Тема "О любви, о женщине, о жизни!

Разделы: Литература


Цель:

  • научить целостному анализу художественного произведения,
  • расширить представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних рассказов писателя;
  • способствовать развитию логического мышления, устной монологической и диалогической речи, формированию правовых и нравственных ориентиров.

Тип урока: мастерская.

Средства обучения: портрет, иллюстрации, листочки, словари.

Ход урока

1. Введение в тему.

Наша мастерская посвящена изучению произведения писателя Валентина Распутина “Женский разговор”.Знакомство с ним началось еще раньше, когда вы изучали “Уроки французского”.

Рассказ “Женский разговор” впервые был опубликован в роман – газете в 1995 году. Это его новое произведение посвящено проблемам нравственных ориентиров. Его будоражат мысли, заставляют людей размышлять и спорить о жизни, счастье, о цене разума, об истине.

Высоко ценит он старух и они ему дороги в его произведениях, это Дарья в “ Прощании с Матерой”,Анна в “Последнем сроке”.

Дарья размышляет “Кто знает правду о человеке”; зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей... или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?

Валентин Распутин в 1997 году в интервью журналистке, посвященной его 60-летию вспомнил свою бабушку: “Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.

Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла и торопиться ей стало некуда.

И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям.

И сегодня в нашей мастерской предстоит встреча с бабушкой Наташей и ее внучкой Викой.

В центре мастерской – камнем на распутье станут три слова-образа: разговор, правда, и любовь. Будем искать вместе истину на пути чтения: пойдем налево к разговору, прямо к правде, направо к любви и встретимся на развилке трех дорог у живого источника духовного опыта русской литературы.

Этому будет посвящен разговор в нашей мастерской. А этому разговору так будут созвучны строки: “Из поколенья в поколенье вновь и вновь

Поем и плачем о тебе, любовь
Ты тайна вечная. И как тебя постичь?
Что ты? блаженство, мука или бич?
Соблазны ада? Божья благодать?..
Как нам, любовь, самих себя познать?..

2. Индуктор.

Вы к сегодняшней встрече прочитали один из последних распутинских рассказов “Женский разговор”.Каковы ваши первые впечатления от рассказа?

На доске словосочетание “б е л о е п л а т ь е”.

Представьте и запишите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите “белое платье”.

(Пишут на листочках под музыку Бетховена “Шопен”.)

– Невеста, выпускной бал, чистота, юность, свадьба, любовь, молодость, блаженство, выпускной бал, свежесть и другие. (после прочтения слов провести словарную работу

3. Анализ художественного произведения (задушевная беседа).

1.Чтение рассказа .

– Какие ассоциации у вас возникают со словом н о ч ь.

(Темнота, боязнь, страх, желание откровенничать, загадочность, сон, тоска, умиротворение – успокоиться, прийти в мирное состояние; тишина, ожидание, уединение, покой, одиночество и другие.)

– Почему разговор происходит ночью?

Есть выражение “успокоилась душа и говорить по душам”.По душам говорить есть потребность у каждого из нас. Душа внучки Вики и душа бабки Натальи испытывали потребность в разговоре.

Постройте синонимично-ассоциативный ряд к слову р а з г о в о р, открывая его смысл.

(Соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование, сопереживание, событие, диалог и другие.)

– Какой синоним близок к разговору Вики и бабушки? (Обмен мнениями.)

– Вот теперь давайте обратимся к тексту и, распределив задания, оформленные на карточках, проследим их обмен мнениями.

1-я карточка.

Психологический портрет героинь.

  1. Возраст.
  2. Внешность.
  3. Особенность поведения.
  4. Прошлое.
  5. Настоящее.
  6. Речь героинь.

2-я карточка.

Спор о женщине.

  1. Точка зрения Вики на женщину, ее роль и место в жизни.
  2. Точка зрения бабки Натальи.
  3. Ваше отношение к обсуждаемому вопросу.

3-я карточка

Разговор о любви.

  1. Позиция Вики.
  2. Как стать “любее любой”,по мнению бабке Натальи?
  3. Какой секрет “ранешной”любви раскрывает бабушка внучке?

4-я карточка.

Рассуждения о жизни.

  1. Как характеризуют героини современную жизнь?
  2. Какой смысл и какие чувства вкладывает каждая в одну и ту же фразу: “Все теперь не так ”?

Беседу-дискуссию завершаем советом бабушки: “Устою возьми”.

– Как вы это понимаете? (Вера в себя, в свои силы. Ощущение собственного предназначения.)

– Как вы думаете, ребята, разговор с бабушкой оказал влияние на Вику (Да, в неспокойном сне............)

– Сейчас проведем ранжирование (построение в шеренге по росту) слов по мере убывания или по мере возрастания чувств.

(Увлечение, любовь, влюбленность, страсть.)

– Подумайте, что было у Вики и у Натальи?

Согласитесь ли вы с утверждением одного из литературных критиков, писавших, что “после

книг Распутина многие представления о жизни становятся в чем -то яснее, но не проще”?

Захотелось ли вам продолжить разговор с писателем и о писателе? Вы это можете сделать, написав сочинение “Я хочу пожелать тебе, Вика...”.

Закончим урок стихотворением Юлии Друниной “Наказ дочери”

4. Рефлексия.

Кому что понравилось на уроке?