Литература
-
Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мир 2010
В данной статье проводится анализ творчества Ф.М. Достоевского (прежде всего его Дневников) применительно к проблеме «случайного семейства». Этим термином Достоевский обозначал семью, в которой распались внутренние связи и которая находится в состоянии «хаоса» и «беспорядка». В статье показывается острая актуальность мыслей великого писателя, их злободневность и глубина.
-
Тема «Выражение позиции героя. Л.Н. Толстой. Отрочество. Глава II – "Гроза"» (анализ художественного текста) 2010
Автор ставит целью научить учащихся воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст; углубить знания детей о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, выявить выразительную функцию лексических средств связи, морфологических, образно-выразительных. Анализ повествовательного текста от первого лица соотносится с написанием собственного рассказа от первого лица.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Стихи Виктора Яганова о войне" 2010
Мероприятие подготовлено членами литературно-краеведческого кружка "Лира" ко дню Победы. В основу сценария легли стихи о войне амурского поэта, трогательные, волнующие, обжигающие. Кроме того, шла речь о вкладе земляков в дело великой Победы над фашистами и о нашем святом долге перед теми, кто сделал все для того, чтобы был мир.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2010
Литература - это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Автором представлена статья по современной литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" 2010
Урок литературы в 10-м классе - это решение проблемного вопроса, позволяющее не только проверить знания текста драмы А.Островского старшеклассниками, но и решить массу вопросов, связанных со становлением юного читателя, выбором жизненного пути, его взрослением. Вопросы, которые поднимает драматург, касаются "вечных" тем в литературе.
-
Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") 2010
Урок обобщает материал по жизни и творчеству Н.В. Гоголя, формирует у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
-
Вечер-портрет, посвященный жизни и творчеству Э.Асадова 2010
Мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Мероприятие помогает познакомить ребят с творчеством Э.Асадова, с удивительными страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс) 2010
На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
-
Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"» 2010
В работе рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках личностно ориентированного подхода в ходе интегрированного урока.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Учащиеся анализируют на уроке главы повести, формулируют кодекс чести, составляют свой собственный герб, вырабатывают позицию в жизни.
-
Открытый урок на тему "Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2010
Данная работа ставит следующие задачи: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе; развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.
-
Проект по литературе "Я – сказочник" 2010
Проект разработан в рамках учебной темы "Устное народное творчество. Сказки". В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказки, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявят себя как писатели-сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся.
-
Проект урока по литературе "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2010
Урок является заключительным в изучении творчества Н.С. Лескова. Урок является логическим продолжением предыдущей темы «Император Николай Павлович и русский народ», где частично был затронут образ главного персонажа. Последующий урок предполагает подготовку к сочинению по теме «Русские мастера в отечественной литературе», поэтому подробный анализ образа Левши является непосредственной подготовкой к письменной работе.
-
Конкурсно-игровая программа "Путешествие по страницам русского фольклора" 2010
Предлагаемый материал поможет учителю формировать у школьников умение работать в группах, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности; способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представления учащихся о жизни и труде предков, о культурных, нравственно-этических основах их бытия.
-
Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай 2010
Урок по татарской литературе в 9-м классе знакомит с Пушкиным, Лермонтовым, Тукаем. Татарский поэт XX века Габдулла Тукай считал себя учеником Пушкина и подражал Лермонтову. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений и каждого из нас. И каждый из нас находит в них что-то своё, особенно близкое и дорогое.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сергей Есенин. Штрихи к портрету" 2010
Данный материал дает возможность учащимся 10–11-х классов более полно познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях его судьбы. Может быть использован во внеклассной работе, для проведения литературных вечеров в школьной библиотеке и на уроках литературы.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2010
Данный урок с использованием презентации является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: "Что такое личность? Человек – это личность или "нумер"? Какова роль тоталитарного государства в жизни общества?.." Занятие построено на анализе эпизодов романа Е.И. Замятина.
-
Урок-игра "Счастливый случай" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Данный урок проводится в 10-м классе во втором полугодии по двум произведениям русской литературы второй половины XIX века – роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир".
-
"Урал – каменная сказка России". Интегрированный урок (география + литература) 2010
Основная цель урока – сформировать представление о природе и природных богатствах Урала, обобщить знания учащихся о талантливом, самобытном писателе П.П. Бажове, чья жизнь и творчество были связаны с Уралом, охарактеризовать героев сказов, охарактеризовать сказ как жанр. В 8-м классе урок по сказам Бажова даётся в рамках внеклассного чтения (к юбилею писателя).
-
Тема пути в поздних произведениях Л.Н. Толстого 2010
В статье говорится о позднем творчестве Льва Николаевича Толстого на примере рассказа «После бала» и незаконченной повести «Посмертные записки старца Федора Кузмича».
-
Открытый урок в 11-м классе по роману Чингиза Айтматова "Плаха" 2010
"Болевые точки современности", обозначенные в романе, остаются и сейчас "болевыми". Школьников старших классов продолжают волновать вопросы богоискательства, наркомании, вседозволенности, совести, экологии и, конечно, вопрос "плахи" (конца своего жизненного пути.). Урок-семинар по роману Чингиза Айтматова "Плаха" всегда переходит в урок-диспут.
-
Иван Гоголев-Кындыл Уйбаан. "Хара кыталык" 2010
Статья посвящена якутскому поэту и драматургу Ивану Михайловичу Гоголеву. И в частности его известному прозаическому роману-трилогии "Черный стерх" ("Хара кыталык"). Урок проводится на якутском языке.
-
"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек") 2010
Урок является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина. Учитель ставит перед обучающимися не столько учебные цели, сколько нравственные: важно, чтобы после разговора у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
-
Урок-портрет. В.Маяковский: "Я сам расскажу о времени и о себе" 2010
На крутом историческом повороте его выбросили за борт с «парохода» современности. Кажется, что спустя 20 лет появилась возможность вернуть поэта в литературу, помочь старшеклассникам увидеть В.Маяковского как трагическую личность, отнестись к поэту без предубеждений, помочь понять, как Маяковский стал героем своей эпохи и почему гибелью расплатился по счетам своей поэзии.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "В.М. Шукшин. Жизнь. Творчество. Личность писателя" 2010
В представленном уроке рассматриваются вопросы, которые поставил Василий Шукшин и решать которые завещал нам. Также мы поговорим о жизненных уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество, несомненно, зовёт к спору, к обсуждению и в наши дни.
-
Урок литературы "Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов" (6-й класс) 2010
Материал данного урока поможет учащимся познакомиться со сказаниями русского и дагестанского народов, сформировать представление о различных идеалах и выяснить, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов. Смогут понять, совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов?
-
Игра по русскому языку и литературе для учащихся 8-х классов "Звездный час" 2010
Игра состоит из четырех туров, "коробочки грамотеев", "дуэли". Учащиеся смогут продемонстрировать свои знания по темам: "односоставные предложения", "сказуемое и его типы", "словосочетание", " литературные герои", "жанры" и др. Данную игру можно использовать и во внеклассной работе.
-
Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение "И.И. Пущину" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание. Ученики продолжают развивать умения структурировать и использовать информацию. Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся.
-
Урок-эссе об эссе "Эссе как жанр литературного произведения" 2010
Интегрированный урок русского языка, литературы, искусства в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Главная цель – знакомство с эссе как жанром литературного произведения на материале эссе В.Гроссмана «Сикстинская мадонна». На уроке анализируются также тексты Л.Петрушевской и И.Полянской.