Методическое представление:
- Введение.
- Методический паспорт учебного проекта.
- Осуществление проекта.
- Выводы.
- Работы учащихся в рамках учебного проекта.
Введение:
«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С.Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.
Роль учителя в проектной деятельности:
- Помогает ученикам в поиске источников;
- Сам является источником информации;
- Координирует весь процесс;
- Поддерживает и поощряет учеников;
- Поддерживает непрерывную связь с детьми;
- Организует представление результатов работы в различных формах.
Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:
- Ориентировано на личность учащегося;
- Использует множество дидактических приемов;
- Самомотивируемо;
- Позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся личностно и «присваивая» проблему проекта, стремятся к оптимальной форме её разрешения, что повышает качество обучения.
Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.
Работа над проектом проходит в шесть этапов.
Этапы работы |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||||
Подготовка |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
||||
Планирование |
|
Вырабатывают план действий, формируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения |
||||
Исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты:
|
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
||||
Результаты и (или) выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов |
Анализируют информацию |
Наблюдает, советует |
||||
Представление (или отчет) |
Возможные формы представления результатов (отчета):
|
Отчитываются, обсуждают результаты |
Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника |
||||
Оценка результатов и процесса в целом |
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета. |
Методический паспорт учебного проекта
Адресация: учебный проект адресован учащимся 11-х классов для более глубокого ознакомления с темой «Показательная и логарифмическая функции. Производная показательной и логарифмической функций». Программой на эти темы отводится 28 часов.
- Возраст учащихся: 11-й класс.
- Время работы над проектом: февраль 2006 года – апрель 2006года.
- Режим работы:3часа в неделю, урочно-внеурочный.
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература, дополнительная литература, компьютер с доступом в Интернет, сканер.
- Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь, работники банка, учитель музыки, учитель биологии, учитель физики и астрономии, учитель литературы, психолог.
Тематическое планирование:
- Показательная функция – 3 часа
- Решение показательных уравнений и неравенств – 4 часа
- Логарифмы и их свойства – 4 часа
- Логарифмическая функция – 4 часа
- Решение логарифмических уравнений и неравенств – 4 часов
- Понятие об обратной функции – 1 час
- Производная показательной функции. Число е – 3 часа
- Производная логарифмической функции – 3 часа
- Защита творческих проектов – 2 часа
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
- Изучить основные свойства логарифмов и показать их применение в ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы. Рассмотреть решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Изучить свойства показательной и логарифмической функций. Сформировать представление о числе е. Научить находить производную и первообразную показательной и логарифмической функций. Показать применение логарифмов;
- Вовлечь учащихся в различные виды деятельности;
- Научить самостоятельному приобретению новых знаний;
- Помочь учащимся в постановке и формулировке темы своего доклада, личностной мотивации выбора;
- Организовать деятельность учащихся как индивидуальную, так и групповую.
- Развивать интерес к предмету;
- Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- Развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)
- Доминирующий вид деятельности: исследовательский.
- Предметно-содержательная область: межпредметный (экономика, биология, физика, литература, музыка, астрономия, психология).
- Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).
- Характер контактов: внутришкольный, внешкольный (работники банка).
- Количество участников: групповой (2-3 человека).
- Продолжительность: долгосрочный (февраль2006года – апрель2006года)
Осуществление проекта
1-й этап: организационный:
Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.
Образовалось 10 групп по 2-3 человека.
Были выбраны следующие темы будущих проектов:
- «История возникновения логарифмов»
- «Логарифмы в природе»
- «Логарифмы в физике»
- «Логарифмическая линейка»
- «Логарифмы и психология человека»
- «Логарифмические диковинки»
- «Логарифмы в музыке»
- «Логарифмы в поэзии»
- «Логарифмы и банковское дело»
- «Логарифмы в астрономии»
Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2-й этап: поисковый и исследовательский:
Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию по своей теме, готовили наглядное представление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, консультирующая, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3-й этап: презентация проекта:
Проведение конференции, учащиеся публично, наглядно представляют результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.
Роль учителя – сотрудничество.
Общие выводы. Заключение.
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 11 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
- Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.