Цель:
- познакомиться с творчеством Конецкого;
- его краткой биографией; рассмотреть отрывок из книги Конецкого;
- познакомиться с героями его рассказа “Тамара”, с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении;
- углубить представление о художественно детали и о внутреннем монологе.
Тип: мастерская.
Оборудование: портрет, тексты, рисунки, наглядный материал.
Ход урока
I. Введение в тему:
Вспомните рассказы В. Катаева, Екимова, с которыми вы познакомились. В каждом из них вы встретились с персонажами, которые испытали на себе последствия войны. Что может угрожать мирным людям в ситуации вооруженного конфликта?
(На доске запись: “Угроза мирным людям в ситуации вооруженного конфликта”)
– Бомбежка, обстрел, ранение, плен, голод, холод и другие. Многое из названного может угрожать жизни мирных людей.
На доске записываем слово “с м е р т ь”.
Подберите антонимы к слову “с м е р т ь”.
Пишем “ж и з н ь”.
Эпиграф:
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Прочитайте четверостишия, записанные на доске. Есть ли в них строки, слова, детали, вызывающие ассоциации с понятиями “жизнь – смерть”?
(Обратите внимание на противопоставления: город – дремучий иней, трамвайные линии – полозья; тишина-жалоба-скрип полозьев; Невский проспект – по нему скрипят полозья; смешные детские санки – на них возят умерших и больных.)
– Эти стихотворные строчки – своеобразный эпиграф нашего урока.
– Какой теме посвящено произведение, которое мы сегодня будем рассматривать?
(Это фрагмент книги Виктора Конецкого “Кто смотрит на облака”, в котором описан всего лишь один день из жизни 15-летней девочки Тамары, оказавшейся в блокадном Ленинграде.)
– Кто такой Виктор Конецкий?
(Сообщение учащихся).
II. Индуктор:
К сегодняшней встрече вами прочитан рассказ В. Конецкого “Тамара”. – Менялись ли ваши чувства по мере знакомства с текстом рассказа? Постарайтесь максимально точно подобрать слова, называющие оттенки испытываемых вами чувств.
Групповая работа.
Общее задание. Найдите в тексте детали, в которых воплощаются мотивы жизни – смерти.
При этом каждая из групп будет анализировать лишь какую-то часть произведения, выделяя детали, делающие очевидными соотношение мотивов жизни – смерти.
Группа 1 анализирует текст от начала отрывка до слов “...Следующие двадцать...”;
Группа 2 – от слов “...В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок...” до слов “...И не знала, ночь сейчас или день...”;
Группа 3 – от слов “...Арка почтамта, замерзшие часы...” до конца отрывка.
III. Беседа:
Понятно ли вам слово “мотив”? (См. в словарь.) В каком значении употребляется это слово в вашем задании?
IV. Подведение итогов работы групп:
При подведении результатов работы в группах детали, найденные в тексте, могут быть сгруппированы следующим образом и представлены приблизительно такими парами:
Жизнь звук движение тепло еда сочувствие надежда доверчивость |
Смерть отсутствие звука обездвиженность холод голод безразличие безнадежность враждебность |
А теперь подберем синонимы, позволяющие найти более точные слова для названия пар:
безразличие-равнодушие, безучастность, бесчувствие, апатия, вялость, нечувствительность; безнадежность-безысходность, безвыходность, беспросветность, отчаяние; враждебность-неприязненность, недружелюбность, недоброжелательность, агрессивность.
V. Подведение итогов. (Выступления лидеров групп):
VI. Аналитическая работа.
– Обратитесь к монологу Тамары. Каков он? (Это внутренний монолог; живой, своеобразный “поток сознания”.) Проследите, как в тексте монолога переплетаются мотивные линии. (Хотя монолог Тамары и путанный, но переходы от мыслей о смерти к мыслям о жизни прослеживаются четко.) Как этот монолог характеризует состояние героини? Какова его роль в рассказе? Вспомните известные вам произведения, где роль внутреннего монолога была бы столь же существенна.
(Рассказ В.Солоухина “Мститель”.)
– Однорукий, спасший Тамару от верной смерти, устраивает ее работать почтальоном (вспомните, на “живой” машине была надпись “Почта” .
С образом почты связаны детали (движение, тепло), в которых воплощен мотив жизни. Какое значение приобретает образ почты? (Почта и символически, и в прямом смысле слова становится спасением Тамары: там она спасается от холода, встречает Однорукого, получает работу – разносить письма, а значит и получает рабочую карточку.)
– Почему Однорукий, отдавая Тамаре корреспонденцию, говорит:”Если ты бросишь сумку – то станешь подлецом и умрешь подлецом”? Что для людей в блокадном городе значила почта?
Задание. Посмотрите на предложение, записанное на доске “Угроза мирным людям в ситуации вооруженного конфликта”.замените его таким образом, чтобы оно приобрело противоположное значение. (Получится “Защита мирных жителей в ситуации вооруженного конфликта”.)
– Что означает слово “защита”?
Вывод: Какие последствия может испытывать мирное население в ситуации вооруженного конфликта?
VII. Рефлексия:
Что вам понравилось на уроке?
– Напишите сочинение на тему “Эхо войны в повести В.Конецкого”.