Цель:
- научить целостному анализу художественного произведения,
- расширить представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних рассказов писателя;
- способствовать развитию логического мышления, устной монологической и диалогической речи, формированию правовых и нравственных ориентиров.
Тип урока: мастерская.
Средства обучения: портрет, иллюстрации, листочки, словари.
Ход урока
1. Введение в тему.
Наша мастерская посвящена изучению произведения писателя Валентина Распутина “Женский разговор”.Знакомство с ним началось еще раньше, когда вы изучали “Уроки французского”.
Рассказ “Женский разговор” впервые был опубликован в роман – газете в 1995 году. Это его новое произведение посвящено проблемам нравственных ориентиров. Его будоражат мысли, заставляют людей размышлять и спорить о жизни, счастье, о цене разума, об истине.
Высоко ценит он старух и они ему дороги в его произведениях, это Дарья в “ Прощании с Матерой”,Анна в “Последнем сроке”.
Дарья размышляет “Кто знает правду о человеке”; зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей... или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?
Валентин Распутин в 1997 году в интервью журналистке, посвященной его 60-летию вспомнил свою бабушку: “Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.
Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла и торопиться ей стало некуда.
И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям.
И сегодня в нашей мастерской предстоит встреча с бабушкой Наташей и ее внучкой Викой.
В центре мастерской – камнем на распутье станут три слова-образа: разговор, правда, и любовь. Будем искать вместе истину на пути чтения: пойдем налево к разговору, прямо к правде, направо к любви и встретимся на развилке трех дорог у живого источника духовного опыта русской литературы.
Этому будет посвящен разговор в нашей мастерской. А этому разговору так будут созвучны строки: “Из поколенья в поколенье вновь и вновь
Поем и плачем о тебе, любовь
Ты тайна вечная. И как тебя постичь?
Что ты? блаженство, мука или бич?
Соблазны ада? Божья благодать?..
Как нам, любовь, самих себя познать?..
2. Индуктор.
Вы к сегодняшней встрече прочитали один из последних распутинских рассказов “Женский разговор”.Каковы ваши первые впечатления от рассказа?
На доске словосочетание “б е л о е п л а т ь е”.
Представьте и запишите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите “белое платье”.
(Пишут на листочках под музыку Бетховена “Шопен”.)
– Невеста, выпускной бал, чистота, юность, свадьба, любовь, молодость, блаженство, выпускной бал, свежесть и другие. (после прочтения слов провести словарную работу
3. Анализ художественного произведения (задушевная беседа).
1.Чтение рассказа .
– Какие ассоциации у вас возникают со словом н о ч ь.
(Темнота, боязнь, страх, желание откровенничать, загадочность, сон, тоска, умиротворение – успокоиться, прийти в мирное состояние; тишина, ожидание, уединение, покой, одиночество и другие.)
– Почему разговор происходит ночью?
Есть выражение “успокоилась душа и говорить по душам”.По душам говорить есть потребность у каждого из нас. Душа внучки Вики и душа бабки Натальи испытывали потребность в разговоре.
Постройте синонимично-ассоциативный ряд к слову р а з г о в о р, открывая его смысл.
(Соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование, сопереживание, событие, диалог и другие.)
– Какой синоним близок к разговору Вики и бабушки? (Обмен мнениями.)
– Вот теперь давайте обратимся к тексту и, распределив задания, оформленные на карточках, проследим их обмен мнениями.
1-я карточка.
Психологический портрет героинь.
- Возраст.
- Внешность.
- Особенность поведения.
- Прошлое.
- Настоящее.
- Речь героинь.
2-я карточка.
Спор о женщине.
- Точка зрения Вики на женщину, ее роль и место в жизни.
- Точка зрения бабки Натальи.
- Ваше отношение к обсуждаемому вопросу.
3-я карточка
Разговор о любви.
- Позиция Вики.
- Как стать “любее любой”,по мнению бабке Натальи?
- Какой секрет “ранешной”любви раскрывает бабушка внучке?
4-я карточка.
Рассуждения о жизни.
- Как характеризуют героини современную жизнь?
- Какой смысл и какие чувства вкладывает каждая в одну и ту же фразу: “Все теперь не так ”?
Беседу-дискуссию завершаем советом бабушки: “Устою возьми”.
– Как вы это понимаете? (Вера в себя, в свои силы. Ощущение собственного предназначения.)
– Как вы думаете, ребята, разговор с бабушкой оказал влияние на Вику (Да, в неспокойном сне............)
– Сейчас проведем ранжирование (построение в шеренге по росту) слов по мере убывания или по мере возрастания чувств.
(Увлечение, любовь, влюбленность, страсть.)
– Подумайте, что было у Вики и у Натальи?
Согласитесь ли вы с утверждением одного из литературных критиков, писавших, что “после
книг Распутина многие представления о жизни становятся в чем -то яснее, но не проще”?
Захотелось ли вам продолжить разговор с писателем и о писателе? Вы это можете сделать, написав сочинение “Я хочу пожелать тебе, Вика...”.
Закончим урок стихотворением Юлии Друниной “Наказ дочери”
4. Рефлексия.
Кому что понравилось на уроке?