Литература
-
Интегрированный урок литературы и русского языка с использованием информационных технологий 2010
Тема урока позволяет учителю не только познакомить учащихся с поэзией Б.Пастернака, но и отработать умения различать изобразительно-выразительные средства языка. Это поможет использовать полученные знания для успешной сдачи ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями" 2010
Данный урок русского языка ставит целью систематизацию известных учащимся сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, а также знакомство с пунктуационным правилом об обособлении деепричастных оборотов, представляющих собой фразеологические обороты, повторение правила о правописании НЕ с деепричастиями.
-
"Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" 2010
Предлагаемый урок внеклассного чтения в 11-м классе по современной русской литературе обращён к творчеству Виктории Токаревой и заставляет учащихся задуматься о нравственных проблемах, которые ставит писательница. Произведение вызывает интерес у школьников. Главная героиня повести Анна приходит к пониманию того, что такое любовь и для чего должен жить человек.
-
"Звезда горела средь небес" 2010
Данная литературно-музыкальная композиция составлена для учащихся 8–9-х классов. Посвящена 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова, уроженца г. Воронежа. Мероприятие рассчитано на развитие творческой мысли учеников, развитие читательской компетенции и выразительного чтения стихотворений, воспитание любви к родному краю.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" 2010
Цель данного урока – помочь детям в понимании героев Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир. Эта цель не одного урока. Она реализовалась на протяжении нескольких уроков.
-
Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ "Встреча с Пушкиным" 2010
Автор погружает учащихся в мир Пушкина, открывает новые факты жизненного и творческого пути, формирует коммуникативные информационные компетенции, воспитывает у детей чувства прекрасного.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе "Вслед за героями гайдаровских книг" 2010
Занятие построено в форме литературной игры, задания которой содержат такие вопросы и задания, ответы на которые предусматривают хорошее знание текста. А это побуждает учащихся к внимательному самостоятельному чтению. Такая форма работы способствует привитию интереса к чтению, к творчеству детского писателя А.П. Гайдара. Героям его произведений подражает не одно поколение школьников.
-
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе с применением технологии индивидуализированного обучения 2010
Самостоятельное осмысление художественного текста на приемлемом ученику уровне трудности оживляет обсуждение на уроке. Вопросы изображения психологического состояния героя, философии отношения писателя к любви, к жизни не пугают подростков, а вызывают интерес, так как, реализуя задания посильной им карточки, они готовы на уроке поделиться своим мнением.
-
Изучение повести Н.В. Гоголя "Портрет" в свете новой программы 2010
Предлагаемая статья рассматривает изучение повести для студентов техникума в свете новой программы по литературе. Представлен материал для преподавателя литературы по истории создания повести; дан образец семинарского занятия с использованием проблемного метода обучения по теме.
-
Факультативный курс "Подготовка к ЕГЭ по литературе" 2010
Материал представляет собой разработку факультативного курса по литературе и сопровождается схемами мониторинга.
-
Урок-поиск по литературе в 6-м классе "Правда жизни" в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2010
На обобщающем уроке автор поставила следующие цели: анализируя композицию, художественные приёмы, выяснить основную мысль сказки-были, развивать устные речевые способности учащихся, содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2010
Данный конспект урока предлагается для использования в 11-м классе при изучении раздела «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» в одном ряду с такими произведениями, как «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова.
-
"Трагическая судьба Катерины и Ларисы" (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2010
На уроке поговорим о судьбе русской женщины, изображенной в драматических произведениях А.Н. Островского. Урок формирует навыки характеристики литературного типа, развивает исследовательскую культуру через сравнение интерпретаций и частично-поисковых заданий.
-
Поэтическая мастерская: конспект урока литературы в 7-м классе на тему "Весна - утро года" 2010
Самым важным, на мой взгляд, в современных условиях является использование методики личностно ориентированного обучения, которая реализуется через развитие творческих способностей учащихся. Использование поэзии на уроках помогает развивать речевые умения. Строгие правила синквейна помогают научить анализировать и чётко формулировать свои мысли, учат обобщать, выделять главное.
-
Урок литературы в 8-м классе "Личность благоверного князя Александра Невского" 2010
Урок посвящен подробному изучению личности благоверного князя Александра Невского. Цель урока: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои, эстетические ценности учащихся. На уроке проводится работа над новыми понятиями: агиография, триптих.
-
Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценария 2010
От современных школьников часто требуется уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать прочитанное. Это умение формируется и на внеклассных занятиях, например, при написании сценария. Наиболее продуктивной является технология РКМЧП, приёмы: выстраивание ассоциаций, «корзина идей», «мозговой штурм», РАФТ.
-
Информационные технологии на уроках литературы "Образ природы в лирике А.С. Пушкина" (9-й класс) 2010
На уроке ребята выступают с самостоятельно изученным материалом, где каждая группа готовила материал по определенному периоду творчества А.С. Пушкина. А ИКТ позволяет не только увидеть пушкинские места, но и услышать художественное чтение, музыкальные произведения. Такая работа учит отбирать материал по теме, эмоционально раскрывать текст.
-
Литературно-музыкальная композиция "Солдату я слагаю оду…" 2010
Есть в нашей стране праздник «со слезами на глазах» – праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Пусть не прервется наша память, потому что живы еще очевидцы дней минувшей войны, которые могут поведать о человеческих трагедиях и счастье Победы.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
Аналитическое прочтение лирического текста всегда вызывает затруднение и в то же время представляет огромный интерес: «Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни процветает». Проведя сравнительный анализ двух стихотворных произведений, автор представляет свой собственный опыт их интерпретации.
-
Урок литературы в 9-м классе "Подготовка к написанию сочинения-отзыва на повесть Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2010
Этот урок не только учит анализировать художественное произведение и писать сочинение-отзыв, но и воспитывает в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою страну, победившую как силой оружия, так и силой нравственного духа фашистскую Германию.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Языковые и композиционные особенности жанра басни" 2010
Урок позволяет обобщить литературоведческий материал по истории развития жанра басни, композиционные и художественные особенности этого жанра. В ходе урока выполняется сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Ж.Лафонтена, что позволяет подготовить ученика к созданию собственного произведения.
-
Игровые технологии на уроках литературы в старших классах 2010
В практике своей работы наиболее часто использую такие игровые формы урока, как устный журнал, суд, конференция, пресс-конференция, диспут, аукцион знаний, концерт. При проведении урока-пресс-конференции осуществляется возможность проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работать над развитием речи и мышления учащихся.
-
Традиционный урок-диалог "Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Целью урока является выявление основной идеи повести, совершенствование навыков анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. В ходе урока формируются оценочные суждения, воспитывается способность эмоционально и адекватно реагировать на обсуждаемую проблему, формируются гражданские, нравственные и патриотические качества личности.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" 2010
Открытый урок проводился с целью расширения и закрепления знаний учащихся о произведениях Н.В. Гоголя, развития умения ориентироваться в прочитанном, развития внимания и наблюдательности, привития интереса к чтению через знакомство с данными произведениями, рекомендованными программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Тема Родины в творчестве Сергея Есенина" 2010
Внеклассное занятие призвано кратко познакомить с жизнью и творчеством Есенина, показать значение его творчества для русской культуры и истории.
-
Библиотечный урок на тему "Сказка о тебе и обо мне" (по произведению Д.Ю. Соколова "Поймайчик Агао с планеты людчей") 2010
Программа курса "Литературное краеведение" включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах. Тем самым она расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
-
Программа элективного курса по литературе "Сороковые, роковые, военные и фронтовые" для профильных гуманитарных 10–11-х классов 2010
Данная программа содержит план тематических занятий на весь учебный год, основанный на изучении наиболее значительных произведений о Великой Отечественной войне, их проблематики, идейно-художественных особенностей. В процессе работы учащиеся формируют ценностно-мировоззренческие, читательские, речевые компетентности, развивают умения творческого чтения.
-
Берегите красоту художественного слова 2010
Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5–7-x, 11-х классов и занятия элективных курсов для 9-го класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей.
-
История создания и художественное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Роман "Война и мир" Л.Н. Толстого является одним из самых сложных произведений, представленных в курсе литературы в 10-м классе. Поэтому очень важно на первом этапе работы с произведением дать представление об истории создания, особенностях жанра, проблематике, разобрать смысл названия романа-эпопеи. Этому посвящён данный урок.