Цель урока: ввести учащихся в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного, тем самым готовить культуроведческую основу восприятия учащимися поэмы Лермонтова.
Задачи урока:
- Образовательная: вспомнить лирические произведения Лермонтова, факты биографии, повлиявшие на характер творчества поэта; воссоздать образ эпохи XVI века, увиденный глазами Лермонтова.
- Воспитательная: воспитать любовь к Родине, к ее обычаям и традициям.
- Развивающая: продолжить развитие речи учащихся, их творческих способностей.
Оформление урока: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации разных художников к “Песне…”, на доске эпиграф “Минувшее проходит предо мною” (М.Ю. Лермонтов), вальс из балета А. Хачатуряна “Маскарад”, отрывок из фильма С. Эйзенштейна “Иван Грозный” (эпизод “Танец опричников”), мультимедийная установка, тексты произведения.
Ход урока
Звучит Вальс из балета А. Хачатуряна “Маскарад”, на фоне музыки учитель читает стихи:
Я томик Пушкина закрыла.
Но сколько б ни промчалось лет,
Как только это имя слышу,
Встает строка: “Погиб поэт…”Погиб. Но слово не исчезло,
Его успел он подхватить,
Тот, кто России не позволил
Про гений Пушкина забыть.Их имена сегодня рядом
У каждого читатель свой.
Я томик Пушкина закрыла,
Чтоб вслед за ним открыть другой…
Учитель: Так чей же томик мы сегодня открываем вместе с вами вслед за пушкинским?
Ответ учащихся (томик стихов М.Ю. Лермонтова)
Учитель: А какие стихи М.Ю. Лермонтова вы вспомнили, готовясь к этому уроку?
Ответы учащихся
Учитель: Может ли кто-нибудь из вас прочесть стихи М.Ю. Лермонтова или отрывки из них наизусть?
Учащиеся читают наизусть стихи.
Учитель: Какое же настроение прослеживается у лирического героя этих стихотворений?
Ответы учащихся (грусть, тоска, одиночество)
Учитель: Верно, одиночество. И этот мотив напрямую связан с личностью поэта. Мать М. Ю. Лермонтова умерла, когда мальчику не было еще и трех лет; бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, богатая помещица Пензенской губернии, отказала отцу в воспитании сына, ссылаясь на его бедность. Она окружила своего внука заботой и лаской и не жалела средств для развития способностей мальчика, дала внуку прекрасное образование. Но семейная распря между бабушкой и отцом повлияла на формирование характера Лермонтова: он любил одиночество, был часто задумчив, не имел настоящих друзей. До 13-ти лет воспитывался в родовом имении Тарханы, об этом времени он напишет позже:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,– памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей:
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места…
Из последней строчки видно, что Лермонтов любит свою Родину. Как же можно назвать такого человека?
Ответ учащихся (патриот)
Учитель: А еще патриотом можно назвать человека, который интересуется прошлым своей страны, изучает ее историю. Скажите, есть ли среди изученных вами ранее произведений такие, в которых Лермонтов обращается к истории России?
Ответ учащихся (“Бородино”). Учащиеся вспоминают стки из этого стихотворения и цитируют их наизусть.
Учитель: Лермонтова всегда интересовала история родной страны, так как в современной жизни поэт не находил материала, который бы помог ему разобраться во многих нравственных проблемах. О своем поколении поэт сказал:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто иль темно…
Выход для себя Лермонтов находит в обращении к истории России. В 1837 году он, находясь на Кавказе, закончил поэму “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, в которой обратился к эпохе XVI века, ко времени царствования Ивана Грозного. Поэтому тема нашего урока – “Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про… купца Калашникова”. Не удивляйтесь, пожалуйста, это сокращенный вариант названия поэта, общепринятый. Эпиграфом к уроку я хочу предложить следующие слова поэта: “Минувшее проходит предо мною”. Работая с текстом произведения, мы должны ответить на несколько вопросов, в частности:
1. Каким мы видим Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова?
2. Каков же образ эпохи XVI века в поэме?
Еще подростком Лермонтов полюбил народную поэзию. Позже он писал: “Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях”.
Учитель читает “Зачин…” к “Песне…”
Учитель: Ребята, вы прослушали “Зачин…” к поэме Лермонтова. А что он вам напоминает?
Ответы учащихся (песню, былину)
Учитель: Верно, в основе этого произведения – народные песни, былины. Не зря поэт свое произведение называет “Песней…”, так как этим он хочет подчеркнуть связь с устным народным творчеством, фольклором. Но это художественное, авторское произведение, поэтому по жанру ее определяют как поэму. Вспомните, пожалуйста, что такое поэма?
Ответы учащихся (большое стихотворное произведение)
Учитель: Итак, какой же эпохе посвящена поэма М. Лермонтова “Песня про… купца Калашникова”?
Ответы учащихся (эпохе XVI века, правлению Ивана Грозного)
Учитель: И мы сейчас совершим небольшое путешествие в Москву XVI века вместе с М.Ю. Лермонтовым.
Звучит фонограмма колокольного звона, на фоне которого учитель читает отрывок из поэмы “Над Москвой великой, златоглавою…”
Учитель: Итак, мы в Москве белокаменной. Первое место, куда мы с вами попадаем, – это царские палаты, где проходит трапеза (парадный обед). Найдите в первой главе этот эпизод и зачитайте.
Учащиеся зачитывают начало первой главы.
Учитель: Что в сцене трапезы характерно для эпохи Ивана Грозного?
Ответ учащихся (Иван Грозный в окружении бояр, дворян, опричников)
Учитель: А кто такие опричники?
Ответ учащихся (дворяне, состоявшие в опричнине; приближенные царя)
Учитель: Подберите однокоренное слово к слову “опричник”.
Ответ учащихся (опричнина)
Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?
Ответ учащихся (войско, созданное Иваном Грозным для борьбы с боярами; опричников отличала крайняя жестокость)
Учитель: Чтобы наше путешествие стало ярким и запоминающимся, обратимся к экранизации Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный” и понаблюдаем, как же веселятся опричники.
Учащимся демонстрируется эпизод “Танец опричников”.
Учитель: Чем же интересен этот эпизод?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: А мы продолжаем вместе с М. Лермонтовым путешествие по Москве и переносимся в мир Москвы купеческой. О ней говорит поэт во второй части поэмы. Итак, кто же является представителем купечества в “Песне…”? Ответьте на вопрос с помощью текста второй части.
Ответ учащихся (Степан Парамонович Калашников)
Учитель: Чему удивился Степан Парамонович, придя вечером домой? Ответ найдите в тексте.
Ответ учащихся: (жены не оказалось дома)
Учитель: Значит, по законам того времени жена должна была находиться дома, провожать и встречать мужа, воспитывать детей. Какие же взаимоотношения царят в семье? Проследите по тексту второй части.
Учащиеся работают с текстом. Обращают внимание на то, о чем просит Алена Дмитриевна мужа; о чем говорит Степан Калашников с братьями. Муж – защитник жены и детей; жена обращается к мужу за помощью. Муж должен охранять семью и быть отцом младшим братьям.
Учитель: Устои купеческой семьи традиционны. Мир купеческой Москвы живет по своим суровым законам. Это приводит нас к мысли о существовании в XVI веке определенного свода правил. Кто-нибудь знает, как он называется?
Ответ учащихся (“Домострой”)
Учитель: А наше путешествие продолжается, и мы с вами оказались на Москве-реке. Для чего же сходилися, собиралися удалые бойцы московские на Москве-реке? Ответьте на вопрос строчками из текста третьей части поэмы.
Ответ учащихся: зачитывают текст и говорят, что кулачные бои устраивались для потехи. Их очень любил Иван Грозный.
Учитель: Путешествуя с Лермонтовым по Москве XVI века, мы оказались на Лобном месте. Что же это такое?
Ответ учащихся (возвышение на площади, с которого объявлялись указы государей и на котором совершались казни и наказания)
Учитель: А каким его показал Лермонтов в поэме?
Учащиеся зачитывают конец третьей главы и комментируют его.
Учитель: Ребята, вы заметили, как ярко, разнообразно представлена эпоха XVI века на страницах поэмы?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Учитель: А какой мы видим эту эпоху? Все ли в ней однозначно?
Ответ учащихся (нет, она противоречивая)
Учитель: В чем мы видим это противоречие?
Ответ учащихся (опричнина, домострой, казнь невинных)
Учитель: А порождена эта противоречивая эпоха противоречивым государем. С одной стороны, он породил опричнину, с другой – это один из умнейших людей своей эпохи, сочиняющий музыку, разбирающийся в искусстве. Однако в конце жизни он убивает своего сына. Историк и писатель Н.М. Карамзин писал об Иване Грозном: “…не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками”. Опричнина – тоже результат порока. А что же говорит о царе в поэме М.Ю. Лермонтов? Внимательно вчитаемся в строки, которыми заканчивается 1-я глава.
Учащиеся зачитывают отрывок со слов “Ой ты гой еси…”
Учитель: Почему Кирибеевич назван лукавым рабом?
Учащиеся вместе с учителем приходят к следующим выводам (Его ложь освещает с неожиданной стороны и фигуру государя. Опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя. Против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти. Очевидно, и в его душе, беспокойной и грешной, живет какое-то чувство справедливости. Но именно царь сделал возможным преступление таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола)
Учитель: Итак, в конце нашего путешествия по Москве XVI века еще раз ответим на вопросы: каким мы видим Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова?
Ответ учащихся (противоречивым)
Учитель: Но Лермонтов все-таки опирается на традиции фольклора. А каков же образ эпохи XVI века?
Ответ учащихся (противоречивый)
Учащиеся записывают в тетради: Образ эпохи XVI века очень противоречив, а противоречивость эта порождается противоречивостью государя.
Учитель: На следующем уроке вы продолжите работу с текстом поэмы Лермонтова, опираясь на полученные знания. Дома вы перечитаете внимательно вторую часть поэмы и устно ответите на вопрос: в чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Кроме того, для тех, кто глубже заинтересовался темой, у меня есть задание на выбор: сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам поэмы или подготовить экскурсию по Москве XVI века, опираясь на знание текста поэмы.
Итак, я хочу поблагодарить вас за урок, за очень хорошую работу. Вы молодцы!
Учитель выставляет оценки и комментирует их.