературную викторину по произведениям писателя.

2.Великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и разнообразных интересов и знаний - С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он подружил с детских лет с поэзией многих ребят, показал чудесную силу родного языка. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказывать знаменательные и поучительные истории, вызывать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем.

С.Я.Маршак (1887-1964 (77 лет) был человеком удивительной работоспособности. Проработал в литературе без малого 60 лет и оставил большое наследие: стихи для детей, взрослых, сказки для чтения и представления, песни, переводы.

Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста". И действительно, глупый мышонок, Рассеянный с улицы Бассейной, дама с громадным багажом, Усатый-полосатый, неутомимые почтальоны разгоняют дурное настроение, неизменно вызывают смех, улыбку у маленьких читателей стихов Маршака. А сам поэт позаботился о том, чтобы создать для них целую своеобразную поэтическую энциклопедию "Про все на свете". Есть там и рассказы о людях простых и всем необходимых профессий, и веселые, похожие на затейливые детские игры, занимательные азбуки, и поэтический календарь природы "Круглый год" с его неустанно движущимся хороводом месяцев, и даже веселая арифметика, где каждая цифра - живой образ. Потом, подрастая, читатель стихов Маршака познакомится с его замечательными переводами стихов и песен шотландского поэта Роберта Бернса и сонетов Шекспира, с Маршаком - автором сосредоточенной философской лирики, Маршаком-сатириком и Маршаком-критиком.

II. Биография С.Маршака (сообщение ученика) [1].

III. О работе Маршака в г.Краснодаре (сообщение ученика) [2].

IV. Слово учителя.

Маршак навсегда стал частью биографии Краснодара, гражданином Кубани, бывшим с ней в драматическое время. Порядочность и здравый смысл - нравственные ориентиры поэта.

Стихи С.Маршака - товарищи детских лет ребята, они сопровождают ребенка на всех дорожках его детства.

И некоторые ребята из вашего класса к сегодняшнему уроку нарисовали рисунки к любимым произведениям С.Маршака (Показать рисунки).

V. O героях С.Маршака "Кто написал все это?" (сообщение ученицы по статье Льва Кассиля) [3].

VI. Слово учителя.

Едва научившись говорить, ребенок перелистывает книги Маршака, запоминает его стихи. Давайте и мы вернемся в прошлое, когда и вам мамы, папы, бабушки читали стихи этого писателя. Послушаем его стихи для детей (чтение стихов учениками наизусть).

Стихи.

  • "Великан"
  • "Чем болен мальчик"

VII. Учитель.

Но и выросши, человек не расстается с поэтом, читая его переводы Бернса, Китса, Шекспира и задумчивую лирику самого Маршака. Многие из вас, может быть, даже знакомы с лирическими стихами поэта. Сейчас вы услышите несколько лирических стихотворений (чтение наизусть учениками).

1.)"Когда, изведав трудности ученья" (1946 г.)

2.)"Ландыш" (1958г.)

3.)"Пожелание друзьям" (1958 г.)

VIII. Об эпиграфе (учитель).

Писатель предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение детей, их не забудут.

Вернемся к детским стихам Маршака. Он пишет для детей книги, пьесы, считалки, загадки. Маршак пишет просто, часто даже разговорным языком.

Стихи его легко запоминаются.

IX. Много книг для детей со стихами Маршака издается у нас в стране.

Книги (просмотр книг на выставке).

X. А сейчас проведем литературную викторину, небольшое соревнование между рядами;

1. Угадать, как называется стихотворение, которое инсценировали ребята.

Сценка: "Про одного ученика и шесть единиц".

2. Угадать по иллюстрациям "Кто в каком произведении живет?" (мультимедийная презентация (Приложение 1).

3. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Маршака, надо угадать его название.

1.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? ("Почта")

2.

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит. ("Пожар")

3.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки. ("Вот какой рассеянный")

4.

Я учиться не хочу,
Сам любого научу.
Я известный мастер
По столярной части! ("Мастер-ломастер")

5.

У Скворцова Гришки
Жили-были
Книжки -
грязные,
лохматые,
рваные,
горбатые,
Без конца
И без началa!.. ("Книжка про книжки")

6.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет 20-ти. ("Рассказ о неизвестном герои")

Загадки

1.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.  (Дождь)

2.

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

3.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

4.

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - кружок да ящик. (Патефон)

5.

Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

6.

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

7.

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)

8.

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держусь рукой за тросточку.
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду. (Вишня)

9.

В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (Утюг)

XI. Заключение.

Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - пишущего стихи для взрослых, Маршака- автора пьес для театра, Маршака- переводчика,

Маршака- сатирика, который в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов.

И в каждом виде литературы Маршак стал мастером. А вы на уроке сегодня больше узнали об этом писателе, думаю, что новая встреча со стихами Маршака- это радость и удовольствие. А каждый стих, который не был еще известен вам - это новый подарок от старого незабвенного друга детей - С.Я.Маршака.

Подведение итогов викторины, оценки.

Д/З. В тетради: написать сочинение-миниатюру "Чем запомнились и понравились герои произведений Маршака?"

Список литературы.

  1. Галанов Б. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. - М.: Детская литература, 1965. - 312 с.
  2. Куценко И. С.Я. Маршак: Жизнь и творчество на Кубани. - Краснодар, 1997. - 880 с.
  3. "Кто написал все это?" Предисловие к книге "Радуга-дуга" Л. Кассиля. - М.: Детгиз, 1961.